Классный час
Тема: «Путешествие в мир доброты»
Цели:
- формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
- дать почувствовать, что добро – это радость для окружающего и самого себя.
- обратить внимание на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;
- развитие речи, эмоций, мышления;
- формировать умение совместно работать в группах, парах;
Ход занятия:
1. Создание эмоционального настроя, включение чувств
- Добрый день, дорогие ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения. Улыбнемся друг другу, улыбнемся мне, гостям! Спасибо, можете садиться.
- Сегодня на классном часе я приглашаю совершить путешествие в удивительный мир. А вот в какой, вы попробуете назвать сами, для этого послушайте отрывок песни. (звучит отрывок «Песня о дороге добра»)
Слайд 2
В какой удивительный мир мы отправимся? (в мир Доброты)
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт,
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец… (Доброта)
- Чему будет посвящен наш классный час? Да, доброте. (Слайд 3)
- Какую цель мы наметим? (Слайд 3)
- А что такое доброта по - вашему? (это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, это любовь к людям и желание помочь, это душевность, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, мама, смех, улыбка, семья и т.д.)
- Если мы бы могли потрогать это слово, какое бы оно было на ощупь? (теплое, круглое, ворочается в кулачке, шевелится, щекочет, сердечко радостно стучит)
- С каким животным у вас ассоциируется слово доброта? ( игривый, ласковый котёнок, бабочка, и т.д.)
- Какими бы красками вы его нарисовали?
Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А давайте прочтем, что сказано о понятии «доброта» в толковом словаре.
(Слайд 4) Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
Вывод: Значит доброта - это всё самое хорошее, полезное, это расположение к людям, отзывчивость. Она, как солнышко живет в душе каждого человека и согревает его.
- Мы сегодня с вами совершим путешествие в мир доброты с помощью цветка. А это цветок не простой, он волшебный. И как в сказке надо обязательно сказать волшебные слова: (Слайд 5)
Ты лети, наш цветок,
Через запад, на восток,
Ты по всей земле лети,
Семена добра дари!
(давайте скажем хором)
На доске прикреплен цветок
- А необычен цветок тем, что на каждом лепестке есть задание
- Давайте попробуем сорвать один лепесток?
1. Первый лепесток - пословицы Слайд 6
- нам нужно посеять семена добра и объяснить значение пословиц.
Давайте попробуем сделать это вместе
Жизнь дана на добрые дела.
(Жить нужно, делая добрые дела, тогда добро и к тебе вернётся)
Добрые дела лучше мягкого пирога.
(Пирог мы съедим, а вот доброе слово, поступок останется в наших сердцах и надолго и будет радовать нас)
Добрый человек придёт – словно свет принесёт.
(Каждому приятно видеть доброго человека. Он вежлив, отзывчив, всегда готов помочь. Этот человек способен одним своим присутствием поднять настроение.)
Обсуждение пословиц
Из пословиц мы видим, что добро приносит радость окружающим людям, первый шаг к доброте – это доброе слово, поэтому я сорву ещё один лепесток.
2. Второй лепесток - волшебные слова (Слайд7)
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
И улыбнуться вам спешат!
- Ребята, что это за чудесные, волшебные слова?
Чтобы поддерживать добрые отношения с людьми, нужно уметь общаться, вежливо обращаться друг с другом. Помогите мне дополнить фразы:
Растает ледяная глыба от слова доброго ....... «Спасибо» (Слайд7)
Когда бранят за шалости, мы говорим ....... «Прости, пожалуйста» (Слайд7)
И во Франции, и в Дании на прощание говорят: ....... «До свидания!» (Слайд7)
Печально сказали мы дяде Никите: «За чашку разбитую нас ....... извините». (Слайд7)
На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя: ....... «Пожалуйста». (Слайд7)
Волшебные слова имеют большую силу, но как их надо говорить? Спокойным и приветливым голосом. Сказанные грубо слова перестают быть волшебными.
3. Третий лепесток. Поведение человека. (слайд 8)
Мы ежедневно общаемся с людьми. Но всегда ли мы поступаем правильно? Помогите разобраться.
Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой группе раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы и дайте ответ.
Слайд 9.
Ситуация 1.Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Галькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Права ли была девочка? В чем она не права? Как ей нужно поступить?
Красиво ли обращаться к человеку: «Эй ты!» ?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Слайд 10.
Ситуация 2.Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик?
1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время .
Слайд 11.
Ситуация 3. На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”
Правильно ли сказал мальчик?
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
Слайд 12.
Ситуация 4. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
Слайд 13.
Ситуация 5. На уроке физкультуры во время игры Аня натолкнулась на Колю, он упал, ушибся. Аня грозно сказала мальчику: «Сам виноват! Смотри, куда бежишь!»
Права ли Аня? Как ей нужно поступить? Что нужно сказать в такой ситуации? (Аня должна была попросить прощения)
Да, непросто быть вежливым и культурным человеком, этому надо учиться всю жизнь.
Физминутка «Волшебное слово». (слайд 14)
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
- Если у человека доброе сердце, он всегда приходит на помощь не только людям, но и помнит и заботится о братьях наших меньших. Кого мы так называем? Народная мудрость гласит «Доброе слово и кошке приятно». Давайте послушаем стихотворение Михаила Рафаиловича Садовского «Доброе сердце». Слайд 15
1-й ученик. Я как-то в дом принес щенка Бездомного бродягу, Чтоб подкормить его слегка, Голодного беднягу. «Ну, что ж - сказала мама, - пусть Он поживет немножко. В глазах его такая грусть! Найдется супа ложка». | 3-й ученик. Я под гнездом нашел птенца, Над ним вороны вились. Я спрятал в шапку сорванца, Мы с ним домой явились. «Ну, что ж - сказала мама, - пусть Он поживет немножко В глазах его такая грусть! Найдется хлеба крошка». |
2-й ученик. Я во дворе нашел потом Котенка чуть живого Его принес я тоже в дом, Сказала мама снова ... «Ну, что ж - она сказала, - пусть Он поживет немножко. В глазах его такая грусть! Найдется каши ложка». | 4-й ученик. Однажды я нашел ежа, Ужа и черепаху, И заяц в нашу дверь вбежал, Наверное, со страху. Сказала мама: «Пусть живут! В квартире так чудесно, А если потесниться тут И нам найдется место». |
Так будьте добры и внимательны ко всему живому. И они отплатят вам своей любовью и преданностью.
4. Четвёртый лепесток. Добро и зло. (Слайд 16)
- В жизни бывает не только добро, но и зло. Но чего всегда больше? Давайте с вами попробуем заменить плохие слова на противоположные по значению хорошие.
У вас на столах есть карточки, попробуйте к каждому слову подобрать противоположное по значению, соединив стрелками (работа в парах)
Вражда Радость
Грусть Дружба
Грубый Правда
Жадный Добрый
Обман Ласковый
Злой Щедрый
Проверка по эталону на сайде 17
Нужно учиться различать добро и зло, а помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, что это за сказочный герой, который совершил добрый поступок.
Кто проказника-мальчишку
Из полена смастерил
И купил мальчишке книжку,
Чтобы в школу тот ходил? (Папа Карло) слайд 18
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор... (Айболит) слайд 19
Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить!
Что за зверь гуляет в сказке?
Ус топорщит, щурит глазки,
В шляпе, с саблею в руках
И в огромных сапогах. (Кот в сапогах) слайд 20
Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя Катаева из Цветика – семицветика) слайд 21
Пятый лепесток. Правила доброты (слайд 22)
Работа в группах
Составление памятки «Правила доброты»
Приклеивают выборочно по 5 правил каждая группа, защищают у доски
6. Шестой лепесток. Сюрприз. (Слайд 23)
Предлагаю посмотреть мультфильм, который называется «Просто так»
Просмотр. Обсуждение.
- Чему учит нас этот мультфильм?
Нам следует как можно чаще делать друг для друга что-нибудь доброе и хорошее. И самое главное - делать это ПРОСТО ТАК, чтобы поделиться с окружающими хорошим настроением.
(Слайд 24)
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга -
С добром всегда светла душа.
(Слайд 25)
Итог урока
- Ребята, а сейчас я поделитесь своими впечатлениями об уроке
- Что понравилось? может быть, кто то новое что-то для себя узнал?
- Что взяли полезного из этого урока?
Рефлексия
Посмотрите ребята, у нас от цветка почти ничего и не осталось. Предлагаю сделать свой цветок добра.
У вас на столах лежат лепестки, выберите подходящий
Розовый – понравился урок, хорошее настроение, буду по возможности делать добро
Голубой – не очень хорошее настроение, мне было скучно и грустно
8