Ход урока.
Орг . момент.
Каждый день -всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке, ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Молодцы, все готовы!
2. Актуализация знаний.
На доске: НЛЕСЕКРТ
- Какая буква лишняя?(е)
-Почему? Что ее отличает от других букв, которые изучили? ( 2 зв)
- Когда она обозначает 2 звука?
ИГРА «Соотнеси картинку и слово»
У детей на партах слова:
ЕЛИ ЕЖИ
ЕНОТ ЕДИНИЦА
ЕЛЕНА
Я показала картинку, дети у кого это слово, прочитают его вслух.
А сегодня будем знакомиться с новым звуком.
3.Фонетическая зарядка.
- Как пыхтит каша? (п)
-Как пищать птенцы? (пи-пи)
- Как пыхтит паровоз? (пых)
-Какой звук мы будем сегодня изучать ? (п)
4. Постановка темы и цели урока.
- Мы будем изучать звук (п), познакомимся с буквой ПП. На уроке мы будем читать слова и предложения с изученной буквой. А также расширим знания об истории России.
5. Работа по иллюстрации в учебнике.
- Ребята, рассмотрите иллюстрацию. Это фрагмент истории Российского государства трехсотлетней давности.
- Кто знает, как звали этого русского царя? (Петр 1)
- Что вы знаете о русском царе Петре1?
Петр 1 самый знаменитый русский царь, своими делами он прославил Россию, превратил ее в могуче государство. По его велению было построено множество русских городов. Он создал русский флот, регулярную русскую армию. При Петре1 было открыто много школ, первый русский университет.
Петр 1 много делал своими руками. Он владел множеством ремесел: умел плотничать, строил корабли, возводить здания, проектировать города. По велению Петра 1 столица Российского государства была перенесена из Москвы во вновь построенный город С. Петербург.
- Чтение отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
- О чем говорит автор?
(Поэт гордится красивейшим городом, верит, что будут побеждены все враги России).
Какой эпизод в жизни царя изображен на ней? (Строительство русского флота. Мы видим, что Петр трудится как простой плотник, одновременно принимает послов из заморских стран.)
6. Распознавание звуков в словах.
- Произношу еще раз предложение: (Петр трудится как простой плотник и одновременно принимает послов из заморских стран.), а дети , услышав звук (п), хлопают.
7. Выделение звука из слова с опорой на схему.
На доске схемы двух слов:
- есть ли что-то общее в них? (2сл)
- на какой слог падает ударение в 1 слове, во втором?
- проговариваем (и хлопаем): ПЛОТ/НИК ПИ/ЛА
-Ставим ударение.
- По схеме проговариваем слово (плотник).
- Назовите первый звук в слове плотник, какой он, почему?
- Произносим еще раз (п), какой он ? (твёрдый)
- Назовите первый слог в слове пила.
- Как произносится первый звук в слове, какой он?
- Определите какой он по глух.- звонкости? ( закрываем ладонями уши, произносим).
Итак : звук(п) – согласный, глухой, бывает твердый и мягкий.
8. Физкультминутка .
Мы бревно сейчас распилим:
Пилим (4 раза)
Мы сейчас дрова расколем:
Колем (4 раза)
Раз- два! Раз – два! Будут на зиму дрова.
9. Знакомство с буквой Пп.
_ Показ буквы на плакате.
Звук (п) на письме обозначается буквой Пп.
- На что похожа? (ворота)
На хоккее, на футболе
Буква п ворота в поле.
Сильные ученики читают пословицы вслух по цепочке, сразу выясняется смысл, а остальные ищут и подчёркивают карандашом букву (п) в словах.
- Сколько раз встретилась буква (п) в словах?
10. Чтение логов и слов.
На экране слова, дети читают группами.
Читают мальчики:
па -ап
по – оп
пу – уп
пы – ып
пе – еп
пи – ип
2) Читают девочки:
Пап
Поп
Пуп
Пып
Пал
Пел
Пил
Пыл
Пол
Пул
Пип
Пеп
3) Работа в парах (на столе у каждого)
ПЛАТ
ПЛОТ
ПЛУТ
ЛИПКАЛАПКА
ПАПКА
На доске:
ПИЛА прочитать слова хором
ПИЛКА прочитать общую часть в этих словах
ПИЛИТ у этих слов общий корень ( слова однокоренные)
ПИЛИТ
ПИЛИЛИ
11. Физкультминутка для глаз по таблице «Домик».
12. Работа над текстом «Скоро конкурс».
- Кто объяснит, что такое конкурс?
Сл. Работа: конкурс - ….
Прочитав рассказ мы узнаем к какому конкурсу готовились ребята. Что они рисовали.
- Чтение текста (чтение предложений по рядам, хором).
- Что приготовили ребята на конкурс?
- Какие дети готовились к конкурсу?
- Как написаны имена детей?
- Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?
Чтение детьми вопроса: кто какие нарисовал картинки?
-Чтение по цепочке: и все показывают пальцем картинки.
- Выборочное чтение.
- Что нарисовала Вера?
- Что нарисовал Виктор?
13. Итог урока.
- С какой буквой познакомились сегодня на уроке?
- Найдите ее в алфавите, назовите ее соседей.
- какой звук обозначает буква (п)?
- Что узнали нового из прошлого нашей страны?