Как развивать речь ребёнка? 7 простых упражнений
Упражнения подходят как в целях расширения активного словаря, общего речевого развития и кругозора ребенка, так и в качестве исправления нарушений лексико-грамматического строя речи.
Упражнения для детей от 2 до 7 лет.
Что надо делать для успешного развития речи ребёнка?
Нужно постоянно проводить с детьми специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.
Организуя речевые игры и упражнения с детьми, взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.
Упражнения с существительными:
- придумай название к картинкам, состоящее из одного слова («улица», «зима», «вечер»);
- назови две картинки одним словом («друзья», «игра»); родитель показывает игрушечного медведя;
- назови по-разному эту игрушку (мишка, мишенька, мишутка и др.);
- скажи об игрушках словами, в которых слышится звук «ш» (мишутка, мишка, сынишка, малыш); назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).
Упражнения с прилагательными:
- о чем можно сказать «круглая» (тарелка, сковородка), «круглый» (стол, поднос, мяч, обруч), «круглое» (колесо, зеркало); «красная» (ягода, косынка), «красный» (флаг, свитер), «красное» (яблоко); «узкий» (поясок), «узкая» (дорожка), узкое (место);
- какими словами можно сказать про солнышко? (ясное, лучистое, золотистое, веселое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое);
- какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное);
- каким может быть ручеек? (журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим);
- ответь одним словом, какой осенью лист на дереве? (желтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий);
- какие слова можно сказать о щенке, грызущем кость? (радостный, довольный, рычащий, сердящийся, счастливый).
Упражнения с глаголами:
- что умеет делать кошка? (лакать молоко, лазить по деревьям, царапаться, мурлыкать, мяукать, лежать, играть, ласкаться);
- что делает ветер? (дует, воет, шумит, сбивает с ног, поет, несет); а что умеет делать ветерок? (ласкает, напевает, веет, шумит, дует);
- что делает щенок? (спит, играет, лает, ест, ласкается);
- что умеет делать щенок? (спать, играть, есть, ласкаться);
- что любит делать щенок? (бегать, грызть, гоняться, ласкаться);
- как ведет себя щенок, когда ему дают кость? (грызет, наслаждается, рычит, радуется, торопится);
- что делает щенок, когда его берут на руки? (прижимается, радуется, смотрит, сопит);
В каких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребенок осознает их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно подобранного слова.
Упражнения с наречиями:
- как мчится волк за своей добычей? (быстро, стремительно);
- как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно);
- как падают листья на землю во время листопада? (медленно, спокойно, плавно);
- как вы встречаете новогодний праздник? (радостно, шумно, весело).
Упражнения на подбор сравнений:
- на что похоже солнышко? (на яблоко, шар, апельсин, цветок одуванчика);
- на что похож ежик? (на шар, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щетку);
- на что похож ручеек? (на ленту, змейку, зеркало).
Упражнения на подбор родственных слов:
- какие новые слова можно образовать от слов:
Кот (котик, коток, котя, котофей, котенок, котята, котики, коты, котяточки);
Солнце (солнышко, солнечно, солнечная, солнечный);
- какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что она пушистая? (Пушистик, Пушок, Пушонок).
Упражнения на «зарисовку» слов:
- во время вечерних игр можно предложить ребенку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определенными словами; например: как можно описать погоду, которая стоит сейчас? – сырая, дождливая, серая, туманная; нарисуй эту погоду;
- можно предложить «зарисовать» слова:
противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;
нарисовать любой предмет, который назван коротким или длинным словом;
словом, состоящим из 2-х, 3-х слогов;
зарисовать предметы, в названии которых слышим звуки С, Р, У.