СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (образовательная область познавательное развитие).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по познаватедьному развитию с детьми старшего дошкольного возраста предполагает использование проектора для показа видеоролика об осени (приметах, труде людей, подготовке животных к осени  и проч) и организации игры "Четвертый лишний"  (перелетные и зимующие птицы, осенние и весенние цветы и др.).

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (образовательная область познавательное развитие).»

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»

(образовательная область познавательное развитие).

Автор: Чеботарь Ольга Васильевна

Цель: используя инновационные техники, расширять и обогащать представления дошкольников об осени как времени года.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

  • обобщать и систематизировать знания детей об основных признаках осени.

  • учить группировать листья по виду деревьев.

  • сформировать у детей обобщенное представление о лесе, лесных обитателях, труде людей в осенний период

  • активизировать словарь детей по теме занятия;

  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Развивающие:

  • Развивать память, внимание, мыслительные операции группировки и анализа.

  • развивать познавательную активность детей;

  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

  • развивать эстетическое восприятие живой природы.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;

  • воспитывать чуткость, отзывчивость, желание помочь тому, кто попал в беду.

  • воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, учить доводить начатое дело до конца.

Здоровьесберегающие:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья; создание условий, обеспечивающих эмоциональный  комфорт  и психологическую безопасность.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, музыкальное и эстетическое развитие.

Оборудование:

• Конверт с письмом Осени, красочно оформленный, в нем письмо от Осени и волшебный листок

  • Листочки с заданиями от Бабы Яги (с изображением избушки на курьих ножках)

• Макеты деревьев берёзы, клёна, дуба и их листочки;

• Листочки из картона для дорожки;

• проектор, познавательный фильм «Осень»

• Оборудование для опыта (сосуды, пипетки, красящий раствор, пена, вода);

• Обручи для кочек.





Ход НОД


ВОСПИТАТЕЛЬ Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить.

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет. Дети: Осень.

Сегодня мы с вами будем говорить об осени. Хотите узнать много нового и интересного об осени? (Да!). Тогда давайте вместе посмотрим познавательный фильм. (просмотр видео)

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ФИЛЬМ «ОСЕНЬ»

Раздается звук ветра, и в приоткрытую дверь влетает письмо

ВОСПИТАТЕЛЬ. Смотрите, ребята, к нам залетело письмо. Какое красивое. Как вы думаете, кто нам прислал такое письмо?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Да, ребята, правильно это письмо от Осени. Тут так и написано (читает) Детям старшей группы №4 от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает). «Ребята, помогите! Меня украла Баба Яга и заперла в своей избушке на курьих ножках. Она будет вам звонить и требовать выкуп. Постарайтесь выполнить все ее условия, иначе осень никогда не придет к вам! В конверте вы найдете волшебный листик, который поможет вам добраться до осеннего леса». Воспитатель удивленно разводит руками.

Раздается телефонный звонок (громкая связь):

ВОСПИТАТЕЛЬ. Алло! Кто это?

БАБА ЯГА Я проказница такая

И разбойница большая.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень, дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам – зима!

Холод, лёд и снега – тьма! Ха-ха-ха! (раздаются короткие гудки)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, если осени не будет, а сразу наступит зима? Плохо это? Что произойдет в природе? (звери не сделают запасов, не успеют залечь в спячку, птицы не улетят, деревья не сбросят листву и т.д.)

Надо спасать Осень! Для этого нам необходимо выполнить все задания Бабы Яги. Ну что, готовы?

Дети: Да!

ВОСПИТАТЕЛЬ Достаем волшебный листик, говорим волшебные слова: Листик, листик, помоги, в осенний лес нас унеси! (воспитатель машет листочком, дети кружатся и оказываются в лесу). Чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по осенней тропинке, не наступая на осенние листочки, и не сбиться с пути. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. Какое у вас настроение стало?  Вы  готовы? Тогда в путь. Ребята, вы аккуратно наступайте  и не сходите с тропинки. В это время некоторые обитатели леса впали в спячку, и мы, наступая на листики,  нечаянно можем на них наступить.

(Дети идут между  осенними листьями, разложенными узкой змейкой на полу, красиво и плавно шагая с носочка, звучит песенка «Где ты осень?»)

Вокруг нас красивый лес. Ребята, а какой здесь чистый и свежий воздух! Вдохните медленно носом глубоко и тихонько через рот выдыхайте. Чувствуете, какой свежий и ароматный воздух. (Дыхательная гимнастика).  На дорожке воспитатель видит листок с изображением избушки на курьих ножках.

Смотрите, что это такое? Кто его сюда бросил? (Баба Яга) Как вы догадались? (На листочке изображение избушки бабы Яги, а с обратной стороны листа изображено 4 времени года, но не по порядку). Баба Яга просит нас разложить времена года в нужной последовательности.

  1. КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ

Слайд «Календарь природы».

  1. Назовите, пожалуйста,  времена года (Зима, весна, лето, осень). (на экране появляются картинки с изображением времен года, если они названы в нужной последовательности.)

  2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).

  3. Скажите, пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя.)  А почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

Слайд «Ранняя осень».

А как называют осень в октябре? (Золотая.) А почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

Слайд «Золотая осень»

Как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя.) Почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме, сбрасывая последние листья).

Слайд «Поздняя осень» (на экране появляются картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени)

  1. ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Нужно назвать лишний предмет: осенние цветы и подснежники, перелетные птица и голубь, зимующие птицы и аист, сапожки, зонтик, шапочка, шорты.

ВОСПИТАТЕЛЬ Нам пора продолжать путь. 

Физминутка «Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес,  - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо,   - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать, - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички, - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

ВОСПИТАТЕЛЬ Ребята, смотрите, Баба Яга от скуки совсем разбаловалась и перемешала все листочки с деревьев. Нам нужно помочь деревьям вернуть свои листочки, чтобы ещё раз полюбоваться красотой осеннего леса. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть.

  1. ИГРА «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТОК»

Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок. Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна - кленовый, а если с дуба - дубовый). Итак, 1,2,3 начало игры. Дети относят к макету деревьев листочки.

ВОСПИТАТЕЛЬ Молодцы! Справились с заданием! Пора отправляться в путь. Ребята, Баба Яга преградила нам путь болотом, но здесь есть кочки.

Аккуратно перешагивайте с кочку на кочку, чтобы не пропасть в болоте.

Дети перешагивают из обруча в обруч.

ВОСПИТАТЕЛЬ Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Бабы Яги.

А вот Баба Яга оставила нам листок с заданиями. Слушайте внимательно.

Просит Яга дать ответы  эти вопросы.  Я буду читать вопросы, вы будете мне отвечать «да» или «нет».

  1. ИГРА «ДА ИЛИ НЕТ»


Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?


ВОСПИТАТЕЛЬ И с этим заданием справились. Мы выполнили все задания Бабы Яги, но что-то она не спешит освобождать нашу пленницу. (оглядывается по сторонам) Давайте посмотрим, здесь ещё записочка от Яги.  (достаёт записку и читает):

Освобожу я вашу Осень, если вы объясните мне, почему идет дождь.

ВОСПИТАТЕЛЬ Ребята, давайте выполним пожелание Бабы Яги.

Приглашаю вас в лесную лабораторию, чтобы посмотреть, а потом и самим провести опыт, как получается дождь. Подойдите к столу.

Под действием солнечного тепла вода испаряется с поверхности земли, океанов, морей, озёр и  рек (дети продолжают этот ряд перечислений).  Водяной пар поднимается вверх, в небо. Там под действием холода пар снова превращается в воду.  Миллионы маленьких водяных капелек собираются вместе и образуют облака. Когда капельки воды становятся слишком тяжёлыми, чтобы удерживаться в воздухе, они падают вниз в виде дождя. Зимой, когда воздух холодный, водяные капельки замерзают и превращаются в маленькие ледяные кристаллики – снежинки. Они прилипают друг к другу, тяжелеют и падают вниз в виде снежных хлопьев. Попавший на землю дождь или снег снова испаряется под действием тепла. И снова попадает в облако. Так совершается круговорот воды.

  1. ОПЫТ «ДОМАШНИЙ ДОЖДИК»

Приступим к опыту. Сначала я сделаю облако из пены (пена для бритья). Чтобы понять, почему идет дождь, я возьму подкрашенную воду.

Итак, в облаках капли воды собираются вместе и становятся тяжёлыми. Под тяжестью веса эти капли падают на землю. Предлагаю взять цветной раствор и при помощи пипетки накапать подкрашенной воды в сосуд с облаком. Обратите внимание, когда эти капли собираются вместе и становятся тяжелее, мы видим, как цветная жидкость начинает капать вниз.

Посмотрите, как здорово  у нас получилось!

Ребята, послушайте, музыка зазвучала. (Звучит песенка осени). Сдержала своё обещание Баба Яга и освободила нашу Осень. (на экране появляется Осень)

Раз, Два, Три  - листик нас домой верни. (Звучит музыка волшебства). Вот мы и дома! Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.

ВОСПИТАТЕЛЬ Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).

Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки об осени. И показали себя настоящими знатоками природы! Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре? А вот эти листочки вам в группу на память об осени. Вы можете стать настоящими художниками и  раскрасить их в разные цвета. (Подарок раскраски листочков). (Звучит песенка осени).






7