СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какими должны быть театрализованные игры для детей 4-5 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол:"Какими должны быть театрализованные игры для детей 4-5 лет"

Просмотр содержимого документа
«Какими должны быть театрализованные игры для детей 4-5 лет»

Какими должны быть театрализованные игры для детей 4-5 лет

Пожалуй, каждый взрослый может припомнить забавные эпизоды из своего детства, когда он разыгрывал разные сценки, наряжаясь и изображая любимого сказочного героя. Психологи говорят, что желание к изображению и представлению свойственно маленьким деткам, так как они по своей природе очень артистичны. Театрализованные игры имеют большое значение в детском развитии, давая возможность ребятишкам реализовать свои возможности, раскрыть творческие способности, сформировать важные качества личности, умение эмоционально воспринимать окружающий мир. Полезны они в домашнем воспитании тем, что помогают взрослым развивать свое чадо в естественной для него среде - игре. Поэтому так важно замечать и поощрять желание ребенка представлять полюбившегося персонажа или разыгрывать какие-либо сценки. Кроме того, театральные игры помогают обогатить семейный досуг, сделать более интересными семейные праздники, разнообразить общение взрослых и детей, когда они совместно участвуют в театральных представлениях, готовят костюмы, декорации, подбирают и даже сочиняют тексты.

Как правильно организовать театральную игру для детей

Что родителям надо знать об организации детской театральной деятельности в домашних условиях? Педагоги утверждают, что в театральные игры можно играть с детьми любого возраста, так как они интересны и малышам, и старшим дошколятам. Главное, сделать их доступными, понятными и увлекательными для детей. Поэтому важно соблюдать определенные правила проведения театрализованной игры:

Учитывать возрастные особенности

  • Даже самый маленький ребенок может принять участие в домашнем театральном действии, если речь, характер персонажей и их действия понятны ему. Поэтому, вовлекая кроху в театральные игры, лучше брать за основу веселые стишки, потешки, хорошо известные сказки. Детям 3 лет будут интересны персонажи, которые похожи на них самих. Например, взрослый предлагает малышу поиграть в настольный театр по мотивам сказки "Колобок". Основные роли исполняет сам, а крохе поручает повторять короткие реплики понравившегося героя (веселого колобка, доброго зайчика или хитрой лисички). Даже для детей 3 лет не нужно учить наизусть тексты, так как увлекательные действия героев, повторение реплик, динамичное развитие сюжета способствуют быстрому запоминанию. После нескольких совместных постановок малыш будет играть самостоятельно.

  • Детки четырех лет могут уже сами выбирать сказку или даже небольшой рассказ. Так как у дошкольников уже имеется некоторый опыт театральной игры, взрослый более тщательно готовит драматизацию, обучая ребенка эмоциональной и выразительной имитации движений, интонациям персонажей. Этому помогут речевые упражнения, этюды на выражение тех или иных эмоций. Например, "Покажи, как крадется волк", "Изобрази важного петушка", "Голосом передай хитрую лису". Главное, подготовка не должна быть продолжительной по времени или слишком нудной, иначе у ребенка пропадет интерес к игре, обучать можно в ходе разыгрывания сценок. Детям в 4 года содержание выбранных текстов можно разнообразить добавлением смешных эпизодов, новых персонажей, показать хорошо известную сказку на новый лад.. Например, разыгрывая сказку "Волк и козлята", предложить ребенку пофантазировать на тему, как козлята могли бы обмануть злого волка. Однако даже для ребяток 4 лет, чтобы игра состоялась, требуется активное участие взрослого, так как он знакомит с новым текстом, напоминает известные сказки, побуждает дошколенка к игре сюрпризными моментами, например, в виде загадки: "Возле леса на опушке трое их живут в избушке. У них есть три кровати, три подушки. В гости к ним сейчас зайди и на стульях посиди" (сказка "Три медведя").

  • Для старших дошкольников 5 и 6 лет театрализованные игры становятся самостоятельным творчеством. Дети охотно принимают участие в подготовке домашнего спектакля, исполняют главные роли. Часто проявляют инициативу в выборе тематики, содержания театрализации, обращаются с просьбой к родителям помочь им с костюмами и декорациями. Главное, вовремя откликаться на просьбу ребенка, помогать ему, а если предполагается праздник или семейное торжество, можно предложить дошкольнику приурочить к нему театральную игру. Однако взрослые должны понимать, что приглашение гостей и выступление перед ними - испытание даже для старшего дошкольника, поэтому важно поддержать и похвалить его. Стремление к театральному творчеству возрастает, когда родители отмечают даже малейшее достижение ребенка, например, как удачно он произнес реплику петушка или так похоже сымитировал походку лисы. Хотя старший дошкольник творчески активен, необходимо советами, напоминаниями приучать его следить за игровым поведением, выразительностью речи, мимикой и жестами. Такие навыки способствуют у 5 - 6 летних детей дальнейшему развитию творческих способностей.

Придерживаться основных требований

  • Тематика произведений для театрализации должна быть разнообразной. К отбору текстов нужно обязательно привлекать самого ребенка, чтобы заинтересовать его игрой. Постепенно, к 5 -6 годам, усложняется содержание текстов и сюжетов. Можно сделать семейной традицией обсуждение совместных домашних спекталей. В книжном уголке заводится специальная полочка для текстов, которые будут разыгрываться. Например, хорошо подходят для театра произведения С. Маршака "Кошкин дом", "Сказка о глупом мышонке"; "Муха - Цокотуха" К. Чуковского; "Стрекоза и Муравей" И. Крылова; "Живая шляпа" Н. Носова и многие другие детские произведения. Родители вместе с детьми прочитывают и обсуждают их. Такие действия активизируют детвору, они с нетерпением готовятся к театрализации.

  • Для поддержания интереса и обогащения театральной деятельности необходима подборка костюмов, игрушек, пополнение театрального домашнего уголка различными видами театров: настольным, пальчиковым, теневым, куклами бибабо (состоящие из головы персонажа и одежды в виде перчатки).

  • Постоянное включение инсценировок в повседневную жизнь превратит театральные игры для дошкольников в такую же естественную потребность, как настольные и сюжетно-ролевые. Например, можно развлечь бабушку пальчиковым театром по сказке "Репка", пока она готовит ужин. Или при сборе на прогулку "позвать с собой погулять" куклу бибабо, с которой весело играть в прятки.

  • Максимально активизировать детей в подготовке к игре: вместе с мамой шить персонажи для пальчикового театра, подбирать костюмы и игрушки для инсценировки, приобретать книжки с интересными иллюстрациями, не пропускать в книжном магазине стендовые книжки (каждая страница объемно представляет действие), вырезать картонные фигурки для теневого театра, вместе с взрослым придумывать сценарий для домашнего спектакля.

  • Для воспитания эмоционального отношения к игре и дальнейшего формирования игровых умений обязательно фиксировать театрализации детей с помощью фотоаппарата или камеры. Это дает возможность постоянно просматривать видеозаписи в семейном кругу, делиться впечатлениями, накапливать положительные эмоции.

Домашние театрализации

Родителей чаще всего интересует, как играть в театрализованные игры дома и что из произведений можно представлять? Доступнее всего в домашних условиях будут режиссерские игры и драматизации. Они отличаются друг от друга тем, что в драматизации ребенок сам исполняет какую-либо роль, в режиссерской игре он действует за персонажа. Наибольший интерес такие игры вызывают у пяти - шестилетних ребятишек, особенно, если дома принято устраивать театральные постановки, и родители принимают в них участие вместе с ребенком. Очень хорошо, когда в семье растут разновозрастные дети. Старшим дошкольникам театрализованные игры дают возможность совершенствовать творческие навыки, выступая перед младшими братьями и сестрами. Это ненавязчиво готовит ребят к дальнейшему обучению в школе, помогает познакомиться со многими литературными и фольклорными произведениями, развивает речевую активность.

Режиссерские игры

Режиссерскую игру дома можно организовать при помощи таких разновидностей детского театра, как настольный и стендовый. Они полезны тем, что дошкольник ответственен за персонаж, действует вместе с ним, сопереживает ему, разговаривает за него, эмоционально передает интонации. От ребенка зависит, каким получится его герой, ярким, запоминающимся или вялым, безжизненным. Причем, работать нужно только голосом и мимикой, жесты и движения неактивны, так как нужно лишь передвигать неподвижную фигурку.

В настольном кукольном театре

Хорошо использовать любые игрушки: любимые детьми мягкие (мишки, зайчики, лисички, львята), пластмассовые (куклы, пирамидки, машины, персонажи сказок), деревянные (кубики, домики, вкладыши). Прекрасно подойдут игрушки-самоделки, которые можно изготовить вместе с дошкольником из природного и бросового материала (шишек, желудей, картона, ткани, коробочек). Главное, чтобы игрушки были безопасны, устойчивы на столе, понятны ребятишкам. В продаже есть готовые настольные театры по детским сказкам "Колобок", "Репка", "Теремок", "Три поросенка". Фигурки изготовлены из картоных шаблонов, которые нужно вырезать и склеить, а могут быть деревянными, пластмассовыми.