Тема урока: Когда изобрели велосипед?
Цели:
Образовательные: познакомить с историей появления и усовершенствования велосипеда, с устройством велосипеда и разнообразием современных моделей велосипеда; закрепить знание безопасной езды на велосипеде.
Развивающие: способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; развивать навык самооценки.
Воспитывать: бережное отношение к своему здоровью, культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.
Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; воспитывать осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формируем и отрабатываем умение работать в паре и в коллективе.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
научатся прослеживать историю появления и усовершенствования велосипеда; научатся сравнивать старинные и современные велосипеды;рассказывать об устройстве велосипеда; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; знать и перечислять правила безопасной езды на велосипеде;
Метапредметные:
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения; работать в парах: определять сходство и различие объектов; получать информацию из рисунка в учебнике.
Личностные:
Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир, овладеть начальными навыками адаптации в мире.
Основные понятия: велосипед, спицы, рама, колесо, педаль, обод, шина, цепь, крыло, ниппель.
1.Организационный момент . проверка готовости
Блиц-опрос.
«Когда появилась одежда?».
-Во что одевались древние первобытные люди?
-Отличались ли одежда людей живущих в теплых и холодных районов?
- Чтобы вы надели, если бы поехали туда, где живут слоны?
- Чтобы вы надели туда, где живут белые медведи?
-Людей, каких профессий мы сразу узнаем по одежде? (полицейских, пожарных, военных, врачей, клоунов, космонавтов)
Говорят для каждого случая есть своя одежда. Какую одежду вы знаете?
- А когда можно приходит в любой одежде и чем она будет необычнее, тем лучше
- Какие правила обращения с одеждой вам известны? тест
2.Актуализация знаний. Стадия «Вызов»
-Человек, как существо разумное, не может изо дня в день просто просыпаться, наедаться и снова засыпать. Его разум требует работы. И человек изобретает. Масса вещей, к которым мы привыкли, возникли благодаря беспокойным изобретателям.
Игра «Угадай вещь».
-С какой вещью я вас сегодня познакомлю, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Держусь я только на ходу.
Если встану - упаду. (слайд 1)
Дети. - Велосипед.
(На доску крепится карточка со словом велосипед.)
Давайте прочитаем это слово. Запомните, как слово правильно пишется.
3. Формулировка темы урока (детьми).
- Как вы считаете, о чем сегодня будет наш урок? А что вы уже знаете?
- А что бы вы хотели узнать?
Тема: Когда изобрели велосипед? (слайд 2)
Цели урока (зачитать с экрана)
Мы узнаем о том
- когда появился велосипед
Познакомимся с устройством велосипеда
- узнаем какие существуют виды велосипедов
-будем учиться ПДД при езде на велосипеде
- А у кого из вас ребята есть велосипед? Значит, тема будет актуальна и полезна
3. Работа над темой урока
(слайд 2) Муравьишка видит велосипед первый раз.
«Наверное его изобрели недавно?» - подумал он.
- Ребята, а как вы думаете, когда изобрели велосипед?
Один юный спортсмен как-то похвалился, что умеет ездить на самокате, «костотрясе», «пауке» и велосипеде. Как вы думаете, сколько механизмов освоил юный спортсмен?
(слайд 4) Оказывается, это разные названия знакомого нам велосипеда, просто в разные времена велосипед был устроен по-разному и имел разные названия.
Прием «Верные и неверные утверждения» (слайд 3)
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит карточка, на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы думаете и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите.
Вопросы:
1…первый велосипед изобрели более двухсот лет назад.
2…он был деревянный.
3…у велосипеда не было педалей.
4…самокат, паук, костотряс, драндулет - это всё название одного транспорта.
5…есть велосипед с одним колесом.
6….есть двухместный велосипед
7…есть специальные дорожные знаки и правила для велосипедистов
8….на велосипеде по улицам можно ездить только с 14 лет.
-Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали. -Скажите пожалуйста, есть ли минусы в вашей таблице. Что вы не знаете? Называют
-Как раньше назывался велосипед?
-Как он выглядел?
-Какие бывают велосипеды
С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам города?
Вот это нам и предстоит узнать на уроке.
ІІ. Работа по теме урока
- А сейчас мы познакомим Муравьишку Вопросика с историей создания велосипеда.
История создания велосипеда . Слово знатокам
(Презентация «История велосипеда»)
1 ученик. Слово «велосипед» произошло от двух слов на латыни: «velox» - что значит «быстрый» и «pedis» - что значит ноги. Перевод означает «быстроног».
2 ученик. Кто изобрел велосипед? Ответа на этот вопрос нет. Существует немало теорий, приписывающих создание велосипеда разным людям, начиная от Леонардо да Винчи и заканчивая неким крепостным крестьянином Артамоновым, получившим за своё изобретение свободу для себя и всей своей семьи.
3 ученик. В 1815 г. немецкий барон Карл фон Дрез придумал устройство, которое назвал «машина для бега». Но название это не прижилось и его стали называть «дрезиной», в честь барона. Выглядела дрезина как двухколесный самокат с рулем и без педалей, с деревянной рамой и могло развивать неплохую для того времени скорость.
4 ученик. 1839 год. Шотландец Мак - Миллан применил к двухколесной машине педальный привод
5 ученик. Затем конструкторы велосипедов решили увеличить переднее колесо до двух метров. Заднее же было - 30 сантиметров. Такие велосипеды называли «пауками». Газеты тех лет писали: «Чтобы управлять этими велосипедами требуется сила слона и ловкость обезьяны».
6 ученик. Первый велосипед, походивший на привычное нам средство передвижения, появился в 1884 году. Он был оборудован цепной передачей, почти одинаковыми колёсами, а седло располагалось между ними, ближе к заднему колесу.
7 ученик. Наступил «Золотой век велосипеда». Люди постоянно усовершенствовали изобретение, пока велосипед не приобрел привычный вид.
ІV. Практическая работа.
- Спасибо. А какие разные теперь выпускают велосипеды! Посмотрите. Это и детские, и подростковые, и для взрослых!
Пронумеруйте велосипеды по мере их использования человеком в жизни.
- Молодцы. Но это не все виды велосипедов. В нашей жизни их встречается намного больше! Давайте узнаем, какие еще бывают велосипеды.
(Презентация «Виды велосипедов»)
Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль.
Спортивные велосипеды имеют облегченную конструкцию, у них низко опущен руль, есть переключатель скоростей и ручной тормоз. Где используются такие велосипеды?
Одной из разновидностей велосипеда является – тандем – двухместный двухколесный велосипед. Он может развивать скорость до 70 километров в час.
Специальные велосипеды – грузовые, цирковые, трехколесные и велоколяски.
Есть водные, трехколесные велосипеды для взрослых и для перевозки больших грузов. Такова история велосипедов за 200 лет!
6. Физ.минутка.
Работа по теме урока.
А теперь давайте познакомимся с устройством велосипеда
Поработайте в парах с.22 учебника и заполните на листах недостающие слова.
Практическая работа
1. управление велосипедом доверяют ему – РУЛЬ
2. самая главная часть, к которой прикреплены другие его компоненты – РАМА
3. они служат для передачи мускульного усилия на колеса – ПЕДАЛИ
4. они служат для смягчения хода велосипеда – ШИНА
5. наружная часть колеса, на которую крепят шины – ОБОД
6. соединяют центр колеса с ободом – СПИЦА
7. предмет, на который садятся в момент передвижения - СЕДЛО
- Молодцы, вы теперь знаете.
Рассмотрите рисунки на с.23 Мудрая Черепаха приглашает порассуждать о том, нужен ли современному человеку велосипед? В городах есть общественный транспорт, личное автомобили .
Для чего нужен велосипед? ( интересен детям, можно быстро передвигаться, совершать совместные поездки всей семьей, укрепляет здоровье, велосипедный спорт (гоночные ) При езде на велосипеде сохраняется чистота окружающей среды
Решение проблемной ситуации.
Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать свое мастерство и убрал руки с руля, снял ноги с педалей. Чем закончится такая езда?
Посмотрите на знаки. - кто знает, что они обозначают?
Велосипед, изображенный на синем фоне – разрешающий знак. Он обозначает велосипедную дорожку, то есть то место, где вы сможете ехать.
Любой знак в красном круге – запрещающий. В этом месте нельзя ехать на велосипеде.
- С какого возраста можно выезжать на дорогу?
- Где можно кататься на велосипеде?
- Можно ли вам выезжать на проезжую часть? Зачитаем текст с.23 учебника
10. Работа по теме урока. Виды велосипедов.
– Молодцы! Ребята, давайте посмотрим друг на друга, мы все разные. Маленькие и большие, сильные и слабые, дети и взрослые. И каждый человек при желании должен подобрать велосипед для себя. Какие велосипеды знаете вы? Все велосипеды делятся на дорожные, спортивные, подростковые, детские и специальные. Мне хочется показать вам разные велосипеды.
Дорожный – это велосипед для езды по городу и небольших прогулок по ровной местности.
Спортивный – позволяет совершать длительные прогулки, для занятий спортом.
Подростковый – для ребят подросткового возраста.
Детский – для детей. Чаще всего это первый велосипед у ребёнка.
Велоколяска – это велосипед и коляска.
Тандем – 2 местный велосипед, оба седока вращают педали, а контроль над управлением осуществляет едущий впереди.
Грузовой – для перевозки небольших грузов.
Цирковой – колёсное транспортное средство для выполнения цирковых трюков.
9. Работа в тетради стр.18 №1 пронумеруй №3 в паре
12. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Наше виртуальное путешествие в страну вещей на сегодняшнем уроке подходит к концу.
- А теперь давайте вернемся к нашей игре в начале урока (Игра «Верите ли вы, что…»)
Что нового вы узнали на уроке?
Какое задание вам больше понравилось?
На каком этапе вам прошлось особенно трудно?
Сравните свои ответы с выводом в вашем учебнике на странице 23. Одинаковые ли они?
- Оцени свою работу.
5. Домашнее задание:
1)Ответить на вопросы в учебнике стр. 23
2)Рассказать своим близким обо всём, что узнали.