СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока алгебры 8 класс Теорема Виета

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока алгебры 8 класс Теорема Виета»

Урок по алгебре. 8 класс.


Тема: «Теорема Виета»

Эпиграф: «Где есть желание, найдется путь» Д. Пойа

Методическая задача урока: применить поисково-исследовательский метод и наглядно-иллюстрационный метод с использованием ИКТ.

Дидактическая задача урока: познакомить с теоремой Виета и теоремой, обратной теореме Виета, их практическими применениями для решения квадратных уравнений и для проверки найденных корней, для составления квадратного уравнения, зная его корни.

.

Цели урока:

Обучающие:

-Раскрыть особенности связи между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения;

- сформулировать и доказать теорему Виета теорему, обратную теореме Виета;

-способствовать усвоению основных умений и навыков при выполнении практических заданий по теме.


Развивающие:

Развивать

-творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью создания проблемной ситуации и решения задач исследовательского характера;

-интеллектуальные качества личности школьников такие, как самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению с одного вида деятельности на другую;

-способствовать формированию навыков самостоятельной работы;

-формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.


Воспитательные:

-Прививать учащимся интерес к предмету с помощью изучения истории и развития науки, применения информационных технологий (с использованием компьютера, мультимедийной установки);

- воспитывать сознательную потребность в приобретении знаниях, необходимых в жизни;

-формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Вид урока: комбинированный.

ТСО: ПК, видеопроектор, экран, презентация урока, бланки для лабораторной работы, буклеты – памятки, бланки для рефлексии.

План урока


  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Целеполагание и мотивация (1 мин.)

  3. Актуализация знаний учащихся (10 мин.)

  4. Изучение нового материала. Осознание и осмысление учебной информации (15 мин.)

  5. Релаксация (3 мин.)

  6. Первичное закрепление учебного материала (10 мин.)

7. Итоги урока (2 мин.)

8. Выставление и комментирование оценок (1 мин.)

9. Информация о домашнем задании (1 мин)

10. Рефлексия (1 мин.)





Ход урока:

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада приветствовать вас на уроке алгебры.

Все ли готовы к уроку? Кто сегодня отсутствует? (отчет дежурных).

2. Целеполагание и мотивация

УЧИТЕЛЬ:

Урок хочется начать с притчи

Кузнец отремонтировал две сохи. Одну из них на следующий день забрал крестьянин и отвез в поле, вторая осталась стоять в углу сарая. Жизнь второй сохи была легка и беззаботна!

Прошло время, и однажды обе сохи вновь встретились в сарае. Соха, которую не использовали в работе, заржавела, а та, которой вспахивали поле, стала блестящей и красивой.

— Отчего ты стала такой красивой? — с завистью спросила подругу соха из своего угла. Я стала красивой от труда, тебя же изувечило безделье.

Нам сегодня, ребята, тоже предстоит поработать над очень важной темой: “Теорема Виета”. Тот кто из вас, ребята, будет трудится с желанием, добросовестно и активно «отточит» свой ум и станет интеллектуально красивее.

Пусть эпиграфом урока будет выражение: «Где есть желание, найдется путь».


3. Актуализация знаний учащихся


1.Проверка домашнего задания.

1) Учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют решение домашней работы по готовым решениям (приложение 1)

2) Проверка индивидуального задания: История и решение старинной задачи. (Сообщение подготовил ученик, заранее получивший задание) (приложение 1 )

2. Устная работа

(Задания для устной работы взяты из КДР прошлых лет).

 Вычислите

а) .


1)

2)

0,9

3)

0,3

4)


б) .


1)

724,608

2)

14,4

3)

724

4)

144


в) Вычислите .


1)

2,5

2)

11

3)

12

4)

22,4


г) Вычислите .


1)

5

2)

6

3)

14,9

4)

12,8


д) Вычислите .


1)

148

2)

0,14

3)

140

4)

1652


е) Вычислите .


1)

169,2

2)

188

3)

541,628

4)

54,1


3. Фронтальный опрос учащихся по теме «Квадратные уравнения».

1) Определение квадратного уравнения

2) Вида квадратных уравнений.

3). От чего зависит число корней квадратного уравнения?

4). Дайте название каждому уравнению и сформулируйте алгоритм его решения:



4. Изучение нового материала. Осознание и осмысление учебной информации.

1) Постановка проблемы.

Учитель: Ребята, давайте подробнее остановимся на приведенном квадратном уравнении

Задание

Дано уравнение

Найти его корни.

( учащиеся предлагают способ решения уравнения и находят его корни).

Решаем уравнение по формулам: = b2 - 4ac, если D 0, то

.

Учитель:

А теперь давайте сформулируем задание обратное данному:

(учащиеся формулируют задание обратное данному, но затрудняются с его решением)

Проблема

Даны корни приведенного квадратного уравнения . Составьте уравнение.

Поиск решения

Учитель:

Чтобы выполнить это задание нужно установить связь между корнями приведенного уравнения и его коэффициентами. Предлагаю вам, ребята, самим установить эту связь.

Для этого проведем исследовательскую работу.

(Класс делится на группы, каждой из которых предлагается провести исследовательскую работу с целью установления связи между корнями приведенного уравнения и его коэффициентами и заполнить бланк «Исследовательская работа по теме «Теорема Виета») (приложение 2). Учащимся группы, первым и правильно выполнившим работу присуждается звание «Лучшие теоретики класса».

Учитель: Открытие, которое вы сделали сегодня, а именно: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену, впервые установил и доказал французский математик Франсуа Виет.

Оно названо его именем - теорема Виета.

(Учащиеся записывают в тетрадях)

Т е о р е м а В и е т а

Если х1, х2 – корни уравнения x2 + px + q = 0,

то х1 + х2 = –р; х1 · х2 = q.

Учитель: В чем состоит практическое применение теоремы Виета?

Учащиеся:

Практическое применение теоремы Виета – составление квадратного уравнения, имеющего заданные корни.

Пример:

Корни

Уравнение

-2 и 8

5 и -1

4 и 6


Учитель:

Ребята, давайте сформулируем утверждение, обратное теореме Виета.

Учащиеся: Если х1 и х2 таковы, что х1+ х2 = - р; х1+ х2 = q, то х1 и х2 являются корнями уравнения х2+px+q=0.

Учитель: Это утверждение носит название – теорема, обратная теореме Виета.

Теорема, обратная теореме Виета позволяет устно (методом подбора) решать многие квадратные уравнения.

Например: Решить уравнение

Уравнения

Корни

-7 и 2

-5 и 4

-6 и 4



5. Релаксация

Кто же он – Франсуа Виет? За ответом на этот вопрос отправимся в галерею великих математиков.

Экскурсию поведет__________ (ученик заранее получил творческое задание – подготовить сообщение) (приложение 3)




Учитель: Действительно, ребята, теорема, о которой мы сегодня ведем речь, достойна восхищения. Ей даже были посвящены стихи:

По праву достойна в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема Виета.

6. Первичное закрепление учебного материала.

Учитель: Древнегреческий философ СОКРАТ сказал:


«Приобретение знаний – храбрость,

приумножение их – мудрость,

а умелое применение – великое искусство».


Давайте, ребята, применим приобретенные сегодня на уроке знания для выполнения практических заданий.


Работа с учебником

1) 1. № 580 (д, е, ж, з) – устно.

2. № 581 (а, в) – решение у доски и в тетрадях,

3. № 583 (а, в) - решение у доски и в тетрадях


2) Обучающая самостоятельная работа с взаимопроверкой.

1. Решите квадратное уравнение по формуле и сделайте проверку, используя теорему Виета:

а) х2 + 7х – 8 = 0; в) х2 – 4х – 5 = 0;

б) х2 – 5х – 14 = 0; г) х2 + 8х + 15 = 0.

2. Найдите подбором корни уравнения:

а) х2 – 11х + 28 = 0; г) х2 + 3х – 28 = 0;

б) х2 + 11х + 28 = 0; д) х2 + 20х + 36 = 0;

в) х2 – 3х – 28 = 0; е) х2 + 37х + 36 = 0.

(Выделить 2 - 3 учащихся наиболее активно работающих при выполнении практических заданий и присвоить им звание «Лучшие практики урока»).

Учитель: мы сегодня работали с приведенными квадратными уравнениями. А можно ли применить теорему Виета для полного квадратного уравнения? Ответ на этот вопрос вы получите на следующем уроке.

7. Итоги урока. Вручение буклетов – памяток по теме «Теорема Виета» (приложение 4)

8. Выставление и комментирование оценок.

9. Информация о домашнем задании:

П 24 стр. 127 – 128; № 582, № 584; № 585 – дополнительное задание стр.130

10. Рефлексия

1. Сегодня на уроке я узнал…

2. Было интересно…

3. Оценка моей деятельности на уроке…

4. Я не до конца понял…


Учитель:

В заключении хочется сказать: «Если ты услышишь, что кто-то не любит математику, не верь. Её нельзя не любить – её можно только не знать. Желаю всем дальнейших успехов в изучении математики. Урок окончен. До свидания».