СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как организовать самостоятельную работу школьников при изучении обзорных тем

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как организовать самостоятельную работу школьников при изучении обзорных тем

 

Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции. Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учеников: читая лекцию, учитель одновременно руководит работой слушателей. Лекция способна не только сообщать информацию, но и формировать мировоззрение, помогает становлению личности.

Просмотр содержимого документа
«Как организовать самостоятельную работу школьников при изучении обзорных тем»

Как организовать самостоятельную работу школьников при изучении обзорных тем



Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции. Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учеников: читая лекцию, учитель одновременно руководит работой слушателей. Лекция способна не только сообщать информацию, но и формировать мировоззрение, помогает становлению личности.

Обзорные лекции предполагают активную самостоятельную работу учащихся, требуют совместного творчества учителя и учеников. Лекция пред полагает участие учеников в решении проблемы, позволяет им продолжить ее исследование. Это делает необходимой систему активных форм обучения. Например, в обзорной лекции, посвященной литературе «серебряного века», можно просто факт за фактом рассказать об основных вехах эпохи, художественных принципах ведущих направлений, характере литературной борьбы. Но гораздо интереснее решать в лекции один из проблемных вопросов, связанных с общественно-культурной ситуацией рубежа столетий (Это типичное явление для всех национальных литератур или оно является особенностью только русской литературы? Чего больше в культуре рубежа веков - следования традициям или новаторства?) При подготовке лекции важно четко разработать ее концепцию. В данном обзоре центральными могут стать различные проблемы, которые и будут формировать фактуальный материал.

В ходе подготовки к занятию можно объединить учеников в группы, которые должны будут поработать над определёнными заданиями, чтобы в ходе обзорного урока знакомить друг друга с новым материалом или же использовать то, что повторили в процессе подготовки. Следует порекомендовать школьникам вести дневник наблюдения в процессе лекции, а также «словарь эпохи». Разнообразит лекцию учителя видеофильм по данной теме или аудиозаписи. Например, музыка той эпохи, о которой идёт речь. Можно дать задание ученикам найти в программных статьях поэтической школы положения, раскрывающие взгляды ее представителей на задачи литературного творчества, декларируемые эстетические принципы. После обсуждения составить сводную таблицу, отражающую ключевые положения литературных манифестов.

При работе с обзорными темами не следует забывать, что они формируют системный взгляд на историко-культурный процесс и его внутренние закономерности, углубляют представления учащихся об основных эстетических системах в мировой культуре.