СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая работа по родному языку в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная итоговая работа по родному языку предполагает анализ текста в разных направлениях:  умение определить тип речи, стиль,  найти средства связи предложений. Также ребятам предлагается вспомнить изобразительно-выразительные средства языка, понятия лексики.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа по родному языку в 10 классе»

Итоговая работа по родному языку в 10 классе

ВАРИАНТ 2

  1. Соотнесите определения и понятия.

    Понятие

    Определение

    1

    Архаизмы

    А

    Слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.

    2

    Неологизмы

    Б

    Слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской

    3

    Синонимы

    В

    Слова, вышедшие из употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия.

    4

    Паронимы

    Г

    Устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав.

    6

    Фразеологизмы

    Д

    Слова или значения слов, которые возникли в языке относительно недавно и ещё не стали общеупотребительными.

  2. Соотнесите определения и понятия.


Понятие


Определение

1

Олицетворение

А

Необычная последовательность слов в предложении, придающая ей особую выразительность.

2

Инверсия

Б

Перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу.

3

Сравнение

В

Приём звуковой организации текста: повторение согласных звуков.

4

Аллитерация

Г

Конкретное изображение отвлеченной идеи.

5

Аллегория

Д

Прямое сопоставление одного предмета, явления с другим.



Прочитайте текст.

Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли. Когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над домом.

Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается запахами воска и мёда. Липы стоят рядом с домом, и в дуплах их живут дикие пчёлы.

В доме много хорошего псковского льняного белья — скатертей, полотенец, занавесей. У льна свой аромат — прохладный, крепкий. Когда льняные вещи в доме стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскими ткачихами на старинных станах.

Вещи из льна обладают удивительным свойством: там, где они, всегда пахнет свежестью. Учёные говорят, что лён сберегает здоровье человека. Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, — почти никогда не хворает простудой.

Пушкинские крестьяне, как и все псковичи, издревле любили выращивать лён, и он славился по всей России и за её пределами. Двести лет тому назад в Пскове была даже английская торговая контора, которая скупала лён и льняные изделия и отправляла их в Англию.

От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей.



Выполните задания по тексту.

  1. Какие ВЫВОДЫ можно сделать, прочитав данный текст? Выберите варианты ответов.

  1. Дом Пушкина в Михайловском пользуется большой популярностью.

  2. Особенно хорошо в музее осенью – недаром это любимое время года великого поэта.

  3. Вещи изо льна полезны для здоровья.

  4. Автор называет дом-музей Пушкина живым, так как через него проходят тысячи людей.

  5. Льняные вещи были популярны не только в России, но и в Англии.

  1. Выберите ВЕРНЫЕ утверждения:

  1. Стиль данного текста публицистический.

  2. 1-2 предложения текста противопоставлены по содержанию.

  3. Основной тип речи текста – описание.

  4. 1 и 2 предложения текста связаны при помощи личного местоимения.

  5. В последнем предложении текста одним из средств выразительности является сравнение.

Итоговая работа по родному языку в 10 классе

ВАРИАНТ 1

  1. Соотнесите определения и понятия.

    Понятие

    Определение

    1

    Омонимы

    А

    Слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы.

    2

    Историзмы

    Б

    Слова, вошедшие в русский язык из других языков.

    3

    Антонимы

    В

    Слова, имеющие прямо противоположные лексические значения

    4

    Профессионализмы

    Г

    Слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни.

    6

    Заимствованные слова.

    Д

    Одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка.

  2. Соотнесите определения и понятия.


Понятие


Определение

1

Гипербола

А

Приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков.

2

Ассонанс

Б

Резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

3

Эпитет

В

Противопоставление, выраженное, как правило, антонимами.

4

Антитеза

Г

Художественное определение, придающее выражению образность, эмоциональность.

5

Контраст

Д

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение.



Прочитайте текст.

Неделю в нашем лифте длился поединок любителей настенных автографов, с одной стороны, и работников ЖЭКа – с другой. Изрядно разрисованный, поцарапанный ключами и гвоздями лифт обшили новыми панелями. На видном месте был прикреплён лист ватмана с обращением: «Уважаемые остряки! Если кому-нибудь из вас не терпится поупражняться в остроумии, к вашим услугам этот лист бумаги». Через несколько дней я увидел первую надпись на стенке. Это был словно сигнал. Интеллигентная попытка работников ЖЭКа потерпела неудачу.

Чем, в самом деле, пронять этих «рисовальщиков»? Говорить, что за полированными панелями стоит труд лесорубов, столяров, полировщиков? Что людям других представлений о порядке, о чистоплотности их надписи и рисунки оскорбительны, непонятны? Пожалуй, не на всех это подействует. Неуважение к окружающим началось раньше. Не сумели внушить привычку считаться с самочувствием другого, ценить чужой труд.

Иные склонны считать эти забавы в лифте озорством. Но шалость и, по выражению Пушкина, «весёлое лукавство ума» должны быть талантливы, иначе они превращаются в пошлость, в заурядную порчу имущества. Талантливое озорство фантазирует, забавляет, тешит, а не оскверняет общественное чувство.

Соизмерить любой свой поступок, побуждение с тем, как это отразится на других людях, — в этом, по-моему, заложены истоки воспитания доброты и человечности.



Выполните задания по тексту.

  1. Какие ВЫВОДЫ можно сделать, прочитав данный текст? Выберите варианты ответов.

  1. Разрисованные стены лифта – это проявление неуважения к окружающим.

  2. Забавы в лифте можно считать безобидным озорством.

  3. Интеллигентное отношение даже на хулиганов оказывает положительное воздействие.

  4. Неправильное воспитание – причина неуважения к другим людям.

  5. Доброта и человечность заключаются в понимании того, как твои действия оразятся на окружающих.

  1. Выберите ВЕРНЫЕ утверждения:

  1. Стиль данного текста публицистический.

  2. 1-2 предложения текста противопоставлены по содержанию.

  3. Основной тип речи текста – описание.

  4. 1 и 2 предложения текста связаны при помощи форм одного слова.

  5. Во втором абзаце используется вопросно-ответная форма изложения.