Разрешаю: ___________
Допускаю: ___________
Оценка за урок: __________
План-конспект
классного часа,
проведенного в 4«е» классе
обучающейся 32шк группы
Павловой Анастасии Эдуардовны
22.04.2021 г.
Консультация методиста: ________
Консультация учителя: _________
Конспект классного часа
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 22.04.
Время: 11:00
Место: МАОУСОШ №33
Класс: 4 «е».
Целевой компонент урока:
Тема: профилактика саморазрушающего поведения.
Цель: формирование у младших школьников навыков защиты в конфликтных ситуациях, умения помогать окружающим и себе в сложных жизненных ситуациях.
Задачи:
Образовательные: учить оказывать помощь и защиту другому; учить умению принимать помощь от окружающих, обеспечивать себе безопасность; учить снимать стрессовое состояние; учить принимать эффективное решение проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, обучении.
Развивающие: привитие существующих в обществе социальных норм поведения; развитие ценностных отношений в социуме; способствовать формированию позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей, развивать умение преодолевать жизненные трудности, находить выход из проблемных ситуаций.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к людям, сострадание, милосердие по отношению к близким.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся научатся оказывать помощь и защиту другому; умению принимать помощь от окружающих, обеспечивать себе безопасность; снимать стрессовое состояние; принимать эффективное решение проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, обучении.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение использовать общие приёмы решения учебных задач, ориентироваться в вопросах учителя, осуществлять рефлексию способов и условий действий.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитая монологическая и диалогическая речь, умение слушать, умение понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение учитывать разные мнения и интересы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Предметные: умение оказывать помощь и поддержку в стрессовых ситуациях.
Организация пространства: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями.
Вступление
У: Здравствуйте ребята, сегодня мы будем обсуждать очень важную и серьезную тему – тему буллинга и суицида.
У: Кто знает что такое буллинг?
О: это травля какого-нибудь человека, насилие как физическое так и психологическое.
Основная часть
(слайд 1)
Если говорить простым языком, значение слова буллинг — террор, он бывает физическим, психологическим и предполагает насилие, избиение, одним хулиганом или группой людей.
Основные характеристики такого поведения:
злой умысел агрессора и жесткое отношение к жертве;
неравное распределение сил.
(слайд 2)
Термин «буллинг» появился в прошлом веке, но широкое распространение он получил лишь недавно благодаря психологу из Норвегии Дану Ольвеусу. Профессор проводил исследования в школах Швеции, Норвегии и результаты оказались неутешительными:
15% школьников регулярно испытывают на себе проявления агрессии;
9% детей называют себя жертвами;
7% школьников позиционируют себя как агрессор;
2% детей считают себя и жертвами, и агрессорами.
(слайд 3)
Психологи выделяют ряд факторов, которые способствуют процветанию травли. Чаще всего такому явлению способствуют особенности воспитания в семье, а также сформированный микроклимат в школе. Довольно распространенная ситуация, когда процветанию травли способствует поведение преподавательского состава.
(Слайд 4)
У: как вы думаете, какие факторы могут спровоцировать травлю?
О:
Основные факторы, которые могут спровоцировать травлю в школе:
недостаточный уровень воспитания ребенка;
заниженная самооценка;
чрезмерная импульсивность;
употребление алкоголя и наркотиков;
отсутствие инстинкта самосохранения;
стремление доминировать над другими детьми;
плохая успеваемость;
сложности в семье – появление мачехи или отчима, второго ребенка;
высокие требования к успеваемости со стороны родителей;
гиперопека со стороны родителей;
ранняя судимость, ранний сексуальный опыт.
(слайд 5)
Основные мотивы травли – зависть, неприязнь, месть, самоутверждение за счет более слабого человека, желание всегда находиться в центре внимания, желание удивить, выплеснуть энергию, запугать человека, который вызывает негативные эмоции.
У: Какие стороны участвуют в конфликте?
О: В подобной ситуации всегда принимают участие несколько сторон. Прежде всего, это непосредственные участники травли – жертва и агрессор, также есть наблюдатели, которые в свою очередь могут быть пассивными наблюдателям или защитниками.
(слайды 6-9)
(слайд 10)
Факты буллинга чаще фиксируются в детских коллективах, а именно, в школе. Отчасти это происходит потому, что дети не всегда понимают последствия своих действий, прежде всего, из-за плохого воспитания. Если предотвратить агрессию в коллективе детей, в будущем можно избежать серьезных последствий, вот почему психологи уделяют особое внимание проблеме травли именно в школах. Например, в некоторых странах у входа в учебное заведение висит объявление, которое запрещает обзываться, унижать детей. Эти правила принимает вся школа – ученики, родители, педагоги.
У: что вы сделаете, если станете свидетелем травли?
О: вступлюсь за жертву, не стану снимать происходящее на телефон, обращусь к учителю или взрослым, которые помогут разрешить ситуацию.
У: Первое, что ты можешь сделать, это не молчать, если вдруг окажешься свидетелем очередного эпизода физических притеснений, игнорирования или преследований (в том числе в интернете).
Страшно выступать против агрессоров в одиночку? Приступай к поиску единомышленников. Это можно сделать, просто спросив отдельных ребят в классе об их отношении к происходящему. Начать стоит с тех, кто не участвует в травле, отмалчивается в стороне или предпринимает попытки защищать пострадавшего.
Например, ты можешь сказать следующее: «Ирина, мне очень не нравится, что ребята постоянно задирают Любу на переменах. Я хочу защитить ее от них, но мне нужна твоя помощь. Сможешь поддержать меня сегодня, когда я попрошу их прекратить ее оскорблять?».
Так ты можешь заручиться согласием нескольких человек (чем больше – тем лучше) и перейти к активным действиям. Когда в твою поддержку на перемене (или при других обстоятельствах) выскажется три, пять или больше человек – это заставит агрессоров серьезно призадуматься о том, стоит ли продолжать, ведь силы будут явно неравны.
Объединение, взаимопомощь и взаимовыручка – это основное «лекарство» от травли, то, чего она боится больше всего.
Иногда объединить сверстников не получается. Так может происходить в классах, где травля продолжается уже долгое время и у ребят почти совсем не осталось веры в дружбу и друг в друга. Это достаточно печальная, но не безвыходная ситуация. Здесь мы обычно идем по пути поиска союзников среди взрослых.
В союзники стоит привлекать прежде всего тех взрослых, которым ты доверяешь. Ими могут стать как классный руководитель, завуч, психолог или родители, так и неожиданные персонажи – школьный вахтер, бабушка с дедушкой или даже директор. Ты можешь составить целый список таких людей и идти по нему.
Разговор можно начать с самого главного: «В моем классе происходит травля и я очень переживаю, что кто-то в ней может серьезно пострадать». Расскажи все, что ты знаешь о ситуации и своих чувствах к происходящему. Взрослый поможет тебе составить план действий и возьмет на себя ответственность за то, чтобы его реализовать.
Если кто-то из тех, к кому ты обратишься, вдруг начнет говорить: «тебе все показалось», «дети всегда ссорятся, это ерунда», или «вы должны разобраться сами» - не верь, все эти убеждения являются мифами и означают, что взрослый не готов тебе помочь. Выход – пойти к следующему в твоем списке потенциальных союзников человеку.
Помни, что все учителя, педагоги-психологи и социальные педагоги обязаны прислушиваться к любым сообщениям о травле и насилии в учебном заведении. Игнорирование таких сообщений – это серьезное нарушение в их работе.
У: Как вы поступите, если вдруг окажетесь на месте жертвы?
О: Постараюсь дать отпор обидчику самостоятельно или прибегну к помощи взрослых или одноклассников.
У: Никто не имеет права относится к тебе плохо, унижать, причинять боль или иной ущерб. Даже если тебе сложно поверить в это, мы непоколебимы в своем намерении помочь и защитить тебя.
Поиск союзников – способ, который лучше остальных побеждает травлю и поэтому наш первый совет – попробовать найти в классе тех, кто относится к тебе положительно или нейтрально и не участвует в травле.
Наблюдатели - это те люди, которые имеют большую силу, но не замечают ее из-за страха оказаться на твоем месте. Именно они, обретя смелость говорить о своем несогласии с травлей вслух, способны усмирить почти любого агрессора.
Начать можно, например, с фразы: «Илья, мне приходится очень нелегко из-за нападок ребят, но я вижу, что ты не хочешь в этом участвовать. Скажи, ты можешь выступить в мою защиту и поддержку?». Или: «Мила, мне очень страшно идти домой, так как они могут снова подкараулить меня. Похоже, вам тоже не нравится эта ситуация. Могли бы вы с девочками проводить меня сегодня?».
Перед тем, как начать разговор с ребятами, вспомни, что большинству из них ситуация травли в классе совсем не нравится и они также как ты хотели бы ее прекратить, но слишком боятся и не знают, как действовать. Можешь подсказать им первый шаг: объединяться между собой тем из них, кто не хочет насилия в классе и выступать в твою защиту группой, говоря агрессорам о том, что в вашем классе такое поведение недопустимо, что это травля и так быть не должно.
Когда травля и насилие в классе «царят» уже достаточно долго, найти защитников бывает сложно и даже невозможно. В каждой из таких ситуаций необходимо продолжать искать союзников, но уже среди взрослых.
Самые близкие из них – родители, не всегда серьезно относятся к сообщениям о преследовании, но мы настаиваем на том, чтобы ты рассказывал им о каждом таком эпизоде. Это позволит увидеть масштаб происходящего, принять всерьез угрозу и начать действовать.
Твоими союзниками могут стать любые взрослые, которые кажутся или зарекомендовали себя как небезразличные и готовые принимать участие в твоей судьбе. Даже если это сосед дядя Петя, мамина подруга или школьный медработник. Расскажи им обо всем, что тебя тревожит и попроси помощи и защиты.
В ситуациях, когда никто из педагогов не откликается на твои просьбы о помощи, ты (в том числе самостоятельно) или твои родители можете обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в своём регионе, написав обращение через интернет или позвонив по телефону. Все обращения, касающиеся нарушения прав детей, рассматриваются в обязательном порядке. По каждому из них ведется серьезная работа и оказывается бесплатная помощь.
Задание:
Выбирается несколько желающих поучаствовать в тренинге. Учитель просит обучающегося встать твердо на ноги и поднять руку с раскрытой ладонью. Учитель пытается сдвинуть участника, а тот в свою очередь должен уверенно стоять на ногах и твердо сказать «нет». Упражнение дает представление о личных границах, которые нельзя нарушать по отношению к другому человеку, учит отвечать отказом на предложения, которые не стоит принимать.
У: в жизни не всегда все идет гладко, иногда наши друзья или мы сами можем попасть в ситуацию, на первый взгляд безвыходную. Когда люди запутываются в себе, не находят поддержки и перестают видеть в жизни смысл, они могут сделать непоправимое - совершить суицид.
Каким же образом мы можем помочь человеку, которого начали посещать негативные мысли?
О: мы можем оказать поддержку другу, поговорить с ним о причинах беспокойства, предложить прогулку или интересное занятие, посоветоваться со взрослым, что предпринять в такой ситуации.
У: все ваши ответы верны, важно не оставлять друга наедине с проблемами, выслушать его и поддержать.
Если вы заметили странное поведение своего друга, то должны воспользоваться следующим алгоритмом действий:
(слайд 11)
Осознайте свои границы. Если вы не являетесь профессионалом или обученным специалистом, на вас не лежит ни грамма ответственности за здоровье и благополучие других людей.
(слайд 12)
Будьте прямы. Подозревая, что ваш друг находится в депрессии и способен покончить с собой, не сомневайтесь и задайте прямой вопрос: «Ты хочешь сделать с собой что-то плохое?»
Если ответ будет положительный, задайте следующие вопросы:
Ты уже решил, как ты это сделаешь?
Есть ли у тебя для этого все необходимое?
Когда ты собираешься это сделать?
(слайд 13)
Если вы опасаетесь, что что-то плохое может случиться прямо сейчас, позовите на помощь. Взвесьте риск оскорбить кого-то и риск потерять друга, и позвоните 911, 112 или службу психологической поддержки для самоубийц (номер можно найти в телефонном справочнике).
(слайд 14)
Выслушайте, не осуждая. Позвольте другу выговориться и выразить свои мысли и/или чувства, не касаясь морального или этического осуждения самоубийства. Не задавайте вопрос: «Как же так?» и не реагируйте шоком, такое отношение лишь создаст дистанцию между вами и включит защитное поведение.
(слайд 15)
Выразите сочувствие и обеспокоенность. Если в ваших отношениях уместно говорить о любви, скажите вашему другу/подруге о том, что вы их любите и цените, и выразите надежду, что он/она изменит свое решение. Когда речь идет о любви, нет ничего правильного или неправильного, можете говорить о любых вещах.
(слайд 16)
Предложите реалистические надежды. Покажите вашему другу, что альтернатива существует, но избегайте поверхностных заверений. Недооценка сложности сложившихся обстоятельств может еще больше уверить вашего друга в том, что никто его не понимает.
(слайд 17)
Давайте только такие обещания, которые вы сможете выполнить. Например, можете сказать, что готовы остаться на час, но не на всю ночь. Также не позволяйте вынудить вас поклясться хранить тайну о чем-то.
(слайд 18)
Устраните угрозы. По возможности следует ограничить доступ вашего друга к опасным предметам (ножи, таблетки, оружие и т.д.).
(слайд 19)
Позвоните на горячую линию психологической помощи самоубийцам (номер можно найти в телефонном справочнике или в интернете). Если ваш друг согласится, дайте ему трубку.
(слайд 20)
Привлекайте других. Не стоит взваливать ситуацию только на себя. Не сомневайтесь, если нужно позвонить родственникам друга, другим друзьям, врачу или даже обратиться в полицию.
(слайд 21)
Не пренебрегайте собой. Отношения с такими друзьями вызывают стресс и истощают эмоционально. Поищите поддержку и для себя, обращаясь к друзьям, членам семьи или даже психотерапевту.
(слайд 22)
Самое главное: НЕ ВОЗЛАГАЙТЕ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗДОРОВЬЕ, СЧАСТЬЕ И ДАЖЕ ЖИЗНЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. Нужно найти золотую середину, оказывая поддержку другу без ущерба личным интересам. Такая политика справедлива и поможет удержать равновесие, оказывая необходимую помощь.
Задание
Нарисуйте на листах солнышко с лучиками. Напишите на каждом лучике по одной вещи, которой вы можете гордиться на данный момент. Не обязательно это должно быть чем-то масштабным, пишите то, что придет вам в голову.
Проводится выборочный опрос детей, они зачитывают свои варианты. Делается вывод о том, что нужно заботиться о себе, видеть вещи, за которые можно собой гордиться.
Заключение
Подводя итог нашего классного часа, предлагаю сыграть в игру, которая называется «Похожи ли мы с тобой?»
Организатор разбивает всех присутствующих по парам и объясняет задачу: на протяжении одной минуты напарники отыскивают у себя как можно больше схожих качеств и черт характера. Следующую минуту партнеры тратят на поиск различий. Побеждает та команда, которая сумеет похвастать самым внушительным счетом.
Все люди очень разные, но при этом имеют много общего. Также вы заметили, что у вас много отличий в интересах, внешности, характере – это нормально. Важно с уважением относится к окружающим, не ссориться из-за увлечений, не оскорблять никого за черты внешности.
В завершении нашей работы, хочу сказать, что, то о чем мы сегодня говорили — недопустимо. Никогда и ни в каком случае не оправдано. Травля – это плохо! Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке.
Задание
Вы получите сердечки - лайки, напишите на них любой комплимент для соседа по парте (например: ты сильная, ты красивый, ты веселая, ты умный, мне нравится как ты рисуешь и т.д), лайкните соседа, подарив ему сердечко.