Государственное учреждение образования «Гимназия г. Логойска»
«Управление светом»
(исследовательская работа)
| Подготовили: Войтик Данила, Петушкова Мария, учащиеся 2 «В» класса Учитель: Сергеенко Наталия Михайловна |
Логойск
2016
Содержание
| Введение | 3 |
I. | Управление светом | 4 |
1.1 | Свет в жизни людей | |
1.2 | История развития искусственных источников света | |
II. | Работа с логическими электронными схемами | 5 |
III. | Измерение силы тока и напряжения | 6 |
| Заключение | 7 |
| Приложения | 8 |
Введение
Мне больше всего интересно играть в игру – электронный конструктор «Знаток». Приложение 1. Потому что эта игра знакомит меня с наукой «Физика», физическим миром, учит понимать секреты этого мира. Большую часть свободного времени я провожу с этим конструктором, так как получаю удовольствие от практической деятельности: могу создать звуки перестрелки, пожарной машины, звуки Звёздных воин, музыкального дверного звонка и другие сигналы. Собирая те или иные электрические цепи, можно быстро усвоить многие знания и практические навыки по электронным схемам и отдыхая, познакомиться с удивительным миром электроники. Собрав схему, можно получить акустический или электрический сигнал. Меня заинтересовал вопрос: а можно ли управлять сигналом (светом) и что для этого нужно знать, сделать?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы определили тему исследовательской работы «Управление светом».
Цель работы. Узнать, возможно ли управлять светом в электрической цепи.
Задачи:
1. Узнать об истории развития искусственных источников света и роли света в жизни человека.
2. Рассмотреть устройство современной лампы накаливания.
3. Познакомится с понятиями: электрический ток, сила тока и напряжение, амперметр и вольтметр, батарейка, электрические цепи.
3. Научиться собирать простые электрические цепи по схемам и измерять в них силу тока, напряжение.
3. Развивать умения и практические навыки работы с логическими схемами электронного конструктора «Знаток».
Объект исследования: электрические цепи.
Гипотеза. Возможно, от источника электричества зависит сила тока и напряжение, следовательно, управляя источником электричества можно управлять светом.
Методы исследования:
найти информацию в книгах и сети Интернет об истории развития искусственных источников света и роли света в жизни человека;
провести эксперимент с электрическими цепями;
проанализировать факты и сделать выводы.
I. Управление светом
1.1. Свет в жизни людей
СВЕТ — электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом.
Свет играет в жизни людей очень важную роль. Путь развития искусственного освещения был долгим и сложным. С доисторических времен и до середины ХIХ века человек применял для освещения своего жилища: пламя факела; лучину; масляный светильник; свечу; керосиновую лампу; газовые фонари.
1.2. История развития искусственных источников света
Первыми электрическими лампами были лампы накаливания, которые служат нам до сих пор. Лампа была изобретена в разных странах почти одновременно, поэтому нельзя с уверенностью утверждать, кому принадлежит авторство. Заставить светиться стержень (угольный или металлический) в стеклянном сосуде с откаченным воздухам сумели многие. Но создать надёжную, достаточно долговечную и недорогую лампу, и наладить её производство сумел американский изобретатель Томас Эдисон (с угольной нитью). Приложение 2.
Также узнали, что есть два вида ламп: лампы накаливания и люминесцентные. Лампы могут быть разные по размеру и форме. Приложение 3.
Мы изучили современную лампу накаливания. Она имеет цоколь, контакт, стеклянную колбу, нить накала, газ, предохранитель. Приложение 4.
II. Работа с логическими электронными схемами
Мы уже умеем собирать некоторые электрические цепи. А что такое электрическая цепь, элементы цепи и функции, которые они выполняют?
Обратившись к литературным и Интернет источникам мы узнали: электрическая цепь – это совокупность соединённых определённым образом элементов и устройств, которые образуют путь для прохождения электрического тока. Схемы есть принципиальные и монтажные. Приложение 5.
Без особого труда получилась цепь схемы №1 «Лампа». Приложение 6.
Согласно методике сборки мы использовали: провода с 2 соединительными клеммами, батареи (4 штуки), лампу 2.5 вольт, включатель.
После сборки проводим наблюдение. При замыкании выключателя лампа загорается. Она гаснет, когда выключатель размыкается. Что происходит? Почему лампа сначала загорается, а потом гаснет?
Вывод: лампочка горит, потому что батареи являются источником электричества.
Далее продолжаем работать со схемой №2 «Лампа с изменяемой яркостью». Приложение 7.
Выполняем сборку цепи по схеме, делаем вывод: свет лампы менее яркий. Предполагаем, двух батарей недостаточно для того, чтобы лампа горела, нужно изменить электрическую цепь, добавив в неё ещё две батареи. После того, как количество батареи увеличили до четырех, свет лампы стал ярким. Почему?
Приступая к практической части работы перед нами стояли многие вопросы: Какова причина возникновения электрического тока? Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц.
Как найти силу тока? Найти силу тока можно на практике с использованием специальных приборов для измерения.
Какие приборы нужны? Амперметр (Прибор назван в честь французского учёного Андре Ампера.)
Как найти напряжение тока? Вольтметр (Прибор для измерения электрического напряжения назван в честь итальянского физика Александро Вольта.)
Вывод: физические величины получили свои названия в честь великих ученых. Приложение 8.
III. Измерение силы тока и напряжения
Для того чтобы проверить гипотезу мы последовательно включили в цепь прибор амперметр и параллельно вольтметр. Приложение 9.
Свои наблюдения и результаты эксперимента зафиксировали в таблице 1.
Таблица №1
Схемы | Сила тока, А | Напряжение, В | Характер света лампы |
№1 | 0,4 | 6 | яркий |
№2 | 0,2 | 3 | менее яркий |
Данный эксперимент помог ответить на вопрос, почему в одной цепи лампа горела ярко, а в другой – свет лампы был менее ярким.
Выводы: сила тока, напряжение и характер света лампы зависят от источника электричества, т.е. от количества батареи в электрической цепи.
Заключение
В результате работы над темой мы получили ответы на вопросы:
- Почему лампа сначала загорается, а потом гаснет?
- Как измерить силу тока и напряжение в электрической цепи?
- Возможно ли управлять светом?
Цель работы достигнута. Мы выяснили, что в электрической цепи можно управлять светом.
А также, в ходе проведения эксперимента с электрическими цепями и наблюдений, доказали гипотезу. Сила тока и напряжение зависят от устройства электрической цепи и источника электричества, в нашем случаи от батареи. Значит, управляя источником электричества возможно управлять светом.
Закончив работу по теме исследования у нас возник еще один вопрос. Что можно исследовать в этом направлении дальше? Мы предположили, что детям интересно было бы играть с электрифициро-ванной игрушкой, которая не несет опасность. А для этого можно использовать изученные электрические цепи с лампой, например для кукольного домика. Приложение 10.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игра - электронный конструктор «Знаток»


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Изобретение лампы накаливания


Павел Яблочков


Александр Лодыгин
Американский изобретатель Томас Эдисон
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Виды ламп


ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Современная лампа накаливания

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Принципиальная и монтажная схемы

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Принципиальная схема цепи №1 «Лампа»


Монтажная схема цепи №1
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Монтажная схема цепи №2 
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Измерительные приборы силы тока и напряжения



Андре-Мари Ампер
французский физик и математик
(1775 - 1836)

ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Измерение силы тока

Измерение напряжения


ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Что можно исследовать в этом направлении дальше?

Разработать и выполнить электрифицированную игрушку.