СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К. И. Чуковский «Айболит»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К. И. Чуковский «Айболит»»

Класс: 1 (подготовительный этап).

Тема: «К. И. Чуковский «Айболит».

Цель:

Планируемые результаты:

1. Предметные: умеет ориентироваться в книге; понимает, о чем говориться в произведении; знает содержание сказки «Айболит»; знает произведения К. И. Чуковского; умеют описывать героя произведения по услышанному.

2. Метапредметные: воспринимает на слух содержание сказки; умеет работать с учебником, информацией; умеет слушать и понимать речь учителя и одноклассников; способен принять участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного.

3. Личностные: проявляет интерес к сказке; проявляет интерес к книге; проявляют чувство сопереживания; проявляет положительное отношение к учению.

Оборудование: книга К. И. Чуковский «Айболит».



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

I Подготовка к восприятию на слух избранного учителем произведения (1-2 мин)

- Дорогие ребята! Приглашаю вас в «Мир книги», чтобы познакомиться с книгой К. И. Чуковского. Он написал много сказок.

- Ребята, какие его сказки вы уже читали?

- Молодцы! Вы знаете очень много произведений!



- Корней Чуковский был трудолюбивым человеком. Всегда, где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки и сказки.

- А знаете, как он начал писать сказки?

- У него однажды заболел сынишка. Чтобы родители не делали, он плакал. И тогда Корней Чуковский начал рассказывать ему сказки, а сынишка тихо-тихо их слушал, лишь папа не заканчивал.

- А вы любите, когда вам родители читают книги?

- Хотите я вам почитаю?

- Прекрасный вопрос. Это сказка в стихах К. Чуковского, а называется она «Айболит».

- Вы готовы тихо слушать и не отвлекаться?




- «Телефон».

- «Мойдодыр».

- «Муха-Цокотуха».

- «Тараканице».




Предполагают.





- Да!

- Да. А что?



- Да!

Фронтальная

II Выразительное чтение и перечитывание произведения учителем (3-7 мин)

Читает произведение (не полностью).

- Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

И пришёл к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос!»

И прибежала зайчиха

И закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит: «Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке».

И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки.

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеётся она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, Айболит!»
Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!»

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасайте, доктор,

Наших малышей!»

«Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?»

«Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит!»

«Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу.

Только где же вы живете?

На горе или в болоте?»

«Мы живем на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо.
И встал Айболит, побежал Айболит.

По полям, по лесам, по лугам он бежит.

И одно только слово твердит Айболит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

А в лицо ему ветер, и снег, и град:

«Эй, Айболит, воротися назад!»

И упал Айболит и лежит на снегу:

«Я дальше идти не могу».

И сейчас же к нему из-за ёлки

Выбегают мохнатые волки:

«Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!»

И вперёд поскакал Айболит

И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Но вот перед ними море —

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна,

Сейчас Айболита проглотит она.

«Ой, если я утону,

Если пойду я ко дну.

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?»

Но тут выплывает кит:

«Садись на меня, Айболит,

И, как большой пароход,

Тебя повезу я вперёд!»

И сел на кита Айболит

И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы всё выше, а горы всё круче,

А горы уходят под самые тучи!

«О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?

И сейчас же с высокой скалы

К Айболиту слетели орлы:

«Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!»

И сел на орла Айболит

И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

А в Африке,

А в Африке,

На черной

Лимпопо,

Сидит и плачет

В Африке

Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит

И на море из Африки

Без отдыха глядит:

Не едет ли в кораблике

Доктор Айболит?

И рыщут по дороге

Слоны и носороги

И говорят сердито:

«Что ж нету Айболита?»

А рядом бегемотики

Схватились за животики:

У них, у бегемотиков,

Животики болят.

И тут же страусята

Визжат, как поросята.

Ах, жалко, жалко, жалко

Бедных страусят!

И корь, и дифтерит у них,

И оспа, и бронхит у них,

И голова болит у них,

И горлышко болит.

Они лежат и бредят:

«Ну что же он не едет,

ну что же он не едет,

Доктор Айболит?»

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит.

Ах, у её малюток,

У бедных акулят,

Уже двенадцать суток

Зубки болят!

И вывихнуто плечико

У бедного кузнечика;

Не прыгает, не скачет он,

А горько-горько плачет он

И доктора зовет:

«О, где же добрый доктор?

Когда же он придет?»

Читает отрывок два раза.

Случают учителя.

Фронтальная

III Коллективное воссоздание прочитанного в деталях, картинах; размышления о прочитанном

(4-6 мин)

- Понравилась вам сказка?

- Хотели бы вы узнать, чем она кончится? Предположите, чем она кончится.

- Как вы думаете, что значит «Айболит»?

- Имя доктора было придумано из двух слов: «Ай» и «болит».

- Каким же человеком был доктор Айболит?

- Кого доктор очень любил?

- Кто приходил к нему лечится?






- Умницы!

- От кого пришла эта телеграмма?

- Верно. Молодцы!

- Какие препятствия встретились на пути доктора?

- Кто помог преодолеть препятствия?

- Где лечил животных Айболит?

- Какие животные болели в Африке? Что у них болело?

- Как вы представляете себе доктора Айболита?

Отвечают.

Предполагают.




- Хорошим, добрым.

- Животных.

- Жучок.

- Лиса.

- Зайцы.

- Корова.

- Волчица.

- Медведица.

- Червячок.

- От Гиппопотама!


- Горы, снег, море.

- Волки, кит, орлы.

- Под деревом.

Рассказывают.

Описывают.

Фронтальная

IV Рассматривание книги, в которой помещено прочитанное произведение, с целью осмысления внешних примет воспринятого на слух содержания и отыскания в книге произведения, с которым познакомились (4-6 мин)

- Давайте возьмем книги в руки и посмотрим, насколько вы правы.

- Ребята, посмотрите обложку книги, что на ней изображено?

- Где написан автор книги?

- Где написано название произведения?

- Можем ли мы по обложке понять, о чем будет говориться в книге?

- Давайте откроем книгу, полистаем ее.

- Вы нашли иллюстрации к нашей сказке?

- Что мы можем сказать об авторе? Про кого он пишет сказки?



Отвечают на вопросы.

Рассматривают книгу.

Индивидуальная

V Рекомендация: что

можно попробовать сделать в свободное время самому, если захочется (1-2 мин)

- Ребята, я предлагаю вам ,если хотите нарисовать рисунки к какому-то фрагменту из сказки; найти в своем доме книгу, где тоже есть сказка «Айболит»; можете попросить организовать вечернее чтение с родителями этой сказки (на выбор ребенка, что захочется).

Слушают.

Фронтальная