СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Л.Н. Толстой. Акула"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консект урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Л.Н. Толстой. Акула"»


Тема урока:

Л. Толстой «Акула»


Цели:

  • ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Аку­ла»;

  • обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам;

  • находить нужный отрывок в тексте по вопросам;

  • понимать тему и главную мысль рассказа;

  • прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

  • планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности;

  • по­нимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному;

  • определять средства художественной вырази­тельности в прозаическом тексте.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; кар­точки (текст речевой разминки, задания).


Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

  • С биографией какого писателя познакомились на прошлом уроке?

Ответ: Познакомились с биографией Л. Н. Толстого.

  • Какие сообщения вы подготовили? Расскажите. (Пересказ текста детьми.)

  • Что писал Л. Н. Толстой?

Ответ: Л. Н. Толстой писал рассказы, сказки, были, басни.

  • Рассказы, сказки, были, басни – что это такое?

Ответ: Жанры художественной литературы.

О чём пишет этот автор? Что его волнует? (Слайд 2)

Ответ: Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.


III. Введение в тему

  • Сегодня ознакомимся с ещё одним рассказом Л.Н. Толсто­го - «Акула».


V. Работа по теме урока

1. Словарная работа (Слайд 3 - 8)


2. Первичное знакомство с произведением (Слайд 9 - 42)

  • А теперь внимательно послушайте произведение и попробуйте представить и почувствовать всё, что услышите.

  • Какие чувства вы испытали?

Ответ: Страх, от­чаяние, радость...

  • Назовите самые волнующие моменты.

  • От чьего имени ведётся повествование?


V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение «эстафетой» до слов «Вдруг с палубы кто-то крикнул…»

  • Где происходило событие, о котором говорится в произведении?

Ответ: Событие происходило у берегов Африки.

  • Зачем матросы устроили купальню? Прочитайте.

Ответ: …к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

  • Кто находился на корабле?

Ответ: Два мальчика.

  • Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

Ответ:… им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

  • Как они плыли?

Ответ: Они плыли как ящерицы.

  • Как в литературе называется этот приём?

  • Ответ: Сравнение.

  • Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его това­рища?

Ответ: Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палу­бе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

  • Как понимаете выражение «Не выдавай! Поднатужься!»?

Ответ: Это значит не поддаваться, поста­раться победить, обогнать.


2. Чтение «в парах» до слов «Визг этот как будто разбудил артиллериста»

  • Какая опасность угрожала мальчикам?

  • Почему они её не замечали?

Ответ: Они смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.


3. Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 153.

  • Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?

  • Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.

Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Когда отца охватил страх?

Прочитайте, как автор описывает его состояние.

Ответ: Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам, отца охватил страх.

  • Ребята, почему, когда все пытались спасти мальчиков, ста­рый артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

Ответ: Его ско­вал страх за детей, за сына.

  • Найдите в этом отрывке сравнение.

Ответ: Бледный как полотно.

  • Когда так говорят?

Ответ: Так говорят о человеке, который побледнел (побелел) от испуга.

  • В начале урока мы Любовь побеждает всё!


4. Чтение в «наушниках» до конца текста.

  • Когда артиллерист стал действовать?

Ответ: Один из мальчиков оглянулся, увидел акулу и пронзительно взвизгнул. Визг этот как буд­то разбудил артиллериста.

  • Что он сделал?

Ответ: Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

  • Объясните выражение «сорвался с места».

 Ответ: Внезапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.

  • Найдите отрывок и отметьте слова-действия артиллериста.

Ответ: Сорвался, побежал, повернул, прилёг, прицелился, раздался выстрел.

  • Чем было вызвано такое решение?

Ответ: Такое решение было вызвано любовью к сыну.

  • Какие качества характера проявил артиллерист?

  • Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.

  • Каким же он был человеком? (Слайд 43)

  • Как вёл себя артиллерист после выстрела?

Ответ: Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.

  • Почему он так повел себя?

Ответ: Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.

  • Кто главный герой произведения?

  • Ответ: Артиллерист.

  • О чём это произведение?

  • Ответ: О любви отца к сыну. Именно это чувство побудило совершить такой опасный поступок. О смелости, отваге, героизме.

  • Что хотел показать нам автор этим рассказом?

Ответ: Показать переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.

  • Прочитайте народную мудрость. (Слайд 44)

Любовь побеждает всё!

  • Подходит ли она к произведению Л. Толстого? Почему вы так считаете.


VII. Рефлексия

V. Подведение итогов урока

  • С каким рассказом познакомились?

  • К какому литературному жанру относится произведение?


Домашнее задание

Подготовить пересказ текста, с. 152 – 155.