Сценарий проведения классного часа «Поговорим об этикете»
Цели:
Ознакомление учащихся с понятиями «этикет», «вежливость», «манеры поведения», с некоторыми правилами и историей этикета.
Разработка моделей поведения в затруднительных жизненных ситуациях и поиск возможных путей выхода из них.
Обучение терпимости, внимательности по отношению друг к другу.
Задачи:
Способствовать формированию у пятиклассников уважения к нормам и правилам поведения в обществе.
Развивать умение анализировать ситуацию и контролировать свои действия и поступки.
Развивать чувство терпимости и уважительного отношения к людям
Развивать коммуникативные навыки и умение работать в группе.
Способствовать сплочению классного коллектива.
Оборудование: презентация, карточки с ситуациями, чистые листы, ручки,
Эпиграф (слова на доске): «Не кажется ли вам, что единственное, что
делает человека человеком, это вовсе не
способность вычислять, и анализировать, и
делать выбор – это умеют делать машины,
не приспособляемость – это умеют делать
даже бациллы, не кажется ли вам, что
человека делает человеком только его
способность к сочувствию, распространяющаяся
на окружающих? …»
(М. Анчаров)
Ход мероприятия
(слайд №1)
Ребята, каждый из вас, наверное, не раз слышал слово «этикет», а задумывались ли вы о том, что оно означает, и какое значение играет выполнение правил этикета в нашей жизни, так ли они важны для нас и как часто мы их соблюдаем?
Когда мы впервые встречаемся с человеком, то складываем о нём определённое мнение. Мы можем наделить его всеми хорошими качествами, а можем в чём-то усомниться. Но когда мы встречаемся с любым новым человеком, то, прежде всего, обращаем внимание на его манеры. Хорошие манеры мы называем этикетом.
Поэт Расул Рза сравнил человека с морем. (слайд №2)
Старик- моряк говорит о море
- Море бывает щедрым, - сказал он.
- Бывает оно печальным, - сказал он.
- Бывает оно жестокосердным, - сказал он.
- Бывает оно отчаянным, - сказал он.
- Море бывает разным, - сказал он.
- Чистым бывает и грязным, - сказал он.
- Таинственным и раскрытым,
Могучим, ворчливым, сердитым…
Море – как человек!
(слайд №3)
Как вы думаете, о чём хотел сказать поэт? (ребята думают, обсуждают, высказывают своё мнение).
Человек не обладатель какого-то одного качества – хорошего или плохого. Человек – это ансамбль качеств.
(слайд№4)
Главное правило этикета: даже если ваш знакомый не заслуживает хорошего отношения, нормы этикета переступать нельзя. Категоричность и прямолинейность, поверьте, не всегда говорят о доброте сердца.
Психологи советуют: «Дабы не прослыть глупцом и снискать себе уважение, нужно найти правильную линию поведения и взаимодействия».
Проверим это утверждение. Разделимся на 4 группы. Каждая группа получает задание-ситуацию, которую надо разыграть, а потом проанализировать своё поведение. (слайд №5)
Учитель раздаёт карточки с заданием.
Ситуация №1.
На перемене вы стоите в кругу одноклассников. Подходит учитель и говорит, что вы, как самый лучший из класса, должны помочь перенести книги и журналы, и тогда вас наградят грамотой. Ребята отвернулись. Ваши действия?
Ситуация №2.
Вы должны забрать младшую сестрёнку из детского сада. В дверях вы сталкиваетесь с двумя спорящими женщинами, которые не дают вам пройти. Время ограничено. Что вы будете делать?
Ситуация №3.
Ваш друг знакомит вас со своим приятелем и приглашает вас пойти погулять. Вам не понравился новый знакомый, но вам хочется прогуляться со своим другом. Как вы поступите?
Ситуация №4.
Вы помогаете старенькой бабушке, вашей соседке: покупаете продукты, ходите в аптеку и т.д. Ваши друзья всё время над вами подсмеиваются. Как изменить ситуацию?
Ребята разыгрывают ситуации, затем проводится анализ этих ситуаций, другие группы могут предложить свои пути выхода из ситуаций.
А теперь проверим домашнее задание. Кто может сказать, что означает слово «этикет?
Ребята высказывают свои предположения, говорят, что они знают об этом понятии.
(слайд №6)
Слово «этикет» в переводе с французского означает «ярлык, этикетка, порядок проведения какой-то церемонии. Этикет – это установленный порядок поведения в каком-то обществе.
А знаете ли вы, откуда и почему появился обычай при встрече снимать головной убор и пожимать руку? (домашнее задание)
Правила приличия своими корнями уходят вглубь истории.
Правило снимать шапку появилось в средние века. Готовясь к бою или отправляясь в дорогу, рыцарь облачался в железные доспехи. Когда же он останавливался где-либо на ночлег, он обязательно снимал головной убор. Это означало: «Я тебе доверяю, вот тебе моя обнажённая голова!». Так этот обычай стал одним из главных правил этикета, которое относится только к мужчинам.
То же самое относится к рукопожатию. Сняв рукавицу, человек показывал, что в его руке нет оружия. И в наше время по этикету следует снимать перчатку перед рукопожатием, что говорит о доверии к человеку.
Но, как мы уже сказали, люди бывают разные и с каждым человеком нужна своя линия поведения. Попробуем вместе решить, какая именно.
Я буду называть качества характера и поведения человека, а вы предлагаете, как вести себя в этой ситуации, не нарушая правил этикета.
Ребята обсуждают в группах, предлагают свою линию поведения
(слайд №7)
С подозрительным человеком мы ведём себя … (осторожно)
С капризным … (игнорируем капризы и ведём себя очень спокойно)
С хвастливым … (с иронией)
С застенчивым … (доверительно)
С агрессивным … (спокойно, не вступаем с ним в конфликт)
Этикет также регулирует манеры поведения. Кто может сказать, что такое манеры? (домашнее задание) Ребята отвечают, обсуждаем.
(слайд №8)
Манеры – это способ держать себя, внешняя форма поведения. К манерам относятся речь, жестикуляция, мимика, походка. Воспитанный человек не стоит вразвалку, при разговоре не закладывает руки в карманы, не говорит громко в общественном транспорте, не чавкает за столом. Чтобы стать воспитанным человеком, порой нужно немало трудиться над собой.
Задание по слайду №9. Что обозначает слово «вежливость», и какие слова вежливости вы знаете, когда, в каких случаях они употребляются? (домашнее задание). Работают в группах, обсуждают, отвечают.
(слайд№10)
Слово «вежливость» произошло от слова «вежа» - знаток (глагол «ведать» - знать). Употребляется исключительно к людям, знающим правила хорошего тона. Значит, невежа – это … человек, не знающий приличий.
А задумывались ли вы о том, что в действительности означает слово «здравствуй»? Когда мы говорим человеку здравствуй, мы не просто приветствуем его, а желаем ему здоровья.
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы:
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали,
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(В. Солоухин)
Вежливость, как и другие формы внешнего проявления внутренней культуры, - это, прежде всего, человечность, способность быть среди людей человеком. Чуткость к людям, связанная с вежливым обращением, порождает деликатность.
Тактичный человек отмечен неуёмным желанием нести добро и радость людям. Он никого не поставит в неудобное положение, всегда стремиться делать так, чтобы не причинить боль другим людям.
(слайд №11)
Вежливость, такт, приличия и другие формы общения – качества присущие только человеку. Они должны вытекать из поступков, размышлений так же естественно и просто, как человек учится, трудится, дышит.
Пока мы не поймём этой истины, нам трудно будет жить среди людей.
Надеюсь, что вы всегда будете помнить о соблюдении норм и правил этикета, и это сделает вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей лёгкой и приятной. Пусть на вашем жизненном пути будет только доброта и взаимная вежливость.