Классный час « Правильно ли мы говорим?»
Цели: - развивать и совершенствовать речь у учащихся;
- научить анализировать и оценивать говоримую (устную)
речь с точки зрения таких её свойств, как грамотность,
соответствие нормам культурной речи, уровень владения
языком.
I. Беседа о значении речи.
1) Анализ рассуждений Эзопа.
-Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на классном часе?
-Да, сегодня наш разговор о речи. Есть такая пословица: «По речи узнают
человека». И мы постараемся понять и объяснить смысл этой пословицы.
-А начать наше занятие я хотела бы одной притчей (рассказ учителя).
Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед. В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык. – Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа. – Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка? Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. – Мне велели приготовить самый лучший обед, – пояснил Эзоп, – а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.
-Согласитесь ли вы с Эзопом?
2) Анализ русских пословиц и поговорок.
- Не только в Древней Греции размышляли о значении речи в жизни
человека. У нашего народа тоже есть немало мудрых высказываний о
речи и языке. Вспомните их ( дети называют пословицы и объясняют их
смысл).
-Для чего людям нужна речь? Какой должна быть наша речь?..
-Но всегда ли мы умеем правильно: грамотно и понятно рассказать,
передать нужную информацию друг другу?
II. Беседа об «озорных словах».
1) Давайте послушаем один разговор. Потом вы мне расскажите, что вы
поняли, о чём шла речь (сценка А. Барто «Сильное кино»)
- Удалось ли вам понять, какую картину смотрел мальчик? О чём она?
Умеет ли он рассказывать?
- Что бы вы ему посоветовали?...
2) Да, устной речи нужно учиться, чтобы все понимали, что вы хотите
сказать. Но это нелегко сделать: на вашем пути много препятствий.
Прежде всего, это озорная компания слов, слов «паразитов», которые
любят проникать в устную речь. Попробуйте найти их в стихотворении
Э. Мошковской « Такая, в общем, история» (Дети работают в парах)
- Объясните свой выбор. Сверьтесь по образцу.
- Как вы думаете, когда и почему эти слова появляются в нашей речи?....
3) –Надо знать много слов и уметь их заставить подчиняться вам.
О богатстве русского языка писал известный писатель К. Г.
Паустовский:
« Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык». И мы обязаны это всегда помнить.
Русский язык имеет огромный лексический запас слов. Например:
О верном друге можно сказать словами: надёжный, неизменный,
преданный, постоянный, готов в огонь и в воду....
Подберите синонимы к словам: дом, трусливый
И даже для обозначения одного действия мы можем подобрать большое
количество слов. Например: смеяться.
4) Найдите точное описание слова (на доске записаны слова и их значения,
нужно их соединить – дети работают группами)
хихикнул негромко, исподтишка
хмыкнуть
усмехался внезапно
фыркнуть
улыбнулся еле заметно
прыснуть
загоготать громко, раскатисто
завизжать
расхохотаться резко
залился смехом в переносном значении
Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться- учиться упорно и терпеливо. Писатель А. Н. Толстой говорил:
« Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Чтобы грамотно говорить, надо знать много слов, иначе может произойти вот какая история.
Сценка « Правильно ли мы говорим?»
-Что можно посоветовать герою этого сюжета?..
III. Теперь давайте вернёмся к пословице и объясним её смысл.
-Как по речи узнают человека?
-Какой же должна быть наша речь?
А в заключении я хотела процитировать слова И. С. Тургенева
« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Я желаю вам совершенствовать свою речь, не забывать о вежливых словах при обращении друг к другу. Стараться избегать « озорных» слов, которые засоряют нашу речь, делая её менее понятной.
На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо.