.
Цели урока:
Познакомиться с особенностями некоторых профессий
Подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии.
Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.
Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.
Подготовительный этап. Учащиеся получили опережающее здание: найти материал о современных специальностях.
Оборудование: чистые листочки, ручки, фломастеры, ТСО.
Эпиграф: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
Ход классного часа.
Чтение наизусть учащимися стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»
Вступительная беседа.
Учитель. Мы вспомнили стихотворение, последние строчки которого стали эпиграфом нашего классного часа «Все работы хороши - выбирай на вкус».
Это произведение вы учили в детстве. Тогда для вас это было просто стихотворение, сейчас оно приобрело особый смысл, актуальность.
В 12 - 13 происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. Наша задача на сегодняшнем классном часе как можно больше узнать о профессиях, мы с вами познакомимся с классификацией профессий академика Е.А.Климова, которая поможет вам правильно выбрать профессию.
Вот перед вами первый слайд, который дает представление о том, как важно выбрать правильно профессию.
2 слайд. Проблема.
Что мы имеем в виду, когда произносим слово «ПРОФЕССИЯ», «Специальность»?
3 слайд. Профессии и специальности.
.«Функциональное разделение труда. Профессии и специальности»
Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний, опыта и обеспечивающий условия существования человека
Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии..
Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург.
Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.
Чтобы уметь различать профессию и специальность, мы с вами выполним два упражнении
Слайд 3
Упражнение 1.
Задание: из списка выделить специальности.
Учитель, столяр, учитель математики, краснодеревщик, парикмахер, шофер, повар, водитель автобуса, парикмахер – стилист, кондитер.
Упражнение1
Задание: из списка выделить профессии.
Учитель, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, закройщик, учитель истории.
Учитель. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы можете ориентироваться в мире профессий, а для этого проведем игру «Самая-самая». Вам было предложено рассказать о какой – нибудь профессии. Ребята приготовили сообщения о профессиях, наиболее популярных и интересных. Слушаются рассказы учащихся.
Как говорят философы, ничего нет постоянного. Это же явление происходит и с миром профессий. Каждая профессия имеет свойство стареть, исчезать, получать новое дополненное содержание. Среди ушедших в прошлое такие профессии, как кучер, пряха, белошвейка, трубочист и др. А что вы знаете об этих старинных профессиях? Кто сможет рассказать о них?
Вместе с тем возникают новые специальности : аудитор, сестра-геронтолог, радиолог.
Самыми перспективными в мире из современных профессий являются : менеджер по исследованиям, дизайнер компьютерного макетирования, секретарь со знанием двух иностранных языков, техник производства, строитель-эколог, гид-курьер и т.д.
Учитель. Как выбрать профессию правильно? Об этом мы с вами узнаем, просмотрев следующие слайды. Они называются необычным словом – ликбез, которое расшифровывается - ликвидация безграмотности. Мы познакомимся с классификацией профессий, которую предложил академик Е.А.Климов. Он выделил следующие 5 групп.
Слайды 4-5-6-7-8 Пожалуйста, назовите эти группы. Я прошу вас дать полный ответ (ответы учащихся)
П – «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»
Т – «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»
Ч – «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
Х – «ЧЕЛОВЕК- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
З – «ЧЕЛОВЕК –ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»
Профессиональный план.
Слайд 9 Как выбрать профессию?
Учитель. Ребята, каждый из вас в будущем мечтает кем-нибудь стать. Я сейчас дам каждому ряду воздушный шар, на котором вы напишите свои будущие профессии.
Посмотрите, только в нашем классе какое разнообразие профессий!
А в мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращается обратно. Это означает, что надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности. Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию нужно :
Определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии т.е , что я «ХОЧУ».
оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т.п. Или проще сказать – это наше «МОГУ».
узнать какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня «НАДО».
Выводится формула правильного выбора профессии: ХОЧУ+МОГУ+НАДО.
Например, если ваши мечты, т.е. что я « Хочу» соответствуют вашим способностям, соcтоянию здоровья или характеру, т.е что я «Могу», а также ваша выбранная профессия пользуется спросом на рынке труда, т.е «Надо», то вот эта золотая середина говорит о том, что вы правильно выбрали ту или иную профессию.
А сейчас проведем тест, который поможет вам правильно выбрать профессию.
Возьмите бумагу, ручки и внимательно читайте вопросы. Выберите ответ, который соответствует вашим желаниям, и запишите номер ответа на листочке.
Слайды 10, 11,12,13, 14.
Сложите номера ответов и приготовьтесь слушать вердикт. Какой тип профессии вам лучше подходит:
Слайд 15-16-17-18
Учитель. А теперь следующий этап нашего классного часа - лента новостей. Какие специальности появились совсем недавно и чем занимаются представители этих профессий?
Слайды 19,20,
Слайд 21,22 – самые редкие специальности.
Какая из этих профессий вызвала ваш интерес? Почему эти профессии так популярны в наше время?
Дети отвечают на вопросы.
И последний этап нашего классного часа - рефлексивный анализ урока. Я каждому раздам листочки, которые вы должны заполнить.
Рефлексивный анализ занятия.
Сегодня на занятии :
Я научился……………………………………………………………
Было интересно…………………………………………………….
Было трудно………………………………………………………..
Заставило задуматься………………………………………………
Итак, вы получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии.
Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья».
Слайд 22:
Профессий много на Земле,
Но выбирай, любя,
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая профессия важна.
Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.
Я желаю вам выбрать профессию, которая будет приносить вам радость, поможет ощутить себя нужным, востребованным человеком, которая принесёт в вашу семью достаток, сделает вас всеми уважаемым человеком.
Слайд 23.Спасибо за внимание!!!
Рефлексивный анализ занятия.
Сегодня на занятии :
Я научился……………………………………………………………
Было интересно…………………………………………………….
Было трудно………………………………………………………..
Заставило задуматься………………………………………………
Рефлексивный анализ занятия.
Сегодня на занятии :
Я научился……………………………………………………………
Было интересно…………………………………………………….
Было трудно………………………………………………………..
Заставило задуматься………………………………………………
Рефлексивный анализ занятия.
Сегодня на занятии :
Я научился……………………………………………………………
Было интересно…………………………………………………….
Было трудно………………………………………………………..
Заставило задуматься………………………………………………
Рефлексивный анализ занятия.
Сегодня на занятии :
Я научился……………………………………………………………
Было интересно…………………………………………………….
Было трудно………………………………………………………..
Заставило задуматься………………………………………………
Рефлексивный анализ занятия.
Сегодня на занятии :
Я научился……………………………………………………………
Было интересно…………………………………………………….
Было трудно………………………………………………………..
Заставило задуматься………………………………………………
Рефлексивный анализ занятия.
Сегодня на занятии :
Я научился……………………………………………………………
Было интересно…………………………………………………….
Было трудно………………………………………………………..
Заставило задуматься………………………………………………
Рефлексивный анализ занятия.
Сегодня на занятии :
Я научился……………………………………………………………
Было интересно…………………………………………………….
Было трудно………………………………………………………..
Заставило задуматься………………………………………………..
Разработка
классного часа
по «Выбору профессии»
в 7 «А» классе.
Классный руководитель:
Мамбетова А.А.