Утверждаю
Директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Уфимская коррекционная школа-интернат №59
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
_________________ Ю. К. Амекачев
«____» ___________________ 2019
Отрытый урок по чтению и развитию речи
в 6б классе
на тему:
А.С. Пушкин «Осень»
«Согласовано»
Руководитель ШМО предметников И.Р. Акмалова
Заместитель директора по УВР Т.Ю. Ибрагимова
Провела: Л.Ф. Рсмухаметова
Тема: А.С.Пушкин «Осень»
Цель: Познакомить с содержанием стихотворения А.С.Пушкина «Осень»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
познакомить со стихотворением «Осень»
формировать умение осознанного чтения, техники чтения;
развивать навык пересказа текста по наводящим вопросам учителя;
Коррекционно-развивающие:
развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас;
развивать умение выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коррекционно-воспитательные:
учить слушать учителя и друг друга, воспитывать умение работать в коллективе;
воспитывать любовь к чтению;
учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя);
воспитывать нравственнее качества личности.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Тип урока: урок внеклассного чтения, изучение нового материала.
Методы обучения:
- словесные
- наглядные
- практические
План урока:
Организационный момент
Работа над пройденным материалом.
Объяснение нового материала
Итоги урока, рефлексия, домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Встали все красиво возле своих рабочих мест. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садится тихо первый ряд, второй и третий. Молодцы!
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете работать на уроке.
- Давайте поприветствуем гостей своими улыбками. А теперь улыбнемся друг другу, чтобы зарядиться хорошим настроением на целый день.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- А сейчас вспомним правила поведения на уроке.
- Как нужно сидеть на уроке?
- Как отвечаем на уроке?
Итак, на уроке слушаем меня внимательно и стараемся четко проговаривать слова.
- Ребята, кто мне скажет, какое сегодня число? (3 октября) (Запись на доске: число;)
- А какой сейчас месяц? (октябрь)
-Назовите первый месяц осени (сентябрь), третий месяц (ноябрь), второй месяц осени (октябрь)
- Какой день недели? (четверг)
-Какое время года? (осень)
- А теперь посмотрите в окно, какая сегодня погода?
Артикуляционная гимнастика
- Сегодня мы на уроке будем много говорить и читать, поэтому давайте мы с вами поточим языки.
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит
- Какое слово здесь чаще всего встречается? (Шуршит.)
- Попробуем прочитать это стихотворение по-разному:
Произносим слово шуршит тише, чуть протягивая звук [ш], остальные слова – громче;
Произносим слово шуршит громче, остальные слова – тише.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Работа над пройденным материалом.
- Ребята, что мы проходили на прошлом уроке? («Октябрь» В. Бианки)
- Подтвердите характеристику октября листопад, грязник
- О каких делах осени рассказывает автор?
Вход в тему
-Ребята, я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать.
«Пустеют поля, мокнет земля, дождь поливает, - когда это бывает?» (Дети: «Осенью»)
- Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Дети – «Ветер»)
-Правильно, дети, это все загадки про осень
- А что вы еще знаете об осени?
-Что такое осень? (время года)
-Чем отличается от других это время года?
Сообщение новой темы
- Ребята, как вы думаете, почему я загадала про осень?
- Мы сегодня познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина «Осень»
- Откройте тетради, запишите число и тему.
- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте. (чтение стихотворения)
- Про что это стихотворение? (про осень)
- О чем говорится в стихотворении?
Физкультминутка
Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идем по дорожкам.
Вот мы остановились и
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В стороны руки,
Плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Словарная работа
Сможете ли вы объяснить значение слов «очей очарованье»? (Очи- глаза; очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, подчинить своему обаянию.)
- сень – покров чего-либо, кого-либо (Под сенью деревьев)
- багрец – темно-красный оттенок..
ⅤⅠ. Аналитическое чтение
Выделим из текста волшебные слова-краски, которые оживляют неживую природу и придают тексту выразительность.
«Унылая пора!»
Унылым может быть только человек. А поэт передает это свойство времени года. Почему? Чем схожи это состояние у человека и природы?
Унылая пора: солнце реже светит – мало света. Дождик, грязно, облетают листья с деревьев – жалко, птиц почти не слышно. Так же бывает и на душе человека пусто и грустно: он не слышит звуков – они его просто не привлекают, ему не хочется ничего делать в моменты грусти и печали.
Учитель еще раз повторяет первое предложение и прочитывает сразу второе:
«Очей очарованье!»
Очи - это глаза. «Очей очарованье!» - это значит приятно глазам, приятно взору.
Явная смена настроения! Почему?
Только осенью можно увидеть такое количество красок в природе. Каждый листочек осень окрашивает неповторимым образом и цветом! Это приятно для глаз.
И автору стихотворения А.С. Пушкину нравится это. Он выражает свое отношение к осени в следующей строчке:
(учитель читает вторую строчку из стихотворения)
«Приятна мне твоя прощальная краса»
Почему же поэт употребляет слово «прощальная»? На что он обращает внимание, используя это средство выразительности?
Красота осенней природы не вечна. Это мимолетное, кратковременное явление в жизни природы. Все буйство красок – на прощанье перед листопадом. И вся красота пропадет, исчезнет!
И поэту нравится это кратковременное, но красивое явление в жизни природы.
Это чувство доказывает и следующая строчка из стихотворения (учитель читает)
«Люблю я пышное природы увяданье»
и сразу же после паузы следующую строчку
«В багрец и в золото одетые леса»
Что значит «в золото одетые леса»?
Из золота делают монетки, сережки, цепочки, колечки. Зачем люди пользуются золотыми изделиями? Золото – это признак богатства и украшение.
А в стихотворении это словосочетание употребляется с каким смыслом?
Осень украшает природу желтыми красками, по цвету схожими с золотом, чтобы показать ее богатство.
«В их сенях ветра шум и свежее дыханье»
«В их сенях», «в сенях», «сени» что это такое?
«В их сенях ветра шум и свежее дыханье»
Разве ветра летом не бывает? Тогда почему автор обращает внимание на этот факт: чем отличается шум ветра в лесу летом и осенью?
Осенью увеличивается скорость ветра, ветер дует чаще и сильнее. Кроме того, звук шелеста осенних листьев на деревьях звонче и заметнее, так как летние листочки мягкие, а осенние шершавые, огрубевшие от первых заморозков они-то и создают громкий шелест.
«В их сенях ветра шум и свежее дыханье»
Объясните значение этого выражения: «свежее дыхание»
Ощущение уже не теплого, знойного летнего воздуха, а более холодного морозного.
Учитель еще раз читает эту строчку и переходит к чтению следующей:
«В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса»
О какой «волнистой мгле» идет речь в стихотворении?
Неровные края облаков на пасмурном осеннем небе создают узоры-волны. Мгла получается за счет серого цвета неба.
«И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы»
Какие угрозы «седой зимы» имеет в виду автор?
Молодцы, ребята!
Ⅶ - Самостоятельное чтение стихотворения
Ребята, прочитайте стихотворение про себя
- Ребята, А.С. Пушкин очень любил осень, он восхищался ее красотой.
Кто любит осень?
Почему?
У природы нет плохой погоды.
ⅦⅠ Итоги урока, рефлексия, домашнее задание.
- Вам понравился урок?
-Какое у вас настроение сейчас? Надеюсь, такое настроение у вас останется до конца дня.
Д/з: выучить стихотворение.
Урок окончен
Александр Сергеевич Пушкин «Осень»
Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. |