Характеристика особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью
Лица с нарушениями умственного развития
- дети, подростки, взрослые со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающем вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.
Специфическая особенность: нарушение высших психических функций.
Деформация познавательных процессов
Моторика
Личность
Эмоционально-волевая сфера
Нарушение социальной адаптации умственно отсталых людей в обществе
Нарушения при умственной отсталости
Физическое развитие
- Низкий рост, вес, объём грудной клетки;
- Нарушена осанка;
- Отсутствует пластичность;
Психическое развитие
Физическое развитие
ВНИМАНИЕ
ВОСПРИЯТНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
Условия успешной учебной деятельности
РЕЧЬ
ПАМЯТЬ
Внимание
Восприятие
Память
- Снижена скорость Объем Недифференцированность
- Снижена скорость
- Объем
- Недифференцированность
- Словесная форма Образная форма
- Словесная форма
- Образная форма
- Трудность привлечения Трудность длительной концентрации Неустойчивость Легкая отвлекаемость Рассеянность
- Трудность привлечения
- Трудность длительной концентрации
- Неустойчивость
- Легкая отвлекаемость
- Рассеянность
Большое количество дефектных звуков
Отсутствие связных высказываний
Замедленный темп становления
Сложность в согласовании частей речи
Нарушение звуковой структуры слова
Речь
Замедленный темп становления
Нарушения грамматического строя
Монотонность, маловыразительность
Малый словарный запас
6
Косность, тугоподвижность
Слабость обобщений
Мышление
Неполноценность мыслительных процессов – анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования
Слабость обобщений
Нарушение ориентировочной системы деятельности
6
Нарушение строения и мотивации деятельности (по Б.И. Пинскому)
Нарушения соотношения цели и действия
Процесс выполнения действий формальный, не рассчитанный на получение реально значимых результатов
Нарушение строения и мотивации деятельности (по Б.И. Пинскому)
Выполнение поставленной задачи без предварительной ориентировки в ней.
Легкость подхода к выполнению задания, неспособность составить план своей деятельности, актуализировать уже имеющиеся знания.
Недостаточная критичность к результатам собственной деятельности – несоотношение содержания и реальной значимости результатов.
Нарушения в эмоциональной сфере
Незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы
Примитивность переживаний, недифференцированность эмоций
Сложные эмоции социально-нравственного характера недоступны
Неадекватность реакций, чрезмерная сила и инертность переживаний, стереотипность
Отсутствие контроля эмоциональных проявлений
Быстрые переходы от одного настроения к другому
6
Задачи, обусловленные особыми образовательными потребностями детей с нарушениями интеллектуального развития
- Обеспечение доступности содержания учебного материала.
- Содержание учебного материала должно быть адаптировано с учетом возможностей учащихся.
- Формируемые у учащихся знания, умения и навыки должны быть вполне достаточны для того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе и овладению профессией.
Задачи учителя, взаимодействующего с детьми с ООП
- Формирование доступной системы знаний, умений и навыков.
- Постоянный контроль и конкретная помощь со стороны учителя.
- Привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации.
- Целенаправленное обучение учащихся приемам учебной деятельности.
- Необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики.
- Целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития.
- Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации.
Вывод
Таким образом, для детей с умственной отсталостью характерны нарушения познавательно-психических процессов, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Следовательно, требуется создание определенного комплекса условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью.