СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения "Г.Х. Андерсен «Снежная королева»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Г.Х. Андерсен «Снежная королева»"»

Технологическая карта

Предмет

Литературное чтение

Тема

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Дидактическая система

Перспективная начальная школа

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Знакомство с биографией писателя Г.Х. Андерсена и сказкой «Снежная королева».

Задачи урока

  1. Образовательная: познакомить учащихся с биографией писателя Г.Х. Андерсена и сказкой «Снежная королева».

  2. Развивающая: развивать внимание, воображение, память, речь.

  3. Воспитывающая: воспитывать интерес к чтению литературы.

Оборудование

Компьютер, проектор, презентация


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент


Здравствуйте, меня зовут Наталья Юрьевна!

И сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

Тихонечко садитесь.





Приветствуют учителя


Садятся

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Какой раздел из книги хрестоматии мы изучаем?

Давайте с вами вспомним, что значит авторские сказки? Что в них бывает?

Авторская сказка – это повествовательное произведение о вымышленных героях и событиях, имеющие одного автора.

Авторская сказка может быть написана на основе народного сказочного сюжета или иметь оригинальный авторский замысел. В сказке написанной автором, подробно и детально описываются характеры, внешность героев, их переживания и чувства. Автор показывает свое отношение к персонажам, событиям происходящем в сказке. Каждый автор создает свой неповторимый сказочный мир.

отвечают


Отвечают



Личностные: воспринимать речь учителя

Коммуникативные: умение слушать и слышать

Познавательные: умение рассказывать о том, что ты

Регулятивные: сравнивать правильность своей работы с эталоном

Открытие новых знаний.

Работа с учебником

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с датским поэтом, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых.

Кто догадался с каким автором мы сегодня продолжим знакомство?

А что он написал?

А что вы помните про Г.Х. Андерсена?

Сейчас я вам продолжу рассказывать про Г.Х. Андерсена, вы послушаете, а затем ответите на вопрос.

Родился Г.Х.Андерсен 2 апреля 1805 года в семье сапожника и прачки. Ганс очень любил свой дом, но в 14 лет он был вынужден его покинуть, потому что у него умер отец и Ганс сам должен был зарабатывать себе на жизнь. Ганс приезжает в столицу Дании Копенгаген. Там будущий писатель испытывает голод, холод, нужду. Он пишет стихи, пьесы, сказки и, наконец, его замечают и признают одну из его работ интересной.

По рекомендации директора одного из театров Ганса принимают в латинскую школу со стипендией.

Высокий, почти двадцатилетний юноша усаживается за парту с десятилетними школьниками.

Г.Х.Андерсен, настойчив: он учится и пишет новые стихи и пьесы. И вот начинают выходить его книги, и его имя становится известным не только в Дании, но в Швеции, Норвегии, Германии, Англии.

А теперь скажите мне, что вы запомнили об Г.Х. Андерсене?

Сейчас мы с вами начнем читать сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева», прочитаем мы первую и вторую истории сказки в сокращении.

Открываем стр. 67 (хрестоматии). Найдите историю первую. В тексте вы встретите слова, которые нужно будет посмотреть в толковом словаре. Посмотрите на стр.67, какое слово нужно посмотреть в толковом словаре?

Открываем толковый словарь и смотрим обозначение слова тролль. Кто нашел и скажет стр., где находиться это слово?

Кто прочитает вслух?

Тролль –  в скандинавской мифологии сверхъестественное, волшебное существо.

Хорошо, возвращаемся к хрестоматии. Я начинаю вам читать, а вы следите.

Первая история в сокращении закончилась.

Что вы почувствовали, читая первую историю сказки?

Давайте ответим на вопросы, которые нам даны на стр. 69.

Кто прочитает первый вопрос?

Какими свойствами обладало зеркало, которое изобрёл злой тролль?

«…зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное так и выпирало. Прекраснейшие пейзажи выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами! Лица искажались так, что и не узнать. Ученики тролля рассказывали всем, что сотворилось чудо.» (С.67)

Прочитайте вывод Маши (стр. 69). Вы соглашаетесь с её выводом?

Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или в сердце? Процитируй нужный отрывок из текста.

Как вы понимаете слово процитируй?

Процитируй - привести цитату, выдержку из текста.

Хорошо, найдите нужный отрывок в тексте, который и будет ответом на вопрос.

«А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи только дурное. Некоторым людям эти осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось, как кусок льда.» (С.69)

Давайте же узнаем, что произошло дальше и прочитаем вторую историю. Начинаем читать, следите.

Вторая история в сокращении закончилась.

Что вы почувствовали, читая вторую историю сказки?

Давайте ответим на вопросы, которые находятся после второй истории на стр.76.

Кто прочитает первый вопрос?

Часто ли общались Кай и Герда?

Кто прочитает следующий вопрос?

Как относились дети друг к другу?

«Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра». (С.70)

Какие строчки в начале этой части сказки подтверждают, что у детей общие интересы и увлечения?

«Родители позволяли мальчику и девочке ходить друг к другу по крыше в гости и сидеть на скамеечке под розами. Как чудесно им тут игралось! …Но дети нагревали на печи монеты, прикладывали их к замерзшим стеклам, и сейчас же оттаивало чудесное круглое отверстие, а в него выглядывал веселый, ласковый глазок — это смотрели, каждый из своего окна, мальчик и девочка, Кай и Герда.» (С.70)

При каких обстоятельствах Кай впервые увидел Снежную королеву?

«Поздно вечером перед сном Кай вскарабкался на стул у окна и поглядел в оттаявший на стекле кружочек. За окном порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек.» (С.71)

Какой она показалась мальчику, что он почувствовал?

«Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя.» (С.71)

Догадываешься, почему Снежная королева явилась именно Каю?

Что произошло с Каем летом?

Почему изменилось его отношение к Герде и другим людям?

«Теперь его сердце должно было стать как кусок льда! Боль прошла, но осколки остались.» (С.73)

А в чём он видит красоту теперь? Из каких фрагментов текста это понятно?

«И забавы его стали теперь совсем иными, такими мудрёными. Раз зимою, когда шёл снег, он явился с большим увеличительным стеклом и подставил под снег полу своей синей куртки. … Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво! ... Гораздо интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!» (С.73-74)

Найдите в тексте то место, где Кай преодолевает границу обычного мира и попадает в волшебный мир.

«Вот они выехали за городские ворота. Снег повалил вдруг хлопьями, и стало темно, хоть глаз выколи. Кай громко закричал — никто не услышал его. Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробы. …В тот же миг Снежная королева взвилась с ним на чёрное облако.» (С.74)

Какими глазами мальчик теперь смотрит на Снежную королеву, кажется ли она ему неживой и холодной?

«…большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина — Снежная королева; и шуба, и шапка на ней были из снега.» (С.75)

Боится ли её Кай? Подтвердите строчками из текста.

«Кай весь дрожал. …Поцелуй её был холоднее льда, пронизал его насквозь и дошёл до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным. Каю казалось, что ещё немного - и он умрёт… Но только на минуту, а потом, напротив, ему стало так хорошо, что он даже совсем перестал зябнуть. …Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. …Он совсем не боялся её и рассказал ей, что знает все четыре действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей, а она только улыбалась в ответ.» (С.74-75)

Ребята, а теперь самостоятельно прочитайте на стр.77, как коротко пересказала Евдокия Васильевна третью и четвертую истории из сказки. А потом вы кратко перескажите эти истории.

Я вижу вы все прочитали, так Евдокия Васильевна кратко пересказала третью и четвертую истории, а кто захочет прочитать их полностью, может взять книгу в библиотеке и прочитать.

Кто может так же кратко пересказать третью и четвертую истории? Это и будет краткий пересказ.






Г.Х. Андерсен

Отвечают


























Отвечают





Открывают хрестоматию



Тролль

Смотрят обозначение слова в толковом словаре






Следят по тексту




Отвечают




Читают вопрос


Зачитывают ответ













Отвечают




Зачитывают ответ








Следят по тексту




Отвечают




Читают

Отвечают

Читают

Зачитывают ответ




Зачитывают ответ









Зачитывают ответ








Зачитывают ответ






Отвечают

Отвечают


Зачитывают ответ





Зачитывают ответ











Зачитывают ответ








Зачитывают ответ





Зачитывают ответ















Читают







Пересказывают

Личностные: воспринимать речь учителя

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать;

умение оформлять мысли в устной речи;

выражение своих мыслей с достаточной плотностью и точностью;

Познавательные: умение рассказывать о том, что ты знаешь;

умение организовывать свою деятельность

Регулятивные: сравнивать правильность своей работы с эталоном















Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Рефлексия.

Давайте с вами повторим, с каким автором сказок мы сегодня продолжили знакомиться?

Какую сказку мы с вами читали?

Молодцы!

Домашнее задание:

Ганс Христиан Андерсен

«Снежная Королева»

Познавательные:

умение рассказывать о том, что ты знаешь



Учитель: ________________________

Методист: _______________________