СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект психологического занятия «Качества и умения молодого педагога»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект психологического занятия  «Качества и умения молодого педагога»

Просмотр содержимого документа
«Конспект психологического занятия «Качества и умения молодого педагога»»

Психологическое занятие на заседании «Школы молодого педагога»

Тема: «Качества и умения молодого педагога»

С огромным удовольствием приветствую всех присутствующих и благодарю за то, что вы нашли время прийти на сегодняшнее мероприятие.

Сегодня наша встреча будет наполнена играми и упражнениями. Как мы все знаем, психологические игры всегда имеют «двойное дно» - на поверхности всегда удовольствие от игры, веселье, раскрепощение, однако, смысл игры всегда скрыт. Иногда игры позволяют нам лучше понять себя, а возможно и узнать, себя и других, плюс они помогают приобретать новый опыт. Сегодня мы займёмся изучением некоторых наших психологических качеств, которые необходимы нам, как педагогам в своей профессиональной деятельности.

Приветствие

Прежде чем приступить к основной части нашей встречи, предлагаю поприветствовать друг друга. Для этого рассчитайтесь на зима, весна, лето, осень. Итак, зима - вы здороваетесь при помощи рукопожатия, весна – ставя руки на пояс, здороваетесь локтями, лето – руки убрав за спину, здороваются плечами, осень – скрестив руки на груди, здороваетесь спинами.

Деление на группы

Для дальнейшей работы нам с вами необходимо остаться в этих же 4 подгруппах - «Весна», «Зима», «Лето», «Осень».

Работа в группах

На столах лежат конверты, в каждом из которых есть неоконченные предложения. Ваша задача сейчас проработать все эти фразы в своих мини-группах. Каждый ответ записывайте на отдельном листочке. У всех групп листья разного цвета.

Вопросы для групп:

«Весна» - «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ – ЭТО…»

«Лето» - «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ…»

«Осень» - «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ…»

«Зима» - «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К…»

Работа в группах

Определите в своей группе одного человека, который будет презентовать ваши ответы и крепить листья на наше дерево.

Наверняка во время данного упражнения вы называли те качества, умения которыми обладаете сами и возможно те, которыми вам хотелось бы обладать. Таким не сложным способом мы с вами смогли составить качественный потрет молодого педагога, который сможет в последствии стать сильным, уверенным и перспективным педагогом.

Основной этап

Упражнение «Синквейн».

Кто такой «молодой педагог» мы с вами разобрались, а вот что значит перспективный. Для начала необходимо понять, что значит слово перспектива. Для этого мы с вами напишем «синквейн».

Синквейн – поэтическая форма, которая позволяет обобщить фактический или ассоциативный материал по какой-либо теме.

Синквейн состоит из пяти строк и выстраивается следующим образом:

строка 1 – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным;

строка 2 – описание в двух словах, как правило два прилагательных;

строка 3 – описание действия в рамках темы - три глагола к нему;

строка 4 – фраза из четырех-пяти слов, выражающая отношение автора к данной теме;

строка 5 – одно слово – синоним к первому, эмоциональное, образное, некий вывод (обобщенное понятие, синоним и т.п.)

ПРИМЕР:

Снег

Пушистый, мягкий.

Лежит, хрусит, сверкает,

Белоснежный ковер покрыл землю.

Красота!


Каждая группа зачитывает текст, который у них получился.

Перспектива – это то, что дает возможность стремиться к чему-либо значимому впереди. Это некий план, рисунок будущего.

Притча

— За какое время мы доберемся до ближайшей железнодорожной станции? — спросили туристы у местного старика.

— Идите, — ответил старик.

— Мы и хотим идти. Мы спрашиваем — далеко ли это?

— Идите!

Туристы рассердились и пошли.

— Вы придете туда через час, — услышали они голос старика.

— Спасибо, — ответили туристы. — А что же вы нам сразу не сказали?

— Сначала надо было посмотреть, как вы ходите!

Так и в нашей профессии – насколько быстро вы станете называться «молодым перспективным педагогом», зависит только от вас, о того как быстро вы придете к решению быть тем самым перспективным, успешным, уверенным в себе педагогом.

Упражнение «Внутренние ограничения»

Иногда так бывает, что на пути к достижению поставленных целей нам встречаются различные препятствия. Они могут быть как внешние, так и внутренние. Принято считать, что с внутренними препятствиями (иначе говоря ограничителями) справиться сложнее, нежели с внешними. Обычно мы начинаем со слов «Я не могу…». Сейчас мы по шагам попробуем преодолеть некоторые наши внутренние ограничения.

  • Возьмите чистый лист и пять раз напишите в столбик фразу «Я не могу..», оставляя свободное место, чтобы закончить ее.

  • Теперь завершите ваши фразы, т.е продолжите фразу и напишите. Что конкретно вы не можете делать (сделать).

Кто готов поделиться некоторыми своими фразами и озвучить нам?

  • Теперь во всех своих фразах зачеркните слово «Могу», а вместо него напишите слово «хочу».

Что у вас получилось? Прочтите фразы с новыми словами. Теперь прошу тех же участников прочитать заново свои исправленные фразы.

  • А теперь во всех высказываниях зачеркните частицу «не».

Прочитайте, что у вас получилось. А вот сейчас вы должны задать себе вопрос вы действительно этого хотите? Прочтите еще раз свои фразы, сделав ударение на слово «хочу».

  • И наконец, завершающий штрих. После слова хочу допишите словосочетание «и легко могу».

А теперь прочтите, что у вас получилось. Теперь произнесем ваши новые фразы вслух. Я хочу попросить снова это сделать тех, кто уже зачитывал нам свои высказывания.

Вывод: Данное упражнение является неким инструментом пошагового снятия внутренних ограничений, которые будут вас несколько тормозить на пути профессиональной деятельности. Выполняя его на свои очередные «не могу», вы тренируете себя и вырабатываете новые, необходимые в профессии навыки и качества. С каждым случаем подавления этих сомнений вы на пути к формированию у себя уверенности в том, что вы делаете.

Уверенный человек не может иметь заниженную самооценку согласны? А почему?

Так заниженная самооценка и комплексы мешают нам жить, затрудняют общение с окружающими людьми. Это влияет на то, что человeк думает о себе, внушает ощущение беспомощности и неуместности.

Давайте выполним упражнение, которое поможет нам поработать над нашей самооценкой, ведь адекватная самооценка, помогает человеку саморeализоваться!

Игра - энергизатор «Карусель комплиментов»

Каждый из нас в детстве любил кататься на каруселях, вот и сегодня, я предлагаю вам окунуться в детство и прокатиться на карусели, но не на обычной карусели, а на волшебной. Для этого предлагаю вам сделать внутренний и внешний круг и повернуться друг к другу лицом. Внешний круг двигается по кругу до тех пор, пока каждый из вас не окажется напротив своего первого собеседника и делает комплимент каждому человеку напротив. Дальше внутренний круг перемещается по часовой стрелке на одного человека. И задание повторяется. Все делаем быстро и четко! Карусель начинает свою работу!

Упражнение «Снeжинки»

Возьмите в руки салфетки, слушайте внимательно и выполняйте следующее:

Сложите лист пополам. Оторвите верхний правый уголок;

Снова сложите пополам и оторвите верхний правый уголок;

Продолжайте это действие до тех пор, пока оно будет возможно. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Найдите среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? А почему нет?

Вывод: не смотря на то, что все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у всех получились разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность. Различны их способности, возможности и личностные качества. Педагог понимающий это всегда сможет наладить хорошие взаимоотношения с обучающимися, а следовательно и с их родителями.

Часто, придя на новое рабочее место, молодых педагогов тревожит дисциплина, которая будет на уроках, от которой во многом зависит успеваемость и статус педагога.

Какие мотивы плохого поведения вы знаете? (ответы участников записываются на доске)

На самом деле существуют разные мотивы плохого поведения учеников. Предлагаю познакомиться с таблицей, в которой отображены четыре мотива плохого поведения. (Таблица1)

Как вы считаете, данные мотивы могут присутствовать только у обучающихся? Конечно, нет. Такие мотивы поведения могут наблюдаться не только у детей, но и у ваших коллег и родителей при взаимодействии с ними. Руководствуясь данной таблицей, вы сможете предотвращать конфликтные ситуации.

Четыре мотива плохого поведения


Причины


Социальные причины

Сущность поведения

Способы предотвращения


Привлечение внимания

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению, неуверенность

Получать особое внимание

Потребность в контакте с учителем


Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение

Власть


Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Смелость, сопротивление влияниям



Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций


Месть


Рост насилия в обществе


Вредить в ответ на обиду


Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

Избегание неудачи

Слишком высокие требования родителей и учителей

Способность защищать себя от боли и обид


Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу»


Таблица раздается «молодым педагогам», как памятка при взаимодействии с участниками образовательных отношений.


При возникновении ситуаций недопонимания с учениками некую информацию иногда, приходится доносить до родителей обучающегося. Мы часто сталкиваемся и в своей практике, когда информация выдается в претензионном и обвинительном тоне с позиции прокурора. Возможно ли в таком случае наладить адекватные взаимоотношения. А именно отношения сотрудничества с родителями обучающегося? Конечно нет! Только позиция «адвоката» - человека готового прийти на помощь позволит вам выстроить необходимые взаимоотношения с родителями обучающихся, да и детьми тоже. Кстати, знаете ли вы, как правильно преподносить информацию родителям о ребенке.

Существует такой прием называется «сэндвич», когда информация подается слоями: начинаем с хорошего (таким образом, мотивируем на общение), затем конкретная негативная информация (отображает суть проблемы) и заканчиваем снова позитивом. Всегда, когда вы сообщаете родителям, что-то об их ребенке вы не можете предугадать, как тот или иной родитель отреагирует на нее. Кто-то пропустит мимо и не придаст значения, кто-то сообщит вам о том, что поговорит с ребенком дома, а кто-то начнет отчитывать свое чадо здесь и сейчас, а кто-то «расправится» с ним дома. Данный приём поможет вам избежать отрицательной реакции родителей, а также заставит их задуматься о поведении своего ребёнка.

Упражнение «Влияние слов на человека»

Для участия в эксперименте, приглашаются 4-5 человек

Первый «Опыт»:

Вода – это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее и... плохое.

Соль – это наши грубые слова. (добавляем в колбу с водой)

Перец – жгучие слова, обижают, ранят, обидные слова. (добавляем в колбу с водой)

Горсть земли – это наше равнодушие к проблемам ребенка, невнимание к нему. (добавляем в колбу с водой)

Все это хорошо перемешаем и получим состояние человека. Задуматься только сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется. А стоит только немного пошевелить воду и все снова поднимается наверх. А итогом станут стрессы, неврозы и другие проблемы.

Второй «Опыт»:

Вода – это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее и... плохое.

Желтая краска – ваша доброта, уважение, слова поддержки. (добавляем в колбу с водой)

Красная краска – ваша отзывчивость, желание помочь, партнерское отношение, выручка (добавляем в колбу с водой)

Перемешаем и получим оранжевый цвет – цвет радости за достижения, достигнутые во взаимоотношениях.

О чем этот эксперимент, на ваш взгляд?

Вывод: Существует фраза: «Прежде чем сказать. Подумай!» Это не пустые слова. Словом можно убить, а можно вылечить. Этот эксперимент об этом. Мы всегда должны помнить о том, что мы можем оставить в душе человека негативный след. Поэтому свою терпимость, понимание, принятие, мы можем проявлять по разному: спокойно, выдержанно, толерантно, то есть терпимо.

Заключительный этап

Упражнение «Шаг навстречу»

Сделайте, пожалуйста, большой круг, встаньте так, чтобы чувствовать себя комфортно. Теперь возьмите друг друга за руки! Всем комфортно? А теперь возьмитесь за руки через одного человека. Получилось?

(Чтобы выполнить это задание необходимо будет сделать шаг навстречу друг другу).

Что нам пришлось сделать с вами? (шаг на встречу)

Да, действительно, мы сделали с вами шаг навстречу друг другу! Не забывайте, что молодость – это сила, опыт приходит со временем! Делайте всегда шаг навстречу: ученикам, родителям, коллегам, близким и друзьям, будьте открыты для всего нового и стремитесь к познанию себя и мира! Делайте свои шаги и все у вас получится!