СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Поговорим об этикете» (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час «Поговорим об этикете» (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Поговорим об этикете» (5 класс)»

Учитель: Антонова Н.В.


Классный час «Поговорим об этикете» (5 класс)

Форма: ролевая игра.

Цель:

  1. воспитывать в детях культуру поведения в соответствии с нравст­венными нормами, правилами поведения, правилами этикета;

  2. развивать мышление, умение анализировать, синтезировать, обоб­щать, развивать произвольное внимание; умение правильно выражать свои мысли, долговременную память, наблюдательность;

  3. учить правилам общения и поведения в ситуации общения в теат­ре, транспорте, во время телефонного общения.

Игровые задачи: точно, коротко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм общения.

Оформление: плакаты и карточки с правилами этикета.

Подготовительная работа:

  1. Перед уроком раскладываю словари.

  2. Создается экстрим - группа (под руководством детей 11 класса), которая готовит инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета.


Высказывания на индивидуальных карточках.

  1. Никакая причина не извиняет невежливости. (Т. Шевченко.)

  2. Быть грубым - значит забывать собственное достоинство. (Н. Черны­шевский.)

  3. Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований. (Р. Эмерсон.)

4.Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Д. Голсуорси.)

Ход классного часа:


- Здравствуйте! Добрый день! Меня зовут Марина Викторовна Загорулько. Я из СОШ № 3 п. Усть - Камчатска. И сегодня я проведу конкурсный классный час с вами, дорогие дети. Тема классного часа «Поговорим об этикете». А помогут мне в этом мои ученики из 11 касса: __________ и ___________.

I. Уважаемые ребята! Нам предстоит разбиться на 2 команды. Мои по­мощники уже разложили на ваши столы этикетки с опознавательными зна­ками. Постарайтесь быстро объединиться в группы.

Спасибо! Теперь у нас две команды. Давайте познакомимся, на счет 1, 2, 3, назовитесь хором: 1-я команда «Спасибо»; 2-я команда «Пожалуй­ста». Замечательно.

Первое задание вы выполнили быстро, а, главное - достойно. Теперь давайте посмотрим на доску, здесь развешены высказывания известных людей. (помощники громко прочитывают эти высказывания). Кто может ответить на вопрос «Что такое этикет?»

  1. Молодцы. А теперь давайте заглянем в словари и прочтем трак­товку этого слова. Помощники положили на столы по 2-3 словаря. Дети самостоятельно ищут ответ и зачитывают для всех.


III. Учитель: Итак, французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Одно из значений слова «Этикет» – надпись. Вспомним знакомое нам слово "этикетка". Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях.

«Этикет - это разум для тех, кто его не имеет», - метко сказал французский философ Вольтер.

Сейчас я предлагаю вам окунуться в историю, возникновения данного термина. (просмотр видеоролика)

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? Посмотрим, что из этого получится. Мы попробуем с вами определить основные правила этикета. Итак, первое правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!»


IV. А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка – людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.


Сценка №2. Разговор по телефону.

Два человека

•  Алло, можно Эллу?

•  Привет, мочалка! Это я.

•  Ты выйдешь гулять?

•  Не могу: шнурки в стакане.

•  Ты фейерверк видела? Ну, как?

•  Ну, кайф! Классно! Потряска!

•  Знаешь, Мадонна приезжает.

•  Да, я от нее торчу.

•  Будешь смотреть ее концерт?

•  Без базара, я же не лох какой-нибудь.

•  До свидания, Элла.

_-_Чао, бамбино!

Переводчик


-Здравствуй, дорогая подруга.


-Я не смогу пойти, так как родители дома.

-Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

-Да, я восхищена ее пением.


-Конечно, я же современная девушка.

-Пока, подружка!


А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом?

Задание 1. Я попрошу вас стать переводчиками. Вам необходимо будет прослушать второй телефонный разговор и исправить его, так чтобы речь стала понятной.

-Привет, мочалка!

-Привет! Ты бокс смотрела? Как В. Ключко в нокаут отправил Тайсона

-Куда бы он делся он же ему по тыкве так заторцевала, что тот с ходу в отключку сел. Врубаешься?

- Да. А ты на консультацию пойдешь?

-А на кой, я уроки и так уже залобала!

- Понятно. А я пойду. До свидания.

- Чао, крошка!

-привет, дорогая подруга.



-куда бы он делся, он же его по голове так ударила. Он и потерял сознание. Поняла?


- Зачем, я уроки и так уже сделала!


- До свидания, подруга!


Молодцы, вы все справились отлично с этим заданием.

Правило: «Говори с людьми на понятном им языке!», «Говорить может каждый…, разговаривать – тот, кто умеет»

V. Как вы думаете, в определение этикет, в его нормы входит исполь­зование «волшебных» слов? Проверим, как хорошо вы их знаете. Мы бу­дем читать, а вы в рифму будете отвечать. Сначала хором отвечает коман­да «Спасибо», потом - «Пожалуйста».

Игра «Волшебные слова» (читают учитель, помощники по очереди, ука­зывая рукой, какой команде отвечать).

1.Растает ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо!)

2.Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... («Добрый день!»)

  1. Мальчик вежливый и развитый

говорит при встрече... («Здравствуйте!»)

  1. Когда нас бранят за шалости,

Говорим: («Прости, пожалуйста»)


Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых становится теплее и радостнее на душе. Давай же вместе вспомним эти волшебные слова. (Ребята называют слова хором: здравствуйте, спасибо, будете любезны и другое.)

Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (помощники читают стихотворение).


Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,

Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.


Будьте добры иль будете любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

Спасибо всем за работу.

Правило: «Используй в своей речи «волшебные» слова


Прошу внимания, т. к. мы сейчас представим себя в транспорте. (На доске большие буквы «Автобус».)

VI. Игровая ситуация «В транспорте».

В автобус с шумом и хохотом заскочили двое школьников (помощники). Они, толкаясь, уселись на сиденья и увлеклись разговором. Здесь же на остановке в автобус вошла бабушка (которую играет учитель). Учитель-ба­бушка, стоит рядом с помощниками (они не встают), потом около одной группы «Спасибо», потом около другой, провоцируя детей на поступок. Школьники некоторое время не обращают внимания на стоящую рядом ста­рушку, а потом допускают грубое замечание вроде: «Вам бы лучше сидеть дома», встают и выходят из автобуса. Старушка в недоумении садится на сиденье, произносит: «Ну и молодежь пошла!»

Что скажут наши команды по этому поводу? Время на обдумывание отве­та 1 минута.

Выслушиваются и комментируются мнения детей.

- Но почему никто из вас не предложил мне сесть? (Выслушать ответы, прокомментировать, или объявить благодарность за правильное поведение, если кто-то догадался предложить место.)

Задание №2. вашему вниманию предлагается просмотреть ролик, про мальчика. Ваша задача найти как можно больше ошибок, которые он допустил. (просмотр видеоролика)

Обсуждение и просмотр правильных ответов.

Правила:

«Остановка. Все ждут транспорта. Не суетись»,

«Не загораживай вход, ты не один»,

«Уважай водителя, кондуктора и пассажиров»,

«Когда едем – не едим, когда едим – не едем»

«Уступай место, а лучше не занимай его!»

«Купи билет, и езжай спокойно!»

VII. Все знают такой афоризм Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость». И этому тоже нужно учиться. Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Вот что по этому поводу сказал поэт С. Маршак:

1 чтец. Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите …(старухе).

2 чтец. Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться …(инвалиду).

3 чтец . И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не …(перебьете).

4 чтец. И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две …(сороки).

Правило: «Относись доброжелательно к ровесникам, младшим и старшим!»


VIII. А теперь давайте проведем с вами викторину, на обсуждение вам предоставляется 30 секунд. Если команда ошибается, вторая может дать свой вариант ответа.

Вопрос1: можно ли прийти в гости за час до назначенного времени? (нет, можно застать хозяев врасплох)

Вопрос 2: известно, что дамам принято дарить цветы, а можно ли дарить цветы мужчинам? (да, но только в особых торжественных случаях)

Вопрос 3: каким должно быть рукопожатие? (не вялым и не слишком сильным)

Вопрос 4: что вы ответите, если кто-то у вас попросит извинения? (пожалуйста или ничего страшного)

Вопрос 5: как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул? (если много людей, то достаточно промолчать)

Вопрос 6: вы звоните другу, а трубку берет его мама. Она вас не знает. Как вы будете с ней разговаривать? (нужно поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына, и только потом попросить позвать его к телефону)


IX. Давайте попробуем подвести итоги методом голосования. Отвечаем хором «да» или «нет» на мои вопросы и утверждения.

  • Будьте добры иль будете любезны – Эти слова в разговоре полезны?

  • Говорить громко в транспорте со своим собеседником - это нор­мально.

  • Вовремя оплатить проезд тоже надо? Это нормально?

  • Мы всегда уступаем место людям, которые старше нас?

  • Мы оставляем после себя мусор.

  • В транспорте часто мы слышали такие слова «извините», «пожалуй­ста», «спасибо, что уступил место, детка».

  • Если вечером расстались, встретились с утра, значит, слово «здравствуй» говорить пора?

  • Использовать в речи непонятную лексику нужно?

Вы все молодцы. Я думаю, что сегодня нет проигравших и нет побежденных, есть культурные и воспитанные дети. Наш классный час близиться к завершению. Я предлагаю всем вместе спеть песню «От улыбки станет всем светлей». Почему я выбрала именно эту песню? (ребята дают ответы) Правильно. (исполняется песня)

X. Спасибо, дорогие дети, за то, что у вас есть добрая струна отзыв­чивости. Я уверена, что вы поможете тем, кто нуждается не только в тра­нспорте, но и на улице, в школе, дома... Спасибо за работу и поддержку на этом конкурсном занятии. До свидания.


6