Организация исследовательской работы Атанова Наталья Владимировна учитель начальных классов МАОУ СОШ №3
Сейчас широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Смотрю на свою жизнь с высоты 40 лет и вижу школу 3, школу своего детства! С первого класса я училась в ней, потом проходила практику, получала первые профессиональные навыки, с радостью работала, участвовала в конкурсах, имела победы и поражения, но не падала духом! Какая она разная была в разные века
Учитель! Это тот, кто все знает! Я всегда так думала, когда девочкой смотрела на свою первую учительницу, Черкашину Ольгу Ивановну! Никогда не забуду ее интересные уроки, веселые походы. Особенно запомнилось посвящение в октябрята и пионеры, сбор макулатуры всем классом! Это самые яркие воспоминания о начальной школе!
Медовченко Ольга Фроловна – мой любимый учитель математики! Она учила нас логически мыслить, дружить и уже в те далекие годы она научила нас работать в парах и группами! Это было здорово!
Две учительницы научили нас трудолюбию, творчеству! А главное они любили свое дело, и мы это чувствовали! Они воспитали нас патриотами своей малой родины и привили любовь к нашей великой стране!
НСегодня я оглядываюсь назад и вижу наяву картинки своего профессионального становления! Уже несколько лет учу своих учеников познавать мир, заниматься исследовательской деятельностью.
Среди моих учащихся лауреаты Всероссийского и Регионального конкурсов «Я – исследователь»; несколько победителей зонального и муниципального этапа краевого конкурса «Эврика. Юниор»; победители муниципального этапа краевого конкурса «Семейные экологические проекты»
Это помогло им достигнуть отличных результатов в обучении, в также успехов в разных отраслях. Среди них есть политики, медицинские работники, учителя, строители, военные, предприниматели, успешные счастливые люди!
Значит, я смогла отдать искру своей любви им ! Именно они делают нашу Россию лучше! А самое главное для меня, что они доверили уже своих детей мне! Спасибо Вам, мои ученики, за вашу искренность!
Я думаю, что ведущую роль в моей работе должны играть творческие методы обучения. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа– один из важнейших путей в решении данной задачи.
В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования Сейчас у меня второй класс, конечно, все исследователи, а общий проект нашего класса «Азбука Гулькевичи». Наш город стал образовательной средой для моих учеников! Дети исследуют всё: от А до Я!
Названия улиц, реклама, объявления, вывески – основа для русского языка и литературного чтения! Вокруг нас находится много орфограмм! Оказалось, обычные словарные слова «магазин», «аптека», «улица» мы встречаем ежедневно в городе! А я учу детей наблюдательности, видеть новое в обычной жизни!
Изучать состав числа от 1 до 20 нам помог адрес каждого ребенка. Например, квартира номер 8, значит, ученик рассказывает состав числа 8, а у другого дом номер 6, значит, состав шести, а третий живет в пятиэтажном доме, значит, состав числа 5. А как интересно было ходить друг к другу в гости, повторяя нумерацию и состав чисел. Мы считали все в городе! Математика на каждом шагу, но только раньше она пряталась, а сейчас мы ее увидели.
Родители помогают мне преподавать урок кубановедения! Папа Викторова Алексея и Кузьменко Алексея обучал нас премудростям походов! Мама Полины Давыденко очень много путешествует, умеет красиво и эмоционально рассказывать нам о городах края. Дедушка и бабушка Ильи Салата имеют большое хозяйство, и мы узнали всё о домашних животных! Бабушка Юли рассказала нам историю города и улиц, потому что она родилась здесь, и история района прошла перед ее глазами!
Дети, родители, учитель – мы вместе изучаем свою малую родину! Эти встречи иногда перемешивают роли, и я чувствую себя в роли ученика! Я многое не знаю! На свой город я смотрю уже другими глазами! Я не просто люблю его, я горжусь, что живу в Гулькевичи! Раньше мне урок кубановедения не особо нравился! Я возмущалась, что трачу целый урок не на математику или русский язык, а сейчас мое мнение меняется. Хотя я думаю, что учебник по кубановедению требует некоторых доработок. Мне хочется, чтобы в нем была строчка о каждом районе края. Это очень дорогие слова для каждого ребенка!
Думаю, что возможно организовать своеобразную копилку, куда учителя кубановедения могли помещать не только разработки своих уроков, но и размещать фотографий, литературные произведения кубанских поэтов и писателей, исторические документы, кинохронику, касающуюся истории нашего края. Через этот сайт можно было бы наладить диалог с краевыми музеями, различными предприятиями, библиотеками, организациями культуры, казачеством. Это большой минус, что до сих пор нет этого единого центра!
Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.