Родительское собрание по теме:
«Адаптация первоклассника в школе».
Цель: Разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников, дать необходимые рекомендации по планированию режима дня первоклассника
Задачи:
познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением;
проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников;
научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми;
дать практические советы родителям по составлению режима дня их ребенка.
Оборудования: презентация, памятки, раздаточный материал, бумага
Количество человек: 25
Ход родительского собрания
Вступительная часть
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на нашей встрече. Прошло совсем немного времени, и наши дошкольники превратились в настоящих школьников. Как проходит этот процесс, где возникают проблемы; как помочь детям учиться? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на сегодняшнем собрании.
Игра «Ромашка эмоций и чувств».
Уважаемые мамы и папы! Перед вами находится цветок ромашка, на лепестках которой написаны самые разнообразные чувства: позитивные и негативные, которые может испытывать человек.
После того, как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Подумайте и возьмите тот лепесток, на котором написано «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени. Родители выбирают «чувство», обдумывают свой выбор, называют его, обосновывая, чем оно вызвано.
Обработка полученных результатов. Задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания
Основная часть
Обсуждение с родителями первого школьного дня ребенка.
- Какие впечатления оставил первый школьный день в душе ребенка.
- Как его поздравляли члены семьи.
- Какие подарки получил ребенок.
Особенности современного первоклассника:
-У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
-У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
-У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.
-Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
-У современных детей более слабое здоровье.
-Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.
-В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
-Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
-Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
-Для детей характерна высокая утомляемость.
Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей.
Ролевая игра «Машинка»
Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.
Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета (количество комплектов – цветов равно количеству команд).
Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий- «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед.
После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».
Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?
ВЫВОДЫ: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть, не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».
Признаки успешной адаптации:
- идет в школу с удовольствием;
- охотно рассказывает как об успехах, так и о неудачах;
- не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на болезненное состояние;
- достаточно самостоятелен: ориентируется в бытовых и учебных ситуациях;
- находит друзей среди одноклассников;
- нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе;
- решительно не желает возвращаться в детский сад.
Признаки проблем в адаптации – противоположны признакам успешной адаптации, а так же следующие особенности:
- возможно появление утренних болей в животе и тошноты – это самый явный и часто возникающий симптом стресса, вызванного школой;
- нарушения сна;
- нарушения концентрации внимания: трудно сосредоточиться, он легко теряет смысл услышанного, с трудом воспринимает сложные инструкции;
- может появиться плаксивость, резкие и частые смены настроения.
Памятка: «Режим дня вашего ребёнка».
Для успешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня.
Утро. Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать самостоятельно свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребенок пойдет в школу. Необходимо обойтись без излишней спешки и нервозности, одергивания и покрикивания на детей.
Дорога в школу. Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома следует выходить заранее.
Занятия в школе. Дорога домой из школы. Нужно сделать обязательным требование: после школы – сразу домой.
Переодевание после школы.
Обед. Свободное время. Возможно, его использовать на сон, выполнение посильной работы по дому, которая должна контролироваться взрослыми.
Здесь стоит прислушаться к советам врачей:
- не менее 3х часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры,
- 30-40 мин. на посильную работу по дому,
- 1 час на самообслуживание,
- оставшееся время - на кружки, секции и другие учреждения дополнительного занятия.
Вечером. Следует отвести время на общение с ребенком,
непродолжительному просмотру детских познавательных передач по телевизору.
Подготовка ко сну. Ночной сон.
Приучить ребенка к такому режиму дня следует до начала занятия в школе.
На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребенка и от самого умения родителя строго следовать своим требованиям. Желательно сделать табличку с таким режимом дня, и чтобы она висела над рабочим столом 1-классника.
Игра «Бумажный самолетик»
Под руководством психолога сделать бумажный самолетик.
-Можете ли вы назвать 2 одинаковых самолетика? Почему?
Положить его носом вправо, на крыле нарисовать солнце с 7 лучами. Напишите на лучах те слова, которые вы хотели бы пустить странствовать по нашему классу.
Запуск самолетиков.
ВЫВОД: мы - взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого - то или чего - то хуже или лучше. Есть ДРУГОЕ!
Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей. Безусловно, самым лучшим для ребёнка в это время будет ваша поддержка и совместно со школой оказание помощи своему ребёнку. Ребенок младшего школьного возраста должен всегда чувствовать в семье тыл: какой бы он ни был, какую бы плохую отметку ни получил, в семье его будут по-прежнему любить. Ему смогут помочь, его пожалеют, ведь ему тоже не нравится быть плохим и получать двойки.
Советы родителям(рассмотрение памятки и ее обсуждение)
Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первокласснику полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.
«Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.
Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.
2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.
3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.
4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.
6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
7. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»
8. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»
Заключительная часть
Игра «Слово-эстафета».
Родители должны продолжить начатое учителем предложение: «Мой ребёнок лучше адаптируется и будет успешен в школе, если я……», при этом будут передавать мяч.
ВЫВОД: Родители проговаривают свои действия и помощь которую могут оказать своему ребенку.