СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кинематика механического движения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Равноускоренное прямолинейное движение  - прямолинейное движение, при котором ускорение паралельно скорости постоянно по модулю

Просмотр содержимого документа
«Кинематика механического движения»

Предмет: физика

Класс: 9А

Число: 8.09.18 г



Тема: Кинематика механического движения





Задачи урока
Образовательные: познакомить учащихся о кинематике механического движения закрепить сформированные умения в работе с заданиями, правильно   и   аккуратно   пользоваться   учебником.

Оборудование
Компьютер, презентация клипов по теме «Кинематика периодического движения. Равномерное движение по окружности»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

I. Самопроверка знаний.
Механика. Раздел кинематика. Механическое движение.

Сегодня у нас необычный урок.  
Первым заданием на уроке выполнение соотношения:

Перед вами таблица, состоящая из двух частей: в левой части написаны примеры различных видов механического движения, в правой названия видов механического движения.

Ваша задача установить соответствие между видами мех. движения и примерами. На выполнение этого нового для вас, но простого задания - всего 2 минуты.

 

2.

II. Повторение. 
Механика. Раздел кинематика. Механическое движение.

 

Что мы рассматриваем?

- Различные виды механического движения.

Для выполнения второго задания попрошу выйти к доске двух учащихся. Вам будут предложены вопросы, ваша задача на них ответить, помогая, и исправляя друг друга. Задание классу. Откройте учебник на стр. 79 раздел «Основные положения» найдите и проверьте правильность ответов.

Два ученика выходят к доске. По очереди отвечают на вопросы. Класс слушает, исправляет и добавляет.

1. Что такое механическое движение?

- Механическое движение - изменение пространственного положения тела относительно других тел с течением времени.

2. Какой раздел механики занимается изучение механического движения?

- Кинематика изучает механическое движение, не рассматривая причины, которыми это движение вызывается. (Где? Когда? Находилось тело)

3. Какие виды механического движения вы знаете?

- Равномерное прямолинейное движение – движение, при котором тело перемещается с постоянной по модулю и направлению скоростью: y = const.

4. Баллистическое движение.

- Равноускоренное прямолинейное движение – прямолинейное движение, при котором ускорение параллельно (сонаправлено) скорости и постоянно по модулю.

3.

III. Введение в тему: Кинематика периодического движения

 

Какой из этих видов движения мы с вами еще не изучали?

- Движение по окружности.

Правильно.
Оказывается, что движение по окружности - это частный случай периодического движения.

 

Само название периодическоекакими словами вы бы заменили? Как будет происходить движение?

- Периодически - повторять движение - циклически.

Существуют ли в природе явления или примеры движения тел, которым присуща повторяемость?

Примеры: повторяющиеся, циклические явления в окружающем нас мире: Смена времен года, смена дня и ночи, солнечные и лунные затмения, перемещение звезд и планет по звездному куполу, колебание маятников и пружин, сердцебиение.

Итог: Мы часто в жизни встречаемся с такими примерами и сегодня на уроке мы познакомимся с их физическим объяснением.

Откроем тетрадь и запишем тему урока.

 

4

IV. Новый материал. Тема урока:
Кинематика периодического движения

Запись темы урока.

Может кто-то сможет предложить формулировку определения периодического движения?

(Возможные варианты предложений по формулировке ПД)

Давайте сравним наши ответы с формулировкой в учебнике. Обратимся к учебнику на стр 72 параграф 18. Сравним наши ответы и формулировку по учебнику. Прочитаем формулировку ПД и запишем в тетрадь.

Повторяющееся
Равные промежутки времени

Учебник: параграф 18 стр. 72. Чтение формулировки.

Запись в тетрадь: Периодическое движение - движение, повторяющееся через равные промежутки времени.

Возвращаемся к примерам: Движение Земли вокруг Солнца, колебания маятника. . . - это примеры ПД.

 

5

IV. Новый материал.Виды периодического движения

 Существуют два вида периодического движения:

  1. Вращательное движение (движение по окружности)

  2. Колебательное движение

Чтение учебника.

Запись таблицы.

Найдем по учебнику и прочитаем:
Какое движение относится к вращательному?

Вращательное - движение в одном направлении по плоской ( или пространственной) замкнутой траектории. (Земля по орбите вокруг Солнца рис. 59)

Какое к колебательному?

Колебательное - движение вдоль одного и того же отрезка с изменением направления движения (колебание маятника рис. 60)

Итог:
Наша задача изучить подробно равномерное движение по окружности.

 

6.

V. Равномерное движение по окружности.(определение, траектория движения, модуль и вектор скорости).

 

Запишем подзаголовок: 
3. Равномерное движение  по окружности

Демонстрация (Понаблюдаем за движением)
-движения планет вокруг Солнца - теллурий, 
как пример движения тел по окружности.
-Вращение мяча 

Если размерами тела, движущегося по 
окружности, можно пренебречь по сравнению с 
радиусом окружности, то его можно 
рассматривать, как материальную точку. 
(Земля вокруг Солнца, электрон вокруг ядра 
атома) 

Запись подзаголовка: Равномерное движение по окружности.

Наблюдают за демонстрацией движения планет и сравнивают с вращательным движением мяча. - разница размеров тел по сравнению с радиусом.

Рассмотрим равномерное движение материальной точки, движущейся по окружности радиусом r, имеющей скорость v.

Начертим в тетради, а один человек на доске - 
окружность произвольного радиуса, что будет 
являться траекторией движение тела. 
Покажем в 2-х или 3-х произвольных точках 
направление вектора скорости.

Один учащийся у доски другие в тетради чертят окружность, показывают: центр окружности, радиус, формулу для расчета длины окружности, угол.

При равномерном движении по окружности 
модуль скорости тела остается постоянным, а 
направление будет меняться.

Запись определения движения МТ по окружности.

Покажем в произвольных точках вектор скорости (по величине одинаковый, по направлению - разный).

При этом обратим внимание. Что движение наз. 
Равномерным. Как вы думаете. 
Что это означает?

 

7.

VI. Равномерное движение по окружности.
(определение положения МТ, движущийся в пространстве по окружности в произвольный момент времени)).

 Кинематика ставит вопросы - Где? Когда? находилось тело в любой момент времени. 
Как можно определить положение частицы, движущейся в пространстве по окружности в произвольный момент времени?

 

Начальный момент времени частица находится в точке А, а ее движение происходит против часовой стрелки (рис. 61).

Вопрос сложный. Пусть нам поможет ответить на него учебник.

Способы определения положения частицы в произвольный момент времени

Работа с учебником. Чтение на стр. 71 Способы определения положения частицы, знакомство с рис. 61-63.

Рассмотрим три способа определения положения частицы, движущейся в пространстве по окружности в произвольный момент времени.

Даю вам на это три минуты.

Нахождение положения частицы в пространстве в произвольный момент времени I можно определит тремя способами:

В чем заключается 1-ый способ? Какие математические и физические величины здесь используются?

1. С помощью пути I, пройденного частицей от начальной точки А до точки В.

2-ой - ?

2. С помощью угла поворота радиуса-вектора г относительно его начального положения.

3-ий - ?

3. С помощью закона движения в координатной форме (зависимость координат частиц от времени).

8.

VI. Равномерное движение по окружности.
(величины, характеризующие РД по окружности).

Для количественного описания движения необходимо познакомиться с величинами, характеризующие РД по окружности.

 

Задание:

Каждый из вас получает табличку, ее необходимо заполнить, а в результате познакомиться с основными величинами, характеризующими РД по окружности.

На уроке вы заполняете столбцы: Обозначение, формулы и единицы измерения, дома запишите определения, которые при проверке выполнения задания вы зачитываете по учебнику.

Для выполнения откройте страницы учебника: 72-75

Заполнение таблицы №1 (Приложение)

 

9.

VII. Проверка задания.

Проверим, как вы справились с заданием и усвоили сегодняшней материал.

На доске вы видите такую же таблицу как у вас. Но в некоторых местах пропуск (наверное кто-то стер) наша задача восполнить пробелы!


К доске один человек, которому необходимо будет заполнить пропуски.
Желающие:

  1. без тетради;

  2. в помощь тетрадь;

  3. помощь класса;

Ученик дописывает недостающие записи.

При проверке обратить внимание на ац. Как зависит ац от скорости и от радиуса?

Проверяют, сравнивают, анализируют выполнение задания у себя по тетради.

 

VIII. Промежуточное повторение по основным вопросам урока.

Подведение итогов

Задание на дом