Открытый урок
по литературному чтению
(обучению грамоте)
Урок подготовила и провела
учитель начальных классов
МКОУ «Васильевская СОШ»
Яковлева Г. И.
Февраль, 2025г.
Урок литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс
Тема урока: «Обобщение знаний о буквах. Русский алфавит».
Цель урока: обобщить знания о буквах русского алфавита и звуках обозначаемых ими.
Задачи урока: познакомить с использованием алфавита в окружающей жизни, показать необходимость знания алфавитного порядка букв;
обогащать речь учащихся;
формировать навыки сотрудничества при работе в группе;
развивать творческие способности;
воспитывать интерес к русскому языку и литературному чтению;
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;
Метапредметные результаты:
познавательные универсальные учебные действия
регулятивные универсальные учебные действия
- планировать действия по решению учебной задачи:
коммуникативные универсальные учебные действия
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
Предметные результаты:
- правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
Оборудование:
Ход урока
Организационный момент. (Слайд 1)
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Ребята, мне хотелось бы, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю вам успеха и удачи.
Если вы внимательно послушайте песенку и посмотрите на экран, то сможете определить, тему нашего урока, а также предположить, чем мы будем заниматься на уроке.
Самоопределение к учебной деятельности.
Просмотр видеоролика о буквах алфавита.
– Как вы думаете, почему все буквы пришли к нам в гости?
– Что хотелось бы буквам увидеть на нашем уроке?
3. Сообщение темы, цели урока. (Слайд 2, 3)
Тема нашего урока «Обобщение знаний о буквах. Русский алфавит». Ребята, вот к нам пришли на урок все изученные буквы, а что мы можем сделать с буквами?
Обсуждение ситуации
Актуализация знаний.
Дети высказывают свои предположения. Учитель обобщает и делает вывод:
Алфавит – это расположение букв в установленном порядке. Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», вторая в это время называлась «вита», получилось слово «алфавит».
Двумя словами — «алфавит» и «азбука» — обозначают одно и то же. Слово «алфавит» состоит из названий первых двух букв греческого алфавита: «альфа» и «вита». Взятые вместе (в несколько изменённом виде), они и образуют слово «алфавит». Русское слово «азбука» состоит из названий первых двух букв русского алфавита. Первая буква русского алфавита в старину называлась «аз», вторая («бэ»)— «буки». Из этих названий и образовалось слово «азбука».
Так и живут у нас слова–синонимы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и тоже. Все буквы азбуки (или алфавита) расположены в установленном порядке, и каждая буква имеет свое название. Давайте назовем все буквы русского алфавита.
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Для вас родным языком считается таджикский язык. Как вы думаете, а может, кто и знает, сколько букв в таджикском алфавите? (35)
- Посмотрите на экран. (Слайд 5)
- Обратите внимание, что большинство букв одинаковых, обучаясь русскому языку, вы сможете читать и писать на таджикском языке, а устной таджикской речью вы владеете хорошо.
4. Включение в систему знаний, повторение.
1) Давайте попробуем угадать, о каких буквах идет речь.
1. Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)
2. В этой букве нет угла – до того она кругла.
До того она кругла – укатиться бы могла. (О)
3. С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф)
4. На эту букву посмотри – она совсем как цифра 3. (З)
5. Палочка и палочка, между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква … (М)
Ж О Ф З М
И А Е Я Ю
К Т Ь В У
Й Щ Ч Р
(бук, зуб, куб, указ, база, бак)
Посмотрите на экран и прочитайте слова.
АЗБУКА
ШКОЛА
ЖУК
- Что может объединять эти слова?
Мы поработаем с учебником на стр. 76-77. (Слайд 15)
Чтение диктором стихотворения К. Льдова «Господин учитель Жук».
- Кого называют господином?
Господин – это один из вариантов вежливого обращения.
В стихотворении нам встретилось много незнакомых слов и словосочетаний.
«Не шалите», как вы думаете, что это такое? (не балуйтесь)
«жаркое» (мясное блюдо)
«кума» (названная мама)
«цыган» (народность индийского происхождения)
«махая розгой» (размахивать плеточкой)
Чтение стихотворения учащимися. Беседа по содержанию.
- В какое время года открыл школу для насекомых учитель Жук?
- Какие насекомые были учениками в этой школе?
- Все ли ученики прилежно занимались? Назовите учеников, которые нарушали дисциплину на уроке?
- Как вы считаете, добрый или строгим был учитель Жук?
-- Назовите все выделенные буквы (хором)
- Обо всех ли изученных буквах идет речь в стихотворении?
Каких букв не хватает?
Систематизация знаний.
Пройдите к барабану, вы должны назвать слово на букву, на которую укажет стрелка.
2)А для чего нужен алфавит?
Расположите свои имена в алфавитном порядке.
3)Найти слова в ленте букв.
ВЗУСЗПЗИМАКЗФСЗНАКВЗВОНОКВЗАМОКОКН
4)Учитель рассказывает о выставке книг, посвященной 80-летию Великой Победе.
Книги на выставке нужно расположить в алфавитном порядке.
5)Буквы ещё приготовили вам одно задание.
Какие буквы спрятались?
Подведение итога урока.
- Сколько букв в русском алфавите?
- На какие группы можно разделить все буквы русского алфавита? (на доске составляется схема)
Давайте дадим характеристику каждой группе.
Гласные – ударные или безударные.
Согласные – звонкие или глухие, твердые или мягкие, парные или непарные.
8. Рефлексия.
- Что узнали нового на уроке?
- Какие задания были для вас наиболее интересные?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке.