Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная компетентность педагога»
МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА
Жгилёва Оксана Владимировна
2021 год
О45?Б88Щ9Е8н67И!Е
- Общий язык с детьми – это не язык команд и послушания, а язык доверия
Педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные многоплановые отношения с партнерами по контакту в рамках общеобразовательного процесса.
Общение – основа педагогической деятельности. От уровня общения между педагогом и учащимся зависит степень их познавательного интереса к предмету и в значительной мере определяет результативность овладения предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса
Общение является важным условием социализации личности
Общение
Коммуникативная культура педагога как система качеств
- Творческое мышление
- Культура речевого действия
- Культура самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния
- Культура жестов и пластики движений
- Культура восприятия коммуникативных действий
- Культура эмоций
Коммуникативные приемы общения
Уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности
Владеть средствами невербального общения (мимика, жесты)
Уметь вставать на точку зрения ученика
Уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку
Уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении
Быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним
Уметь поддерживать равное отношение ко всем детям
Уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке
Не бояться обратной связи от учеников
Уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной
Незнание техник общения
Оценивание родителей
Директивная позиция по отношению к родителям
Приписывание родителям своих представлений и ожиданий
Суетливость, излишняя эмоциональность на слова и действия родителей
Использование стереотипов, установок, затрудняющих общение
Жесткие ожидания по отношению к родителям
Равнодушие, унылость
Агрессия, напористость
Факторы эффективности взаимодействия педагогов с родителями:
- повышение авторитета семьи;
- восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;
- учет интересов и запросов родителей;
- единство в подходах к работе с семьями воспитанников;
- использование широкого спектра форм и методов работы с родителями;
- установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник»;
- доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
- заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);
- системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий);
- создание в ДОУ обстановки взаимного доверия
ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
- Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».
- Стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
- В общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие профессионально значимые качества.
ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями
- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
- Обладает развитыми коммуникативными навыками.