СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Поговорим об этикете"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час - одна из важнейших форм вопситательной работы с классом. Сущность ее состоит в коллективном обсуждении проблем, затрагивающих интересы членов коллектива, в организации какой-либо деятельности, в налаживании отношений между учащимися. На классный час подобраны ситуации, которые позволяют найти правильную линию поведения ивзаимодействия.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Поговорим об этикете"»

Сценарий проведения классного часа «Поговорим об этикете»


Цели:

  • Ознакомление учащихся с понятиями «этикет», «вежливость», «манеры поведения», с некоторыми правилами и историей этикета.

  • Разработка моделей поведения в затруднительных жизненных ситуациях и поиск возможных путей выхода из них.

  • Обучение терпимости, внимательности по отношению друг к другу.


Задачи:

  • Способствовать формированию у пятиклассников уважения к нормам и правилам поведения в обществе.

  • Развивать умение анализировать ситуацию и контролировать свои действия и поступки.

  • Развивать чувство терпимости и уважительного отношения к людям

  • Развивать коммуникативные навыки и умение работать в группе.

  • Способствовать сплочению классного коллектива.


Оборудование: презентация, карточки с ситуациями, чистые листы, ручки,


Эпиграф (слова на доске): «Не кажется ли вам, что единственное, что

делает человека человеком, это вовсе не

способность вычислять, и анализировать, и

делать выбор – это умеют делать машины,

не приспособляемость – это умеют делать

даже бациллы, не кажется ли вам, что

человека делает человеком только его

способность к сочувствию, распространяющаяся

на окружающих? …»

(М. Анчаров)

Ход мероприятия

(слайд №1)

Ребята, каждый из вас, наверное, не раз слышал слово «этикет», а задумывались ли вы о том, что оно означает, и какое значение играет выполнение правил этикета в нашей жизни, так ли они важны для нас и как часто мы их соблюдаем?

Когда мы впервые встречаемся с человеком, то складываем о нём определённое мнение. Мы можем наделить его всеми хорошими качествами, а можем в чём-то усомниться. Но когда мы встречаемся с любым новым человеком, то, прежде всего, обращаем внимание на его манеры. Хорошие манеры мы называем этикетом.

Поэт Расул Рза сравнил человека с морем. (слайд №2)

Старик- моряк говорит о море

- Море бывает щедрым, - сказал он.

- Бывает оно печальным, - сказал он.

- Бывает оно жестокосердным, - сказал он.

- Бывает оно отчаянным, - сказал он.

- Море бывает разным, - сказал он.

- Чистым бывает и грязным, - сказал он.

- Таинственным и раскрытым,

Могучим, ворчливым, сердитым…

Море – как человек!

(слайд №3)

Как вы думаете, о чём хотел сказать поэт? (ребята думают, обсуждают, высказывают своё мнение).

Человек не обладатель какого-то одного качества – хорошего или плохого. Человек – это ансамбль качеств.

(слайд№4)

Главное правило этикета: даже если ваш знакомый не заслуживает хорошего отношения, нормы этикета переступать нельзя. Категоричность и прямолинейность, поверьте, не всегда говорят о доброте сердца.

Психологи советуют: «Дабы не прослыть глупцом и снискать себе уважение, нужно найти правильную линию поведения и взаимодействия».

Проверим это утверждение. Разделимся на 4 группы. Каждая группа получает задание-ситуацию, которую надо разыграть, а потом проанализировать своё поведение. (слайд №5)

Учитель раздаёт карточки с заданием.

Ситуация №1.

На перемене вы стоите в кругу одноклассников. Подходит учитель и говорит, что вы, как самый лучший из класса, должны помочь перенести книги и журналы, и тогда вас наградят грамотой. Ребята отвернулись. Ваши действия?

Ситуация №2.

Вы должны забрать младшую сестрёнку из детского сада. В дверях вы сталкиваетесь с двумя спорящими женщинами, которые не дают вам пройти. Время ограничено. Что вы будете делать?

Ситуация №3.

Ваш друг знакомит вас со своим приятелем и приглашает вас пойти погулять. Вам не понравился новый знакомый, но вам хочется прогуляться со своим другом. Как вы поступите?

Ситуация №4.

Вы помогаете старенькой бабушке, вашей соседке: покупаете продукты, ходите в аптеку и т.д. Ваши друзья всё время над вами подсмеиваются. Как изменить ситуацию?

Ребята разыгрывают ситуации, затем проводится анализ этих ситуаций, другие группы могут предложить свои пути выхода из ситуаций.

А теперь проверим домашнее задание. Кто может сказать, что означает слово «этикет?

Ребята высказывают свои предположения, говорят, что они знают об этом понятии.

(слайд №6)

Слово «этикет» в переводе с французского означает «ярлык, этикетка, порядок проведения какой-то церемонии. Этикет – это установленный порядок поведения в каком-то обществе.

А знаете ли вы, откуда и почему появился обычай при встрече снимать головной убор и пожимать руку? (домашнее задание)

Правила приличия своими корнями уходят вглубь истории.

Правило снимать шапку появилось в средние века. Готовясь к бою или отправляясь в дорогу, рыцарь облачался в железные доспехи. Когда же он останавливался где-либо на ночлег, он обязательно снимал головной убор. Это означало: «Я тебе доверяю, вот тебе моя обнажённая голова!». Так этот обычай стал одним из главных правил этикета, которое относится только к мужчинам.

То же самое относится к рукопожатию. Сняв рукавицу, человек показывал, что в его руке нет оружия. И в наше время по этикету следует снимать перчатку перед рукопожатием, что говорит о доверии к человеку.

Но, как мы уже сказали, люди бывают разные и с каждым человеком нужна своя линия поведения. Попробуем вместе решить, какая именно.

Я буду называть качества характера и поведения человека, а вы предлагаете, как вести себя в этой ситуации, не нарушая правил этикета.

Ребята обсуждают в группах, предлагают свою линию поведения

(слайд №7)

С подозрительным человеком мы ведём себя … (осторожно)

С капризным … (игнорируем капризы и ведём себя очень спокойно)

С хвастливым … (с иронией)

С застенчивым … (доверительно)

С агрессивным … (спокойно, не вступаем с ним в конфликт)


Этикет также регулирует манеры поведения. Кто может сказать, что такое манеры? (домашнее задание) Ребята отвечают, обсуждаем.

(слайд №8)

Манеры – это способ держать себя, внешняя форма поведения. К манерам относятся речь, жестикуляция, мимика, походка. Воспитанный человек не стоит вразвалку, при разговоре не закладывает руки в карманы, не говорит громко в общественном транспорте, не чавкает за столом. Чтобы стать воспитанным человеком, порой нужно немало трудиться над собой.

Задание по слайду №9. Что обозначает слово «вежливость», и какие слова вежливости вы знаете, когда, в каких случаях они употребляются? (домашнее задание). Работают в группах, обсуждают, отвечают.

(слайд№10)

Слово «вежливость» произошло от слова «вежа» - знаток (глагол «ведать» - знать). Употребляется исключительно к людям, знающим правила хорошего тона. Значит, невежа – это … человек, не знающий приличий.

А задумывались ли вы о том, что в действительности означает слово «здравствуй»? Когда мы говорим человеку здравствуй, мы не просто приветствуем его, а желаем ему здоровья.

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы:

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали,

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(В. Солоухин)

Вежливость, как и другие формы внешнего проявления внутренней культуры, - это, прежде всего, человечность, способность быть среди людей человеком. Чуткость к людям, связанная с вежливым обращением, порождает деликатность.

Тактичный человек отмечен неуёмным желанием нести добро и радость людям. Он никого не поставит в неудобное положение, всегда стремиться делать так, чтобы не причинить боль другим людям.

(слайд №11)

Вежливость, такт, приличия и другие формы общения – качества присущие только человеку. Они должны вытекать из поступков, размышлений так же естественно и просто, как человек учится, трудится, дышит.

Пока мы не поймём этой истины, нам трудно будет жить среди людей.

Надеюсь, что вы всегда будете помнить о соблюдении норм и правил этикета, и это сделает вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей лёгкой и приятной. Пусть на вашем жизненном пути будет только доброта и взаимная вежливость.