ДОБРО И ЗЛО
Цель: на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». (слайд 2)
Ход классного часа
1. Обсуждение понятия «хороший».
Целесообразно предложить детям порассуждать о смысле слова «хороший».
Вопросы:
- Проанализируйте, когда человеку хорошо?
- Подберите синоним к слову «хорошо». (Добро.)
- Как вы понимаете смысл этого слова? (Это все хорошее, полезное, положительное.) (слайд 3)
2. Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского.
КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
- Почему это ты, Дятел, плачешь?
- Нечего есть, Белочка...
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
В. А. Сухомлинский (слайд 4)
Вопросы для анализа:
- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?
- Почему радуются Белочка и бельчата?
- Какое дело совершила Белка?
- Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?(слайд 5)
У ч и т е л ь. Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами
решить, как вам поступить. Но всегда нужно просчитать на
два шага вперед.
3. Чтение и анализ рассказов.
ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ
Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.
Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?
Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.
Мама увидела и спрашивает:
- Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?
- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.
В. А. Сухомлинский (слайд 6)
Вопросы для анализа рассказа:
- Как вы оцениваете поступок Зои?
- Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? бабочке?
- Как бы вы поступили в таком случае?
- Какие добрые дела может сделать человек? (слайд 7)
У ч и т е л ь. Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы - богатый человек.
Далее учитель читает другой рассказ, показывает иллюстрации к нему.
ЖУК НА НИТОЧКЕ
Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.
В общем, вредят как могут.
Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.
Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.
Тряхнешь дерево - и жуки вниз посыплются, только собирай. Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.
Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.
Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.
Вдруг дедушка как крикнет:
- Сейчас же бросьте! Нашли забаву!
Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.
- Это же вредитель!
- Знаю, что вредитель.
- Чего же вам жалко?
- Мне, - отвечает дедушка, - тебя жалко!
- Меня?!
- Тебя. Хоть ты не жук, а человек.
- Чего же меня жалеть, если я человек?
- А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы. Даже таких вот жуков. Даже вредителей?
Э.Шим ( слайд 8)
Вопросы для анализа рассказа:
- Какие чувства возникли у вас после прочтения?
- Поразмышляйте о поступке мальчика.
- Прокомментируйте последнюю фразу дедушки.
- Какой смысл вы вкладываете в слово «зло»? (Нечто дурное, вредное.)
- Какие антонимы у этого слова? (Беда, несчастье, неприятность.) (слайд 9)
4. Слово учителя.
В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. (слайд 10)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Дидактический материал
ДОБРОТА
Сл. Н. Тулуповой Муз. И. Лученка
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
ДОБРОТА
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Распускаются цветы,
Приживаются коты,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это - мама, мама, мама!
Л. Николаенко (слайд 11)