СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как преодолеть детскую застенчивость

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕТСКУЮ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ?

 

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наибо­лее актуальны для людей XX столетия, то проблема застенчиво­сти и порожденных ею трудностей общения наверняка займет од­но из первых мест. И в этом нет ничего удивительного. Все боль­ше людей живет в крупных городах, где человек на каждом шагу вынужден вступать в контакт с незнакомцами. Необычайно рас­ширилась сфера обслуживания, работники которой обязаны уметь общаться с клиентами, иначе они лишатся и клиентов, и заработка. Вообще, люди стали гораздо больше договариваться между собой, авторитарный стиль изживает себя и в семье, и в школе, и на службе. С другой стороны, нагрузка на психику сейчас несравнимо больше, чем раньше. В этом виноват и сумасшедший ритм современной жизни, и обилие информации, и калейдоскоп со­бытий и лиц, мелькающих перед глазами любого, кто пройдется или проедет по городским улицам, посмотрит телевизор и т.д. Наши дети, естественно, делят с нами все эти трудности.

 

Что такое истинная

Просмотр содержимого документа
«Как преодолеть детскую застенчивость»

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕТСКУЮ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ?


Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наибо­лее актуальны для людей XX столетия, то проблема застенчиво­сти и порожденных ею трудностей общения наверняка займет од­но из первых мест. И в этом нет ничего удивительного. Все боль­ше людей живет в крупных городах, где человек на каждом шагу вынужден вступать в контакт с незнакомцами. Необычайно рас­ширилась сфера обслуживания, работники которой обязаны уметь общаться с клиентами, иначе они лишатся и клиентов, и заработка. Вообще, люди стали гораздо больше договариваться между собой, авторитарный стиль изживает себя и в семье, и в школе, и на службе. С другой стороны, нагрузка на психику сейчас несравнимо больше, чем раньше. В этом виноват и сумасшедший ритм современной жизни, и обилие информации, и калейдоскоп со­бытий и лиц, мелькающих перед глазами любого, кто пройдется или проедет по городским улицам, посмотрит телевизор и т.д. Наши дети, естественно, делят с нами все эти трудности.


Что такое истинная застенчивость?

Годовалый ребенок впервые ступил на траву. Он стоял, боясь пошевелиться, и на его лице были написаны изумление, любопытство и ужас. Родители не сразу дога­дались, в чем дело, а потом дошло, что трава ему кажется живой. Представьте себе, вы стоите среди множества извивающихся (трава колыхалась на ветру) и тихо шипящих зеленых змеек. Есть от чего оторопеть. Примерно те же ощущения ребенок испытывает и позже, только оторопь у него уже вызывают не трава или гудок пожарной машины, а многообразие и сложность человеческих отношений. Кому говорить «ты», а кому «вы»? Почему мама не велит разговаривать с чужими, но когда мы с ней едем в автобусе и незнакомая тетя спрашивает, как меня зовут, а я молчу и прячусь за мамину спину, мама недо­вольно хмурится? Можно ли заранее опреде­лить, какие дети на площадке будут играть со мной мирно, а какие начнут обзываться и даже кинутся в драку? Или лучше держаться на вся­кий случай подальше?

Конечно, дети с высокой адаптивностью до­статочно быстро усваивают модели поведения, принятые в обществе, но увы, уповать только на природные качества ре­бенка, ставя его в труд­ные психологические условия (а жизнь в современном городе психоло­гически трудна даже для многих взрослых), так же легкомысленно, как, скажем, давать детям до года шоколад и шпроты. У кого-то организм с ними справится, а у кого-то начнутся диатез и не­сварение желудка.

«Диатез» на общение проявляется в основ­ном в виде застенчивости. Причем девочки стес­няются чаще, чем мальчики, но родители дево­чек обращаются за помощью к специалистам на­много реже — обычно в тех случаях, когда это принимает крайние формы (например, в незна­комом месте девочка и рта не может раскрыть, а ей через год предстоит пойти в школу) или по­рождает заикание, тики и другие невротические расстройства. Это вовсе не значит, что родители девочек менее внимательны и заботливы. Про­сто у нас традиционно считается, что девочка должна быть скромной. И застенчивость, пусть даже ярко выраженная, ей не повредит.

Застенчивые дети выглядят удивительно по­хоже. Порой кажется, что на прием в наш соци­ально-психологический центр косяками идут близнецы. Опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и почти никог­да в глаза собеседнику, ерзанье на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые про­стые вопросы... Они готовы спрятаться куда угодно, хоть сквозь землю провалиться, только бы их не трогали. Как бы им хотелось сделаться невидимками! Но потом, при ближайшем рас­смотрении, выясняется, что для многих детей за­стенчивость — лишь маска, за которой скрыва­ются совершенно иные психологические трудно­сти. Ребенок может быть вовсе не застенчивым по природе, а наоборот, обладать неуемной жаж­дой лидерства. Но не умея ее реализовать и столкнувшись с неудачей, предпочтет уходить от контактов (разумеется, подсознательно; если вы его спросите, он не объяснит мотивы своих по­ступков, а скажет: «Не хочу, неинтересно»). В этом случае нужно не столько бороться с застен­чивостью, сколько определить, какая деятель­ность для вашего ребенка наиболее успешна, что у него получается лучше всего, и дать ему воз­можность раскрыть свои способности. Поверив в свои силы, почувствовав себя хоть в чем-то ли­дером, такой ребенок окрылится и перестанет дичиться окружающих.

А бывает, что застенчивость маскирует по­вышенную ранимость, обидчивость. Ребенок не рвется всегда и во всем быть первым, но душа у него такая хрупкая, что он, как мимоза, не дает к себе прикоснуться, избегает контактов.

Уклоняться от общения можно и по совер­шенно другой причине — когда не знаешь, что сказать, как поступить. Очень часто так ведут се­бя дети с бедной фантазией, неразвитым мышле­нием, медленной реакцией. Поэтому путь к рас­крепощению такого ребенка лежит прежде все­го через его умственное развитие. Как только фантазия заработает, ребенку будет гораздо лег­че контактировать с окружающими. А то какой смысл знакомиться с ребятами? Ну, скажешь, как тебя зовут, а дальше что? Тишина?

При аутизме, тяжелом психическом откло­нении, дети тоже отгораживаются от общения или общаются формально, не проявляя настоя­щей заинтересованности в собеседнике и порой даже посреди фразы «уплывая» в свой особый, малопонятный мир. И это тоже подчас путается с застенчивостью, хотя на самом деле не имеет с ней ничего общего. У застенчивых детей очень сильна тяга общения, они просто не умеют уста­новить контакт и сами от этого страдают, хотя и не всегда признаются в своих страданиях. А дети аутичные не испытывают потребности в чужих людях, им вполне хватает самых близких (в пер­вую очередь матери). Да и с близкими это общение очень своеобразное. Потому у аутичного ре­бенка надо попытаться пробить броню равноду­шия, этакий защитный панцирь, в котором он прячется от мира.

Ну, а есть, казалось бы, сверхзастенчивые де­ти, которые с чужими людьми буквально не ска­жут и пары слов. Даже свое имя могут не назвать. Они разговаривают и общаются избирательно, только по своему выбору. В основном, естествен­но, с домашними. На профессиональном языке такое отклонение называется «избирательный мутизм» («мутист» — «немой»). Однако при ближай­шем рассмотрении почти всегда оказывается, что у беззащитного, вроде бы робкого мутиста желез­ная воля и очень властный, упрямый характер. Для него избирательное общение — это патоло­гический способ утвердить свое «я», эффективное средство манипулирования взрослыми («С кем хочу — с тем и буду разговаривать! А не захочу — хоть тресните, ничего вы от меня не добьетесь!»). Помогать такому ребенку раскрепоститься тоже в принципе надо, но, в основном, следует думать, как решительно и при этом тактично обуздать его упрямство.

Как видите, маску застенчивого человека могут носить самые разные дети. Истинная за­стенчивость, разумеется, тоже существует, и, по­играв с ребенком в игры, предложенные нами в ряде статей, вы довольно скоро определите, в чем его главные психологические трудности.

Да, но все-таки что такое истинная застен­чивость? И почему она появляется? Если попы­таться кратко сформулировать понятие застенчи­вости, я бы сказала, что это комплекс неполно­ценности, помноженный на эгоцентризм. (Во всяком случае, так считаем мы с коллегой Ири­ной Медведевой.) При этом истинно застенчи­вый человек не претендует на безусловное ли­дерство, он не настолько конкурентен. Однако обладая повышенной чувствительностью, он обо­стренно реагирует на критику в свой адрес, лег­ко впадает в уныние. Застенчивому человеку ка­жется, что он хуже других, и потому он не реша­ется себя проявить. Но, с другой стороны, он со­средоточен на своих переживаниях, и сам не де­лает шагов навстречу другим людям. Ему, напри­мер, часто бывает трудно кого-нибудь пожалеть, он склонен считать себя наиболее несчастным и обиженным. Так что «обработку» застенчивого ребенка надо вести по двум направлениям: по­вышать его самооценку и постепенно разворачи­вать вектор внимания во внешний мир, показы­вая, что на свете много по-настоящему несчастных людей, и стараясь пробудить в детской душе жалость, сострадание к чу­жим бедам.

Ну, а почему дети стано­вятся застенчивыми... Неж­ная, чувствительная душа, ко­нечно, дастся человеку от природы. Но наверное, уже одно напоминание о комплексе неполноценности наводит на определенные мысли. Да, порой у ре­бенка бывают и реальные основания чувствовать себя «каким-то не таким» (например, бросаю­щийся в глаза физический недостаток). Однако гораздо чаще реальных оснований нет. Дети сим­патичные, неглупые, способные — а считают се­бя хуже других. В чем же дело?

Увы, очень во многом это зависит от роди­телей. Некоторые психологи даже уверены, что застенчивость передается по наследству. Как цвет глаз или волос. Большинство, правда, с ни­ми не согласно, но влияния родителей не отри­цает никто. Замечено, что часто родители застен­чивых детей и сами не очень общительны. Сколько раз и мне, и моим коллегам приходи­лось слышать:

— Вот вы говорите, чтобы мы приглашали к себе друзей с детьми и сами ходили к ним в гос­ти. А у нас ведь никого нет.

И за этим явственно прочитывалось:

— И нам никто не нужен.

Маленький ребенок почти все усваивает по принципу подражания. И пример для подража­ния — это в первую очередь родители. Что же получается? Он и так-то побаивается чужих, по­тому, что от природы раним и неуверен в себе, а тут еще и взрослые ведут тихую, уединенную жизнь. То есть, играют в те же самые ворота. А потом, когда ребенок привыкает так жить, вдруг спохватываются и бьют тревогу, повергая малы­ша в состояние полной растерянности. Он ведь брал пример с папы и мамы, а оказывается, это поведение неправильное...

Не прибавляет уверенности малышу и ро­дительская тревожность. Пуповинная связь с ма­терью сохраняется довольно долго: лет до 3-4, а у нервных детей и до школы. Вы, наверное, не раз замечали, что когда вы чем-то взволнованы, маленькому сыну или дочке моментально пере­дается ваше состояние, и с ними начинает тво­риться нечто невообразимое. Вам хочется, чтобы малыш оставил вас в покое, а он наоборот, «как с цепи сорвался»... И главное, вы же ни словом не обмолвились о своих неприятностях и трево­гах! Как он мог догадаться?.. Или другой случай: вы собрались оставить малыша с бабушкой и схо­дить к подруге. Его вы в свои планы не посвяща­ете, поскольку он не любит оставаться без вас, и решаете до ухода уложить малыша спать. Целую неделю он засыпал, еле донеся голову до подуш­ки, и вы надеетесь, что сегодня произойдет то же самое. Но не тут-то было! Малыш крутится, вертится, хнычет, просит водички, жалуется на плохие сны, требует, чтобы вы с ним полежали. И так до бесконечности. Вернее, нет. Не до бес­конечности, а до того момента, как вы — опять-таки не говоря этого вслух! — решаете, что ехать в гости на ночь глядя не стоит. Что поделаешь? В другой раз... И едва напряжение, в котором вы находились полвечера, спадает, малыш покорно укладывается в кроватку и засыпает, словно ан­гелочек.

А часто родители и словесно передают ре­бенку свои тревожные ожидания. «Нет, это у не­го не получится!» — спешат заявить они, тем са­мым окончательно выбивая у него из-под ног и без того зыбкую почву. Естественно, после это­го ребенок даже и не пытается попробовать свои силы.

Порождает детскую застенчивость и авто­ритарность взрослых. Если вы постоянно дикту­ете сыну или дочери, как ему жить (а бывают ро­дители, которые даже решают за своих детей, когда им стоит сходить в туалет), не удивляйтесь потом, что дети растут пассивными и неуверен­ными в себе. И не требуйте от них изобретатель­ности при столкновении с новыми людьми и си­туациями. Вы же сами лишили их инициативы в гораздо более простых, повседневных условиях.

Очень многие родители озабочены тем, чтобы поскорее привить ребенку навыки гигие­ны и самоконтроля. Сколько сил тратит молодая мать, приучая грудничка к горшку! А какая нер­вотрепка — научить трехлетку самостоятельно одеваться и застегивать пуговицы! Или ходить по квартире в домашних тапочках! И вроде бы ро­дителями движут благие побуждения: им хочет­ся, чтобы малыш поскорее привык к дисципли­не. Ведь ему потом будет легче приспособиться к условиям детского сада, — рассуждают они. Но как говорится, «одно лечим — другое калечим». Среди детей, родители которых «зациклены» на соблюдении правил личной гигиены, гораздо больше застенчивых, чем среди тех, которым да­ют в этом деле поблажку. В конце концов, самостоятельно одеваться и чистить зу­бы любой человек рано или поздно научится. Даже умственно отста­лый. А вот преодолеть скованность, впитанную, что называется, с мо­локом матери, куда сложнее. Хотя, конечно, каждый родитель волен сам решать, что предпочтительней. Если же вы все-таки хотите помочь своим детям преодолеть застенчивость, начните с себя. В данном случае как никогда уместно вспомнить старинное изречение: «Врачу, исцелися сам!». Старайтесь и сами преодо­леть свою скованность, поменьше тревожьтесь, а главное, умерьте требования к ребенку. Это не значит, что нужно позволять ему хамить взрос­лым и устраивать бедлам в поликлинике, дет­ском саду или школе. Между хождением по струнке и неуправляемостью — еще много гра­даций. Важно не превращать дом в казарму, а для этого нужно почаще ставить себя на его ме­сто. Вообразите, что какой-то могущественный человек, например, ваш начальник,— шагу не да­ет вам ступить самостоятельно, причем регла­ментирует не только служебные дела, но и сугу­бо личные и даже интимные. Сколько вы так вы­держите? День-два? Или сорветесь после пятого замечания? Конечно, ребенок не взрослый, ему гораздо больше нужна опека сильного, но он должен иметь свободу маневра, иначе у него — как и у взрослого — возникнет чувство, что его взяли за горло. И он будет этому сопротивлять­ся. Один — активно (упрямиться, корчить из се­бя шута и т.п.), а другой — пассивно, отказываясь от общения с окружающими и тем самым при­чиняя вам уйму хлопот.

Повышение самооценки начинается с по­хвалы. Это, казалось бы, прописная истина, одна­ко большинство родителей не торопится вопло­щать в жизнь сей нехитрый принцип. Наша куль­тура вообще скупа на похвалу. А на критику и са­мокритику, наоборот, чересчур щедра.

— Было бы за что хвалить...— вздыхают взрослые, не понимая, что похвала — это своего рода топливо, без которого человек, особенно нервный, далеко не уедет.

И опять-таки тут сказывается отсутствие привычки ставить себя на место другого. Положа руку на сердце, разве нам самим хочется что-ли­бо делать, если наши действия не встречают одо­брения окружающих? Представьте себе началь­ника, который не находит для вас теплых слов, но зато постоянно указывает на недостатки в вашей работе. Даже если его критика будет спра­ведливой, вряд ли она вызовет у вас трудовой подъем и стремление к самосовершенствованию. Ребенку же, особенно дошкольнику, похвала нужна еще больше, чем взрослым, ведь ему не на что иначе опереться. У взрослых есть множество подтверждений собственной состоятельности: вузовский диплом, высокая зарплата, престиж­ная работа, публикации, изобретения, ученики, поклонники таланта, продвижение ~по службе, удачный брак... Да мало ли что еще? (Хотя и этого часто оказывается недостаточно, и челове­ку кажется, что он лишь напрасно «небо коп­тит»!) А дошкольник... Чем он может подтвер­дить, что он тоже «не лыком шит»? Он ведь еще даже ни одного экзамена не сдал!

— А вдруг мы его захвалим? — с опаской спрашивают родители застенчивого ребенка.

Не бойтесь, захвалить человека с занижен­ной самооценкой невозможно. Даже если вы с утра до ночи будете говорить ему, какой он заме­чательный, это лишь частично вознаградит бед­нягу за пережитые обиды. Такие дети очень впе­чатлительны и часто мельчайшие уколы самолю­бия воспринимаются ими болезненно. Неосто­рожное слово, презрительный жест, резкий тон могут врезаться им в память, оставив след на дол­гие годы.

Одна женщина рассказывала мне, как в пя­тилетнем возрасте услышала от «умной» и глав­ное, «доброжелательной» соседки:

— Ой, Иришка, какие же у тебя ноги тол­стые! Почти как у взрослой тетки.

Этого хватило, чтобы девочка начала стес­няться своей внешности. Она отказывалась хо­дить в гости, носила строго определенную одежду (в которой, как ей казалось, выглядела худее) и не верила ни родным, ни знакомым, убеждавшим ее, что она не толстая, а «нормаль­ная». (На самом деле она, конечно, была полно­вата.) Так продолжалось пятнадцать (!) лет, и лишь похудев в буквальном смысле слова вдвое, женщина смогла избавиться от своего комплек­са. Да и то не до конца, потому что потом стои­ло ей хотя бы немного поправиться, все начи­налось сызнова.

А теперь я скажу совсем уж парадоксаль­ную вещь. Ребенка нужно как можно чаще хва­лить ни за что. Просто за то, что он есть на све­те. («Как мы рады, что ты у нас родился!») Иначе ему начнет казаться, что родителям важны лишь его успехи, а сам он не представляет для них ценности. В подростковом возрасте это может привести к демонстративным выходкам. По принципу «полюбите нас черненькими, а бе­ленькими нас всякий полюбит» (Н.В.Гоголь).

Разумеется, частая похвала вовсе не исклю­чает критики и даже наказаний за проступки. Но во-первых, уверенный в себе человек реагирует на замечания гораздо спокойней, а во-вторых, ис­тинно застенчивые дети обычно бывают покла­дистыми и не шаловливыми. Приступы агрессив­ности, на которые нередко жалуются их родите­ли,— это лишь реакция на постоянную зажатость, подавленность. И когда ребенок раскре­пощается и начинает гордиться собой, его пове­дение выравнивается, так что у родителей почти не бывает к нему претензий.

ЗАСТЕНЧИВЫЙ СЛОНЕНОК

В своей застенчивости дети признаются го­раздо охотней, чем в трусости. И это понятно. Трусом в нашей культуре быть стыдно, а застен­чивость столь категорически не осуждается. Да­же наоборот, у многих взрослых она вызывает умиленную улыбку. И уж конечно, они отно­сятся с гораздо большей симпатией к застенчи­вому ребенку, нежели к развязному и хамова­тому.

Но все равно подступаться к теме застенчи­вости следует осторожно, чтобы лишний раз не напоминать сыну или дочери впрямую об их не­достатке. Чем больше какой-либо недостаток воспринимается нами как нечто постоянное, хроническое, тем меньше у нас желания бороть­ся с ним. Дескать, раз я такой, ничего не попи­шешь. А застенчивые дети вообще не склонны делать над собой усилия. Они предпочитают ид­ти по проторенной дорожке, так что направлять их на новую и тем более трудную стезю надо по­тихоньку, исподволь.

Задача установочных игр — помочь ребенку осознать необходимость общения с самыми раз­ными людьми. В дошкольном и младшем школьном возрасте это осознают далеко не все. Детская необщительность настораживает сперва родителей, а сами дети начинают переживать из-за своей застенчивости позже, в подростковом возрасте, когда дружба и признание окружаю­щих выходят для них на первый план. Это вовсе не означает, что застенчивость не угнетает малы­шей. Иначе у них не было бы почти ежедневных срывов, обид, перепадов настрое­ния. Застенчивые дети чаще, чем остальные, пребывают в состоянии грусти, меланхолии.

Разумеется, эти игры могут взять на вооружение не только ро­дители, но и воспитатели детских садов, а также школьные педагоги. Для школьников их следует не­много усложнить за счет более пространных диалогов и более подробной проработки причин тех или иных по­ступков героев, соотнесения их с поступками знакомых людей и т.п.

Герой установочных игр — симпатичный Слоненок. Думаю, он придется по душе и ва­шему ребенку, потому что с образом неуклю­жего, добродушного и немного застенчивого слоненка связано много детских сказок и мультфильмов. Как я уже писала в ряде статей про страхи, в психологических играх с детьми все­гда лучше опираться на распространенные ху­дожественные образы. Они подобны дереву с развитой корневой системой, которая скрыта от наших глаз, но на самом деле является залогом его выживания.

Можно взять готовую игрушку, но лучше сделать Слоненка из перчатки. Самодельные кук­лы, особенно те, которые надеваются на руку, об­ладают особой притягательностью. Они просты в управлении и в то же время очень выразительны. Обрежьте манжету, набейте перчатку ватой и за­шейте разрез. Потом либо обрежьте кончики пальцев, выровняв их по длине, либо загните внутрь примерно до половины так, чтобы мож­но было надеть получившуюся куклу на руку. Из пятого пальца надо сделать хобот. Для этого сло­жите его вдвое, и сшейте концы. Манжету раз­режьте на две части и обвяжите или обшейте каждую часть с трех сторон. Получатся ушки, ко­торые надо пришить к голове. Для глазок поды­щите две черненькие пуговки. Для хвоста возь­мите небольшую тесемочку.

Почти все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят играть в кукольный театр, но застенчивому ребенку это особенно по­лезно, потому что, скрыв лицо за ширмой, гово­ря от лица куклы, он почувствует себя уверенней и свободней. И ему будет легче преодолеть свою застенчивость. На наших занятиях мы с Ириной Медведевой из года в год наблюдаем одну и ту же картину: поначалу застенчивые дети не хотят показывать сценки даже за ширмой, а если и со­глашаются, то только при активной поддержке родителей. Но уже на третьем-четвертом заня­тии они ждут не дождутся, когда наступит их очередь выступать, а еще через пару занятий уве­ренно выступают одни. И многие перестают пря­таться за ширмой, а возвышаются над ней (малы­ши становятся для этого на стул), без опаски и стыда глядя на зрителей.

Лучше всего обставить игру как подготовку к будущему спектаклю, который, естественно, надо устроить перед так называемой «заинтере­сованной публикой» — родственниками или дру­зьями дома, когда они придут к вам на какое-ни­будь торжество. По опыту могу сказать, что за­стенчивым детям театр и театральные приемы особенно показаны, и мы на наших психокоррекционных занятиях добиваемся самых больших успехов именно с такими ребятами. (Между про­чим, очень многие актеры — и наши, и зарубеж­ные — признаются в том, что в детстве они стра­дали излишней застенчивостью, а потом интуи­тивно нашли наиболее эффективный способ из­бавиться от нее. Вот уж поистине «клин клином вышибают»!)

Устраивая игру про Слоненка, старайтесь включить самые разные системы связей: и зри­тельные, и слуховые, и словесные, и кинетичес­кие (двигательные). У разных людей они разви­ты по-разному. Кто-то лучше воспринимает на­глядные образы, и тогда надо выбирать как мож­но более яркие, красочные игрушки, рисовать декорации, стремиться к тому, чтобы в сценках появлялись не только персонажи, но и разные предметы, упоминающиеся или подразумеваю­щиеся по ходу сюжета (деревья, цветы, бабочки, грибы, домашняя утварь, предметы кукольной мебели и т.п.). Если дома нет подходящих игру­шек, не беда. Нарисованные, вылепленные из пластилина или сделанные из бумаги по прин­ципу оригами детали декораций не только не хуже, но даже лучше, потому что их изготовле­ние развивает мелкую моторику и образное мы­шление.

В том случае, если ваш сын или дочь спо­собны подолгу слушать устные рассказы да и са­ми любят поговорить, делайте основной упор на авторскую речь. Пусть это будет не столько по­каз, сколько подробный, но не занудный, а инте­ресный рассказ.

Слуховой ряд — это звукоподражание (просите ребенка изобразить карканье вороны, уха­нье совы, сопенье ежика, раскаты грома, стук дождевых капель и т.п.) и, конечно, музыка. Са­мое простое решение — магнитофонная запись или пластинки. Но если папа или ваши другие дети умеют играть на каком-нибудь музыкаль­ном инструменте, попросите их о помощи. Хотя бы на последнем этапе. В случае же конфликт­ных отношений в семье или страха застенчивого ребенка перед отцом ( а такое встречается доста­точно часто) вам, что называется, сам Бог велел включить авторитарных родственников в спек­такль, где им будет отведена не главенствующая, а вспомогательная роль. (Только не надо это подчеркивать.)

Учитывая то, что застенчивым детям пона­чалу важно прятать лицо, сделайте ширму повы­ше. А то, скорчившись в три погибели, ребенок долго не выдержит и начнет отвлекаться.

В игре про Слоненка необходимо соблю­дать заданную сюжетную канву. Не все дети сна­чала на это согласятся. Некоторые будут настаи­вать, чтобы играли по их правилам. Найдите компромиссный вариант, но через некоторое время опять вернитесь к первоначальному. Вы­держивать сюжетные рамки очень важно. С дру­гой стороны, игра предполагает большие воз­можности для импровизации, и надо ими поль­зоваться в полной мере. Здесь тоже следует идти от простого к более сложному. Если поначалу ребенку трудно фантазировать на заданную тему, помогайте ему, но постепенно передавайте ини­циативу в его руки. Родители застенчивых детей, привыкшие быть их вторым, причем более ак­тивным «Я», не сразу отказываются от этой роли и часто спешат прийти детям на помощь даже, когда эта помощь уже не требуется.

Игра не должна продолжаться слишком долго (в среднем 20-30 минут вполне достаточ­но.) Один и тот же сюжет лучше разыгрывать не­сколько раз. Форма репетиций вполне это поз­воляет и даже требует. Не у всякого родителя есть возможность играть с ребенком каждый день, но раза три в неделю выкроить время про­сто необходимо. Не задавайтесь грандиозной за­дачей разыграть перед гостями сразу все сценки. Ваша цель — повысить самооценку ребенка, а это произойдет только, если он не ударит лицом в грязь. Так что «лучше меньше да лучше»!

РАСКРЕПОЩАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Пожалуй, первое, что бросается в глаза при встрече с застенчивым ребёнком, это его невероятная скованность. Он напряжён, неук­люж, лицо его маловыразительно, голос туск­лый, порой даже сдавленный. Конечно, когда родительский прессинг ослабевает, а само­оценка ребёнка повышается, он начинает чув­ствовать себя более свободно, однако до на­стоящей раскованности ему ещё далеко. Мно­гие родители пытаются отдать застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскре­поститься. Но, как правило, подобные попыт­ки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, а же­сткая дисциплина, без которой спорт невозмо­жен, только ещё больше подавляет их и без того подавленную личность. Бальные танцы, на которые уповают многие мамы, тоже вряд ли помогут на этом этапе. Особенно мальчи­кам. Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнести к престижным муж­ским занятиям. Это вам не каратэ и не тэк-вандо. Застенчивый мальчуган и так-то пере­живает, что он «как девчонка» (благо и взрос­лые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его ещё и заставляют заниматься «девчоночьим делом». Конечно, ребёнок с подавленной волей часто не риску­ет роптать и покорно отправляется в танц­класс, поэтому у родителей даже может со­здаться впечатление, что он ходит туда с удо­вольствием. Но, уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.


Лучше идти от простого к сложному.

Как и в любом другом деле. Займитесь снача­ла сами раскрепощением своего малыша. Как? — Начните с мимики и жестов.


1. «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ» (для детей 4-10 лет)

Тут чуть ли не важнее всего правильно замотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идёт речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное уп­ражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребёнку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конеч­но, когда убеждаются, что у них это выхо­дит), вы можете представить мимические, пантомимические и прочие упражнения как полезную актерскую тренировку. Сначала иг­райте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень про­сты: ведущий показывает мимикой какую-ни­будь эмоцию, а игроки называют ее и стара­ются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, пе­чали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапа­зон чувств, вводите различные оттенки эмо­ций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать зада­ние не только отгадать эмоцию, но и разыг­рать экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответству­ющим сюжетом.


2. «ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ» (для детей 5-10 лет)

Для этой игры идеально подходят стихи А. Барто. У неё очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих раз­нообразные детские переживания и окрашен­ных мягким юмором, который часто оказыва­ется для нервных детей целебней любых ле­карств. Один игрок читает стихотворение, а ДРУГОЙ мимикой и жестами ИЛЛЮСТРИРУЮТ описываемые события и эмоции. Учите ре­бёнка постепенно улавливать и переда­вать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший ма­териал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», «Бычок», «Мячик». Де­тям постарше — «Оби­да», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие.

Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель — постепенно выводить застенчи­вого ребёнка из замкнутого мирка семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и на­граждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребёнка, даже если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае — психокоррекция, а не установление справедливости.


3. «ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ» (для детей 4-10 лет)

Эта игра используется многими специа­листами. Детей просят пантомимически пока­зать различных зверей и птиц. Тут важно учи­тывать два момента. Во-первых, надо поста­раться создать обстановку безудержного весе­лья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вто­рых, не давать слишком трудных заданий. По­пробуйте всякий раз сначала представить себе:

а как бы вы сами изобразили то или иное жи­вотное? (Например, вы сможете похоже изоб­разить броненосца или бегемота?) Старайтесь выбирать животных с яркими отличительны­ми признаками и легко узнаваемыми повадка­ми. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. За­стенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. И неумение пра­вильно выразить свои чувства, скованность и неловкость играют здесь далеко не последнюю роль. Некоторые психологи уверяют, будто бы ребёнок почти до самой школы остаётся не­вербальным существом. То есть он якобы в ос­новном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Я, правда, думаю, что это несколько преувеличено, но, конечно, мимика и жесты очень важны для полноцен­ного общения. Считается, что дети с маловы­разительными, «неподвижными» лицами теря­ют при общении не менее 10-15% информа­ции. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачас­тую неправильно оценивают отношение окру­жающих к себе. Так что пантомимические иг­ры помогут вашему ребёнку не только раскре­поститься, но и лучше понять других людей.


4. «ГДЕ МЫ БЫЛИ - МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ» (для детей 5-10 лет)

Задача этой распространённой детской игры — без слов показать какое-либо дейст­вие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отга­дывает. Затем они меняются местами.


5. «ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ» (для детей 5-10 лет)

Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребёнок (или несколько детей, распределив­ших между собой роли) изображает её панто­мимой. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Например:

— Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужествен­ным, и даже улыбается. Хотя и с трудом.

— Ребёнок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его ма­ма, а то она будет сердиться, ведь мама разре­шает ему есть фрукты только после обеда. Он суёт кусочек фрукта в рот и кривится — оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыг­райте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребёнком. Чем больше ролей переиграет за­стенчивый малыш, тем лучше.)

— Драчун замахивается на другого ре­бёнка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и даёт ему сда­чи. Драчун плачет.

— Ребёнок выходит во двор и видит иг­рающих детей. Сначала он не решается по­дойти к ним, но потом всё-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами).

— Девочка гуляет по лесу, собирает гри­бы, разглядывает деревья, восхищается краси­выми цветами. Потом чуть не наступает в му­равейник. Стряхивает ползающих по ноге му­равьев. Ой! Муравей укусил её. Больно! (Можно предложить ребёнку самому продол­жить эту историю.)


6. «РАЗГОВОР С ГЛУХОЙ БАБУШКОЙ» ( для детей 4-10 лет)

Ребёнок разговаривает с глухой бабуш­кой. Она говорит, а он объясняется с ней жес­тами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возрас­та должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Например, четырех­летнему малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник уже способен изобра­зить жестами и сами очки, и то, что они сломались, так как кто-то по нео­сторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Всё зависит от вашей коллективной фантазии.

Чтобы помочь вам настроиться на нужную волну, привожу небольшой фрагмент такой игры:

Бабушка открывает внуку дверь.

Бабушка: Ты где пропадал, озорник?

Внук жестами показывает, что он играл в футбол.

Бабушка: Ну и как настроение?

Внук поднимает большой палец кверху — дескать, отлично.

Бабушка: А почему ты хромаешь?

Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания.

Бабушка: Нет, всё-таки... Ты что, упал?

Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив коленку. Ему было больно, но он не подавал виду.

Самый простой приём для создания ко­мических ситуаций — это если внук о чём-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеет­ся, очень многое зависит от находчивости и артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш ребёнок расслабится и раскрепостится.


7. «ЧЕРЕЗ СТЕКЛО (игра, предложенная Н, Кухтиной, для детей 6-10 лет)

Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и долж­ны без слов, пантомимой, передать ему какое-либо сообщение. Например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «Пойдём купаться. Вода сегодня тёплая», «Принеси ста­кан воды, я хочу пить» и т.п. Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, пра­вильно ли передан жестами смысл его слов. Как и другие подобные иг­ры, эта, кроме всего прочего, развива­ет сообразительность.


8. «РАЗЛИЧНАЯ ПОХОДКА»

(упражнение, предложенное В. Леви, для детей 7-10 лет)

Предложите стеснительному мальчику или девочке походить, как:

— малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги;

— глубокий старик;

— пьяный;

— лев;

— горилла;

— артист на сцене.

(Разумеется, вариантов может быть на­много больше.)

УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Многие стеснительные дети, получив воз­можность самовыражения в игре за ширмой кукольного театра, почти сразу же начинают говорить гораздо свободней и выразительней, чем раньше. Многие, но не все. Сверхзастен­чивые дети и за ширмой говорят еле слышно, а о богатстве интонаций в их случае нечего и мечтать. Поэтому им стоит предложить спе­циальные речевые игры и упражнения.


1. «КТО БОЛЬШЕ?» (для детей 7-12 лет)

Надо произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Например, коротенькое «дай» можно сказать требова­тельно, просительно, умоляюще, робко, испу­ганно, возмущённо, обиженно и т.д. А «здрав­ствуй» — радостно или уныло, удивлённо или разочарованно, с любовью, с ненавистью, рав­нодушно, высокомерно, униженно, презри­тельно, многообещающе, таинственно и проч. Уровень сложности этой игры зависит прежде всего от интеллектуального развития ребёнка.

По наблюдениям многих психологов, совре­менные дети, особенно те, кто воспитывается на комиксах и стереотипных западных филь­мах, довольно плохо различают оттенки эмо­ций. И уж тем более затрудняются их назы­вать. Так что это упражнение будет для них не только раскрепощающим, но и развиваю­щим. Детям старше 10 лет (в принципе в эту игру можно играть и подросткам) я бы реко­мендовала вкратце обрисовывать и ситуацию, в которой уместна та или иная интонация.


2. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ» (для детей 7-12 лет)

Когда игра «Кто больше?» будет как сле­дует освоена, приобретённое ребёнком уме­ние распознавать интонационные оттенки даст ему возможность справиться и с этой иг­рой. Суть её в следующем: ведущий, не раз­мыкая губ, «мычит» какое-то слово или ко­роткую фразу, а игроки угадывают, что он хо­тел сказать. Естественно, чтобы не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очер­тить рамки игры. К примеру, договориться, что слова будут называть предметы, имеющи­еся в комнате или во дворе дачи. А можно заранее сообщить игрокам список слов (от 10 до 30, так, чтобы детям было не слишком трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то лучше, чтобы они были эмоциональ­но окрашенными и различными по темпо-ритмическому рисунку: «Хороший мальчик!», «Отстань!», «Пожалуйста, не сердись!», «Мама, он меня обижает!», «Ура!», «Бедненький мой», «Вот это да!» и проч. Научившись улавливать и воспроизводить чужие интонации, замкну­тые, застенчивые дети перебросят еще один мостик от себя к окружающим.


3. «РАЗНЫЕ ГОЛОСА» (для детей 4-7 лет)

Лучше всего использовать этот приём при игре в кукольный театр. Инсценируя сказ­ки, поручайте ребёнку несколько ролей и учи­те его изменять голос, когда он говорит за раз­ных персонажей. Очень хорошо подходят для этой цели сказки «Терем-Теремок», «Кошкин дом», «Колобок». Дети преддошкольного воз­раста могут, кроме того, изображать персона­жей сказок мимикой и жестами, а также при­думывать и разыгрывать на ширме диалоги между сказочными героями. Например:

— Мышка Норушка рассказывает Лягуш­ке-Квакушке, как однажды её чуть не пойма­ла Сова, а Лягушка-Квакушка ей сочувствует;

— звери, от которых убежал Колобок, негодуют и жалуются на него друг другу;

— персонажи «Кошкиного дома» возвра­щаются к себе и обсуждают приём, который им устроила Кошка;

— котята мёрзнут на улице и стараются подбодрить друг друга, рассказывая весёлые истории.


4. «РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ» (игра, предложенная В. Леви, для детей 8-12 лет)

Это ролевая гимнастика, дающая ребён­ку возможность мысленно «примерить» на се­бя разные ситуации и проанализировать впе­чатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли. Предложите ему рассказать какой-нибудь стишок (простенький, чтобы он не напрягал­ся, вспоминая слова, и мог сосредоточить всё внимание на нужной интонации). Но расска­зать стишок нужно не просто, а:

— шёпотом;

— с максимальной громкостью;

— с пулемётной скоростью;

— со скоростью улитки;

— как робот;

— как иностранец.

При желании можете, естественно, вклю­чить в задание и свои варианты.


КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ, СНИМАЮЩИЕ СТРАХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ


1. «ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА» (для детей 6-10 лет)

Один игрок изображает царевну-Несмеяну, а остальные, как умеют, пытаются его рас­смешить (можно пантомимой, а можно и сло­весно). Тот, кому это удастся, сам становится царевной.

2. «ЗООПАРК» (для детей 7-12 лет)

Надо стараться, чтобы в этой игре было как можно больше выдумки и юмора. Хорошо бы привлечь к ней ещё кого-нибудь из взрос­лых. Взрослые будут посетителями в зоопарке, ведущий (ребёнок) — экскурсоводом, а ос­тальные дети должны изображать животных. Надо дать ребятам время на подготовку. Пусть придумают, кто кого будет изображать, и договорятся с «экскурсоводом», который постарается подготовить какие-то смешные пояснения. Взрослые должны подбадривать ребят шутками и одобрительными замечани­ями, а когда игра будет окончена, отметить особенно удачные выступления.


3. «ФАНТЫ» (для детей 6-14 лет)

Эта игра, особенно популярная в начале века, неизменно вызывает у детей восторг. Фанты можно придумывать всем вместе, а можно оставить это на усмотрение взрослых. Главное — постараться, чтобы в заданиях бы­ло как можно больше юмора и чтобы они бы­ли детям по силам. Стеснительному ребёнку при малейшем затруднении надо помогать, ни в коем случае не укоряя его за робость, а то весёлая игра станет для него ещё одним источником мучительных переживаний.

Кроме обычных просьб прочитать сти­хотворение, спеть песенку, покукарекать, по­хрюкать и рассказать анекдот, в записках, ко­торые играющие выуживают из шапки, могут содержаться просьбы изобразить:

— обезьяну;

— льва;

— ёжика или дикообраза (не только пан­томимой, можно придумать себе шуточный костюм);

— павлина;

— ворону;

— дятла;

— Бабку-Ёжку;

— пьяницу;

— хулигана;

— дряхлого старичка;

— маленького капризного ребенка;

— сварливую рыночную торговку;

— рассерженную маму;

— грозного папу;

— пирата;

— мага;

— лунатика;

— первобытного человека.