СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как развивать речь ребёнка? 7 простых упражнений

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные упражнения подходят для расширенияя активного словаря, общего речевого развития и кругозора ребенка. Упражнения предназначены для детей 2-7 лет.

Просмотр содержимого документа
«Как развивать речь ребёнка? 7 простых упражнений»

Как развивать речь ребёнка? 7 простых упражнений

Упражнения подходят как в целях расширения активного словаря, общего речевого развития и кругозора ребенка, так и в качестве исправления нарушений лексико-грамматического строя речи. 

Упражнения для детей от 2 до 7 лет. 

Что надо делать для успешного развития речи ребёнка? 
Нужно постоянно проводить с детьми специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
  
Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания. 
  
Организуя речевые игры и упражнения с детьми, взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.  

Упражнения с существительными:

- придумай название к картинкам, состоящее из одного слова («улица», «зима», «вечер»);

- назови две картинки одним словом («друзья», «игра»); родитель показывает игрушечного медведя;

- назови по-разному эту игрушку (мишка, мишенька, мишутка и др.);

- скажи об игрушках словами, в которых слышится звук «ш» (мишутка, мишка, сынишка, малыш); назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).

Упражнения с прилагательными:

- о чем можно сказать «круглая» (тарелка, сковородка), «круглый» (стол, поднос, мяч, обруч), «круглое» (колесо, зеркало); «красная» (ягода, косынка), «красный» (флаг, свитер), «красное» (яблоко); «узкий» (поясок), «узкая» (дорожка), узкое (место);

- какими словами можно сказать про солнышко? (ясное, лучистое, золотистое, веселое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое);

- какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное);

- каким может быть ручеек? (журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим);

- ответь одним словом, какой осенью лист на дереве? (желтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий);

- какие слова можно сказать о щенке, грызущем кость? (радостный, довольный, рычащий, сердящийся, счастливый).

Упражнения с глаголами:

- что умеет делать кошка? (лакать молоко, лазить по деревьям, царапаться, мурлыкать, мяукать, лежать, играть, ласкаться);

- что делает ветер? (дует, воет, шумит, сбивает с ног, поет, несет); а что умеет делать ветерок? (ласкает, напевает, веет, шумит, дует);

- что делает щенок? (спит, играет, лает, ест, ласкается);
- что умеет делать щенок? (спать, играть, есть, ласкаться);

- что любит делать щенок? (бегать, грызть, гоняться, ласкаться);

- как ведет себя щенок, когда ему дают кость? (грызет, наслаждается, рычит, радуется, торопится);

- что делает щенок, когда его берут на руки? (прижимается, радуется, смотрит, сопит);

В каких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребенок осознает их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно подобранного слова.

Упражнения с наречиями:

- как мчится волк за своей добычей? (быстро, стремительно);

- как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно);

- как падают листья на землю во время листопада? (медленно, спокойно, плавно);

- как вы встречаете новогодний праздник? (радостно, шумно, весело).

Упражнения на подбор сравнений:

- на что похоже солнышко? (на яблоко, шар, апельсин, цветок одуванчика);

- на что похож ежик? (на шар, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щетку);

- на что похож ручеек? (на ленту, змейку, зеркало).

Упражнения на подбор родственных слов:

- какие новые слова можно образовать от слов:

Кот (котик, коток, котя, котофей, котенок, котята, котики, коты, котяточки);

Солнце (солнышко, солнечно, солнечная, солнечный);

- какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что она пушистая? (Пушистик, Пушок, Пушонок).

Упражнения на «зарисовку» слов:

- во время вечерних игр можно предложить ребенку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определенными словами; например: как можно описать погоду, которая стоит сейчас? – сырая, дождливая, серая, туманная; нарисуй эту погоду;

- можно предложить «зарисовать» слова:

  • противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;

  • нарисовать любой предмет, который назван коротким или длинным словом;

  • словом, состоящим из 2-х, 3-х слогов;

  • зарисовать предметы, в названии которых слышим звуки С, Р, У.