Классный час
Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:
- Познакомить обучающихся с основными понятиями «добро» и «зло».
- Расширить кругозор учащихся с основными понятиями.
- Зачем нужно совершать добрые дела и не совершать плохих поступков?
Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло, милосердие.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.
Планируемые результаты:
обучающиеся должны уметь:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах .
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные УУД
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Оборудование: карточки, плакат.
Ход урока
1. Организационный момент
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.(посмотрите друг на друга, улыбнитесь )
Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я вам помогу.
- Я рада, что у нас всех хорошее настроение. А это значит, что урок пройдет увлекательно и интересно.
2. Введение в тему.
Сегодня у нас будет необычный урок. И сейчас я хочу начать его с небольшой сказки. Послушайте сказку и попробуйте определить ее тему классного часа. (Читает сказку заранее подготовленный обучающейся)
Жили-были старик со старухой. А вместе с ними — пёс и кот. Когда-то давно старик подобрал их на улице голодных и больных. Он ухаживал за ними, лечил их. И пёс, и кот стали его преданными друзьями. Они всегда сопровождали старика куда бы он не шёл.
Старик был заядлым рыбаком и всё лето проводил с удочкой на речке, а пёс и кот вместе с ним. Пёс обычно носился за бабочками, пытался охотиться на птиц. Кота - же охота не интересовала, он сидел на берегу рядом со стариком и ждал, когда тот поймает рыбку и угостит его. Вечером они возвращались домой. Старуха не жаловала ни пса, ни кота.
«Бездельники, дармоеды!» — ругала она их. Особенно доставалось коту. Старуха так и норовила пнуть его ногой. А после того, как в доме поселилась мышка, коту стало попадать от старухи ещё больше. Каждый раз, когда старуха обнаруживала, что мышка погрызла сыр или прогрызла дыру в мешочке с зерном, она поднимала страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!» В такие минуты не только пёс и кот прятались куда-нибудь подальше, а мышка замирала в своей норке, но и дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза. Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней, знал, что она долго искала себе тёплую сухую норку, долго была бездомной, поэтому он жалел её и не хотел причинять ей вреда. Да и ела мышка совсем мало, так что и урон от неё в хозяйстве старухи был не большой. Жили они так долгое время, пока не произошла история резко изменившая отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так.
Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак. В кладовой, сняв сыр с полки, она увидела, что сыр с краешку погрызен мышкой. Старуха страшно разгневалась и с криком, изрыгая угрозы в адрес кота, пса, мыши и деда, помчалась во двор. Она была так разгневана, что совсем забыла про накрытый досками старый заброшенный колодец во дворе. От старости доски прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Однако самостоятельно выбраться она не могла, колодец был ещё достаточно глубок. Услышав крик старухи, дед, пёс и кот подбежали к колодцу. Дед лег на землю, дотянулся до рук старухи и попробовал её вытащить, но сил не хватало. Он попросил помощи у пса и кота, а кот позвал ещё и мышку. И хотя для них для всех у сердитой старухи никогда не находилось доброго слова, они всё — таки помогли деду вытащить её из колодца. «Вот видишь, старуха, и пригодились тебе и пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце, пока я нашёл бы помощников», — назидательно сказал дед. Старуха промолчала. Однако в доме она поставила на пол три миски и, теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую наливала молочка для кота, а в третью — немного сыра для мышки. Для каждого у неё находилось ласковое слово. Так ворчливая старуха, благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой.
Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее.
- Молодцы, все внимательно слушали. Что вы узнали, услышав эту сказку? Правильно ли поступала старуха? Кто мне скажет, о чём сегодня пойдет речь, и как будет называться тема классного часа? Молодцы.
Итак, тема урока “Добро и зло”.
Добро и зло
Зло с добром живут на свете.
Это знают даже дети.
Не ходи дорогой зла,
Стань союзником добра.
Зло пытается настигнуть,
Оболгать и громко крикнуть,
Словом скверным оскорбить,
Не спеши со злом дружить!
А добро всегда всё может.
В трудный час в беде поможет.
Руку даст, плечо подставит
И на добрый путь наставит.
Да поделится добром,
Делом, словом и рублём.
Помогает в мире быть,
С миром жить и не тужить!
Лариса Улитина
Как писал русский писатель Александр Сергеевич Пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Сказки рассказывают и читают чаще всего детям. Взрослые тоже с удовольствием слушают сказателей. Но именно дети берут для себя те уроки, которые заложены народом в сказках.
Все мы любим русские народные сказки. У всех народов мира есть много замечательных и интересных сказок. В них отображается жизнь народа, мечты, ожидания лучшей судьбы и борьба с захватчиками и угнетателями. Каждый народ мечтает о добре, правде и всечеловеческом счастье. Все герои сказок делятся на добрых и злых.
3.Постановка учебной задачи.
Работа в группах.
На доске картинки героев русских народных сказок. Первая группа соберет добрых героев сказки, а вторая злых героев. Объясните их поступки.
Кощей Бессмертный | Баба Яга | Змей Горыныч |
Чудо-Юдо | Иван-царевич | Иван-дурак |
Василиса Прекрасная | Василиса Премудрая | Волк |
Лиса | Заяц | Медведь |
Колдун | Ведьма | Морозко |
Добрыня Никитич | Алеша Попович | Илья Муромец |
Леший | Гуси-лебеди | Мачеха |
- Молодцы. С заданием справились быстро и хорошо.
Рассуждение.
- Хорошие – это те, кто творит добро. Каких ещё героев вы знаете? На какого героя вы хотели быть похожим? Почему?
- Итак , давайте сделаем с вами вывод:
Человек который не делает зла и не желает его, то это добрый человек.
- Давайте с вами посмотрим определение добро и зло в словаре С.И.Ожегова и В.И.Даля.
Физкультминутка «Добро – зло»
Обучающейся называет глаголы (добро – хлопают, зло – топают)
(Защитил, поссорился обогрел, помог, ударил, нагрубил заступился, накормил, пожалел, предложил помощь, отобрал, обнял, порвал, погладил, поссорился)
4..Построение проекта выхода из затруднения.
Послушайте притчу.
Притча «Гвозди»
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Слово не воробей, вылетит не поймаешь!
- Подходит ли, данная пословица к притче?
- Расскажите о своём добром поступке?
- Как вы проявляете заботу к своим родным и близким людям?
Работа в парах.
Игра «Добрые слова».
Скажи соседу по парте как можно больше “Добрые слова”.
Игра «Собери ромашку». Перед вами лепестка ромашек с качествами добра и зла. Давайте вместе соберём их.
ДОБРО
ЗЛО
ДОБРО
Зависть,жалость,терпение,неуступчивость,милосердие,эгоизм,чёрствость,честность,воровств, правдивость непослушание, щедрость, дружелюбие неусидчивость, совестливость порядочность жадность.
- Молодцы, а сейчас давайте посмотрим, что у нас получилось.
5.Первичное закрепление
Работа с пословицами.
Народная мудрость всегда нас учит жить правильно. Также есть народная мудрость пословиц и поговорок о добре и зле. Давайте с вами дополним их, используя слова для справки. Объясните их, как вы понимаете.
1. | Доброе слово |
2. | За добро добром |
3. | Сделав добро, |
4. | Не делай другим того, |
5. | Злые языки |
6. | Доброе дело - |
Слова для справки: Правду говорит смело; и кошке приятно; не хвались; острый меч; и платят; что себе не желаешь.
- У каждого народа есть свои пословицы и поговорки. Сейчас я хочу прочитать вам пословицы народов мира, а вы внимательно послушайте их.
Норвежская
Добро высекай на камне, а зло записывай на снегу.
Французская
Добро делать никогда не поздно.
Португальская
Добро тогда познают и любят, когда загубят.
Болгарская
Зло легко приходит, но тяжело уходит.
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Работа в группах.
Рассмотрите ситуацию и скажите, какие поступки свершили ребята?(Первую и вторую ситуацию ребята разбирают устно. Третью ситуацию разыгрывают сценку)
Ситуация 1.
Иван возвращавшись из школы, увидел, как бабушка Аня, поставив на скамейку тяжелые пакеты, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свою помощь. Мальчик помог донести пакеты, хотя ему было не по пути.
Ситуация 2.
Перейдя дорогу по пешеходу, Петя увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Возвратившись обратно, мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону.
Ситуация 3.(Разыгрывают ученики сценку)
Марианна на перемене наблюдала за Алёшей, как он обзывает другого ученика, унижает его. Как вы думаете, что сделала Марианна? Как бы вы поступили в данной ситуации?
7.Рефлексия.
Домашнее задание. Нарисуйте «Дерево добра».Подумать, какие добрые поступки вы совершили и запишите их на листочках дерева.
ИТОГ УРОКА.
Сегодня я хочу закончить этот урок со словами «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек - в речки, реки - в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Как символ доброты я дарю вам это сердечко, и хочу, чтобы вы всегда сохраняли эти человеческие качества.
В конце урока учащиеся исполняют песню Кота Леопольда.
Дорога добра
Спроси у жизни строгой какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра,
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Забудь свои заботы, падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
9