МБОУ «СОШ №1» п.Палатка
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ
« ЦЕНА ХЛЕБА »
Учитель: Романенко Галина Александровна
День открытых дверей
17 апреля 2015 г.
Слайд. Здравствуйте ребята и уважаемые гости нашего мероприятия. Мы собрались здесь, чтобы поговорить о хлебе. Мы ежедневно покупаем хлеб в магазинах, едим в столовой, дома и не задумываемся о том, как хлеб пришёл к нам на стол.
Мы не думаем о том, что может произойти такая ситуация: однажды, сев обедать на вопрос :»Мама, дай хлеб». Мама пожала бы плечами и сказала :»Хлеба нет».
Какое значение имеет хлеб в нашей жизни, сейчас и расскажут ребята
Прожить нетрудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, ужин.
Он - царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почёте посредине.
Ему десятки тысяч лет,
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдёшь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей_
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
Хлеб- непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба. Хлеб нужен всем, но относимся к нему мы по-разному. Один человек говорит просто «хлеб». А другой ласково произносит «Хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену хлеба.
Выходит Иван. Под мышкой держит батон хлеба.
-Здравствуй, Иван. Что это ты несёшь?
Здравствуйте! Это батон хлеба. Взял его из дома, хотел птиц покормить, да лень стало в парк идти, думаю, куда бы его выкинуть!
-Ты хочешь выкинуть хлеб?
Да! А что здесь такого? Не таскаться же мне с ним целый день!
Так с хлебом поступать нельзя. Давайте все вместе послушаем легенду о хлебе!
Легенда.
Однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб выбрасывать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар.
Берегите хлеб!
-расскажите мне ещё про хлеб!
-Хорошо, надеюсь после этого ты станешь относится к нему с уважением!
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет-
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной
Пироги же –хлеб особый,
Их на праздник подают,
И готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят-
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники печенье-
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье
Разевай пошире рот!
Как же появился хлеб? Давайте послушаем ЮЛЮ:
Однажды древний человек нашёл какие-то семена. Какими вкусными показались семена людям. Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать размельчённые зёрна диких злаков, смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать хлеб в виде лепёшки из густой зерновой каши – теста.
Слово «хлеб» пришло к нам из древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшочках, которые назывались «хлибанос».
Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
- Как же приходит хлеб на стол? Мы сейчас узнаем
Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля- земля не просто,
А кормилица Земля!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом – то как раз
Начинается рассказ.
За лесами, за лугами
Раздаётся в поле гром:
Это тракторы плугами
Пашут лёгкий чернозём.
На широкие долины
Вышли новые машины.
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
Сколько в этом зёрнышке
Вложено труда
Знают только солнышко,
Ветер и вода.
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и стал золотою стеною,
И слышит страна: за уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато,
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно,
Скажет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть,
И опять собраться в путь…
Едет хлеб на мельницу
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука
По воле электричества.
И. наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь- муковоз
На завод муку привёз…
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай-
Нарядился каравай.
От завода-автомата,
Льётся тёплый хлебный запах.
Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит завтрак:
Всё, что хочешь испечёт
Этот сказочный завод.
Вот такой длинный и тяжёлый путь проходит наш хлеб, прежде чем появится у нас на столе.
Слайд. Испокон веков хлеб был непростой едой. Он был не только показателем общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. Хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от вражеских сил и влияний.
Считалось, что от обращения с хлебом зависят сила, здоровье, удача людей.
Давайте послушаем сказку о хлебе.
Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи-болотницы. Злая болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги её окаменели, жирные пауки оплели её свреё паутиной. Пастухи видели, что случилось с девочкой и вскоре повсюду узнали историю об Инге, которая наступила на хлеб.
Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала её1 мама. «какой толк, что мать теперь хнычет обо мне»- подумала Инге, и душа её от этих мыслей становилась всё грубее.
Однажды эту историю услышала маленькая девочка. «Бедная, бедная Инге- заплакала она.-Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенья и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаянья.
В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и её мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.
Чему нас учит эта сказка?
О хлебе сложили много пословиц и поговорок. Знаете ли вы их, сейчас проверим. У вас на партах лежат пословицы, которые надо собрать.
Хлеб всему голова
Без труда хлеб не родится никогда
Хлеб в закромах – счастье в домах.
Ребята, как вы думаете, почему, один хлеб чёрный, а другой белый?
Это связано с ем, что белый (пшеничный) хлеб пекут из пшеничной муки, а чёрный из ржаной муки. (показать колоски)
- Ребята, а выращивают ли у нас на Колыме хлеб?
-Почему здесь нельзя выращивать хлебные растения?
-как же мы тогда ежедневно покупаем хлеб в магазинах, едим в столовой, печём торты и пироги?
На Руси поначалу пекли только белый хлеб. Ржаной появился позднее, 800 лет назад.
А кто знает, какие продуты нужны, чтобы выпечь хлеб? (Мука, вода, дрожжи, яйцо, соль) Некоторые добавляют сахар и масло. Слайд.
В России существует единственный музей хлеба, который находится в Санкт-Петербурге.
В этом музее есть всё, что связано с выпечкой хлеба. Слайды
Раньше город Санкт-Петербург назывался Ленинград. В годы ВОВ этот город окружили фашисты и люди голодали. В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба на детей и 250 граммов хлеба на взрослых. Посмотрите, какой это маленький кусочек! Впрочем этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, крапивы, лебеды, опилок, хвои и совсем немного ржаной муки. Слайд. Дети, кто знает, что такое жмых? Жмых – это то, что остаётся после растений после выжимки из него сока или масла. Блокадный хлеб пекли без соли, т.к.её в городе не было.
И такой хлеб помогал людям выжить в то суровое время. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная бирочка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Посмотрите на следующий слайд. Что вы на нём видите? Дети собирают колоски с зерном в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях? слайд.
А сейчас давайте послушаем наших учеников, которые расскажут нам о судьбе одной лениградской семьи, семьи Тани Савичевой. Слайд.
На столе в конверте у вас находятся карточки с названиями продуктов (мука пшеничная, мука ржаная, сахар, соль, масло, молоко, крапива, лебеда, дрожжи, опилки, хвоя, картофель,жмых).
Вы должны будете выбрать те продукты, которые входили в состав хлеба военных лет.
Один ребёнок будет работать у доски, он выберет натуральные продукты (должен выбрать муку ржаную, крапиву, опилки, лебеду, жмых, картофель, хвою)
Проверим: Какие продукты выбрала?
Поднимите руку, кто выбрал те же продукты.
Задание для группы История хлеба. Из предложенных названий продуктов выберите те, которые входят в состав нынешнего хлеба .
Давайте послушаем стихотворение «О хлебе».
Я видел однажды: по дороге
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла.
Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
А утром, в День Победы, ветераны,
Все при параде, в школу ту пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб с собой несли.
И та старушка, что ушла с батоном,
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку,
Мальчишке нежно в руки подала.
И быль, рассказанная той старушкой,
Его в блокадный Ленинград перенесла.
Вот перед ним возник холодный город
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод…
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает: мать его больная ждёт.
Торопится он к ней, замёрзли ноги.
Но счастлив он, что хлеб домой несёт.
А дома бережно батон он режет,
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери своей кусок несёт.
В глазах её он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок?»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою,
Он выхватил тот хлеб у ней из рук,
Мать закричала «Что, сынок, с тобою?
Дай хлеба, я умру от этих мук!»
Он зарыдал, и вновь перед глазами
Старушка, что батон с земли берёт.
Она стоит, и нежными руками
Мальчишке хлеб душистый подаёт.
Он понял цену тем слезам и хлебу,
Который дерзко превратил он в мяч.
На землю вновь его вернули с неба
Слова старушки «Ешь, сынок, не плач…»
Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нередко мы видим, когда несъеденные кусочки хлеба просто выбрасываютя. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнёры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно беречь!
Давайте прочитаем памятку о бережном отношении к хлебу и запомним её на всю жизнь.
А закончить наш классный час хочу следующими словами
– Есть хлеб – будет жизнь. Хлеб и жизнь эти 2 слова всегда стоят рядом. Вечна жизнь – вечен хлеб. Они не отделимы друг от друга.