Классификация типов уроков
Исходя из основной дидактической цели урока и учитывая современные тенденции развития школьного образования, можно выделить следующие типы уроков:
урок изучения нового;
урок совершенствования и практического применения знаний и способов действий;
урок обобщения и систематизации знаний и способов действий;
урок контроля, рефлексии и коррекции;
комбинированный урок.
Урок изучения нового
Цель этого типа урока - изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентаций. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.
Этапы урока:
Организация начала урока (создание психологической атмосферы, подготовка необходимого оборудования, включение учащихся в деловой ритм урока, совместное формулирование цели и задач урока).
Мотивация учебной деятельности (подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое).
Актуализация опорных знаний (воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта, необходимого для открытия и усвоения новых знаний и способов действий).
Получение новых знаний (открытие и усвоение учащимися новых знаний и способов действий).
Первичное закрепление знаний (выполнение заданий на усвоение главного в новой информации, выполнение заданий, в том числе и творческих, на основе изученного).
Контроль/самоконтроль, проверка/самопроверка знаний (первичная проверка и самопроверка уровня освоенности материала и способов действий).
Подведение итогов урока, рефлексия (установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ и самоанализ учебной деятельности).
Информация о домашнем задании (сообщение объема и содержания домашнего задания, в том числе и вариантов домашнего задания по выбору учащихся, инструктаж по его выполнению).
Урок совершенствования и практического применения
знаний и способов действий
Цель этого типа урока - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений по применению знаний и способов действий при решении практических задач и проблемных ситуаций. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном следующие:
а) систематизировать новые знания и способы действий;
б) совершенствовать ранее усвоенные знания и способы действий;
в) применять знания и способы действий при решении практических задач;
г) контролировать ход изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
Видами этого типа уроков являются:
а) уроки самостоятельных работ (устных или письменных упражнений);
б) урок - лабораторная работа;
в) урок практических работ;
г) урок — экскурсия; д) урок - семинар и т.п.
Этапы урока:
Организация начала урока (создание психологической атмосферы, подготовка необходимого оборудования, включение учащихся в деловой ритм урока, совместное формулирование цели и задач урока).
Мотивация учебной деятельности (подготовка к сознательному совершенствованию знаний и способов действий с полученными знаниями, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое).
Актуализация опорных знаний и их коррекция в случае необходимости (воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта, необходимого для совершенствования новых знаний и способов действий).
Пробное применение знаний (применение знаний на практике для углубления и расширения границ ранее усвоенных знаний).
Упражнения по образцу (упражнения на закрепление навыков и умений, тренировочные упражнения по образцу, инструкции, алгоритму).
Упражнения с переносом знаний в новые условия (упражнения с переносом знания в новые условия, осложненные, дифференцированные или индивидуальные, упражнения творческого характера).
Подведение итогов урока, рефлексия (установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ и самоанализ учебной деятельности).
Урок обобщения и систематизации
знаний и способов действий
Цель этого типа урока - решение двух основных дидактических задач: установить уровень усвоения учащимися теоретических знаний по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение при изучении предмета в целом, и овладеть методами познавательной деятельности.
Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяют им осознать системный характер учебного материала, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом переноса этих способов в нестандартные ситуации при решении возникающих перед ними новых необычных задач. Для данного типа урока самым главным является включение части в целое. Учащиеся обеспечиваются необходимым материалом для работы: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами и др.
Этапы урока:
Организация начала урока (создание психологической атмосферы, подготовка необходимого оборудования, включение учащихся в деловой ритм урока, совместное формулирование цели и задач урока).
Мотивация учебной деятельности (вступительное слово учителя или учащихся, значение материала изученной темы, актуализация проблемы).
Обобщение отдельных фактов, понятий, явлений (повторение, обобщение фактов, понятий, явлений).
Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы способов действий (выполнение учащимися индивидуально, группами, всем классом разных задач, обобщающих и систематизирующих способы действий на основе фактов, явлений, понятий).
Приведение единичных знаний и способов действий в систему (формулирование учащимися выводов по изученному материалу и способам действия с ним).
Подведение итогов урока, рефлексия (установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ и самоанализ учебной деятельности).
Урок контроля, оценки и коррекции
Цель этого типа урока - оценка результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности учащихся. Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др. Эти и другие виды уроков контроля, оценки и коррекции проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.
Этапы урока:
Организация начала урока (создание психологической атмосферы, подготовка необходимого оборудования, включение учащихся в деловой ритм урока, совместное формулирование цели и задач урока).
Мотивация учебной деятельности (вступительное слово учителя или учащихся, значение материала изученных тем (разделов), актуализация проблемы).
Первичная проверка (самопроверка, взаимопроверка) глубины осмысления знаний и их обобщения (подготовка к контрольной (проверочной) работе, систематизация и обобщение знаний, инструктаж выполнения работы).
Применение знаний и способов действий в стандартных и измененных условиях (проведение контрольной (проверочной) работы).
Анализ выполненной работы и коррекция (проверка/самопроверка, анализ/ самоанализ, оценка/самооценка выполненной работы, работа над ошибками).
Подведение итогов урока, рефлексия (установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ и самоанализ учебной деятельности).
Комбинированный урок
Комбинированный урок предполагает достижение двух или нескольких равнозначных целей. Например,
- контроль и коррекция ранее изученного + изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий;
- изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий + выработка умений по применению знаний и способов действий при решении практических задач и проблемных ситуаций и т.д.
Этот урок, как правило, предполагает всевозможные комбинации различных видов уроков (уже обозначенных выше) и применение различных методов и приемов в соответствии с поставленными целями.
Этапы урока:
Организация начала урока (создание психологической атмосферы, подготовка необходимого оборудования, включение учащихся в деловой ритм урока, совместное формулирование цели и задач урока, ожидаемых результатов).
Мотивация учебной деятельности (подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое).
Проверка домашнего задания (вопросы и задания в устной или письменной форме для определения глубины освоения знаний и способов действий предыдущего урока или содержания других тем, связанных с данным уроком).
Актуализация опорных знаний (воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта, необходимого для открытия и усвоения новых знаний и способов действий, оценка и самооценка подготовленности учащихся к освоению новой темы).
Получение новых знаний (открытие и усвоение учащимися новых знаний и способов действий).
Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний и способов действий. Контроль/самоконтроль, проверка/самопроверка знаний (выполнение заданий на усвоение главного в новой информации, выполнение заданий, в том числе и творческих, на основе изученного; первичная проверка и самопроверка уровня понимания материала и освоения способов действий, контроль и самоконтроль учебной деятельности).
Подведение итогов урока, рефлексия (установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ и самоанализ учебной деятельности).
Информация о домашнем задании (сообщение объема и содержания домашнего задания, в том числе и вариантов домашнего задания по выбору учащихся, инструктаж по его выполнению).