СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Где живут слоны?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Где живут слоны?"»

Проверено:


Конспект урока по окружающему миру

УМК ШКОЛА РОССИИ
Класс 1
Тема:
«Где живут слоны?»
Цель: познакомить учащихся с жарким районами Земли и их обитателями.
Задачи:
1. Образовательная - научить определять географическое положение Саванны и Тропического леса;
2. Воспитательная - воспитать умения общаться: учитель – ученик

ученик – ученик;
3. Развивающая - развить логическое мышление на основе отработки логических операций:
1) анализ при выделении признаков и видов животных;
2) синтез при формулировке вывода.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся показывать на глобусе и называть экватор и жаркие районы Земли; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Оборудование:
картинки с изображением животных саванны и тропического леса, глобус, загадки про животных.

Ход урока

1.Организационный момент (1 мин)
- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок «Окружающий мир».
Посмотрите все ли у вас готово к уроку. У вас на парте должны лежать: пенал, учебник, тетрадь.
2.Проверка домашнего задания (5 мин)
(показываю глобус)
- Дети, а что это за предмет?
- А что на нем мы можем увидеть?
- Верно, глобус - это уменьшенная модель Земли.
- Какие холодные районы Земли вы уже знаете?
- А где расположен Северный ледовитый океан?
- Назовите мне животных которые обитают на территории Сев. лед. океана?
- Молодцы, а теперь вспомним, где расположена Антарктида на глобус?
- Кто обитает на её территории?
1. На суше:
Пингвины
Морской леопард
2. В воздухе :
Альбатрос
3. В воде:
Ледяная рыба
- Молодцы ребята, а теперь немного отдохнём и сделаем разминку.
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.


3. Актуализация знаний (5 мин)
- Я подготовила загадки мальчикам и девочкам.
- Итак, загадка для мальчиков.

У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя — маленький хвост,
Спереди зверя — хвост большой.
Кто же это? Кто он такой?
(Слон.)

- Правильно, молодцы!
- А теперь загадка для девочек.

Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос
Лет тыщу рос. (Слон.)

- Молодцы! Ребята, что общего в этих загадка? (отгадка)
- А кто знает, где живёт слон? Где тепло или холодно?
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О животных, живущих в жарких районах Земли.)
- На прошлом уроке вы познакомились с холодными районами Земли и их обитатели. А сегодня как вы поняли, будем говорить о животных, живущих в жарких районах Земли.
- Молодцы!

4.Изучение нового материала (19 мин)

- Откройте учебник. Прочитайте тему урока на с. 14 учебника.
(Где живут слоны?)
- А теперь прочтём, что нового мы узнаем на уроке.
- Перейдём к практической работе. Прочтите 1 предложение.
- Ещё раз вспомним, где находятся холодные районы Земли
(на северной части полушария и на южной части)
- Молодцы!
- Кто уже знает про линию на глобусе, которая называется экватором?
- Как вы думаете, где она расположена?
(показываю)
- Экватором называют предполагаемую линию, которая делит нашу планету на два полушария(северное и южное)
- Прочтите следующее предложение.
- Что мы сейчас узнали?
- Мы узнали, что жаркие страны Земли находятся по обе стороны экватора (показываю)
- Сегодня мы отправимся в экспедицию (путешествие) в саванну и тропический лес.

- Сейчас я прочитаю отрывок из рассказа «Саванна-страна дремучих трав»

Прежде всего, саванна – это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже – деревья. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди выпадают редко. Стебли – узкие , чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги. Для этой же цели колоски у этих растений спрятаны за чешуйками.

- А теперь рассмотрим 1 картинку. Это изображение саванны и её обитателей.
- Внимательно рассмотрите картинку! Много ли растительности на картинке?
- Верно, саваннами называются открытые места в жарких странах, покрытые травяной растительностью с редко растущими деревьями и кустарниками.

- Скажите, а кто обитает в саваннах?
(делю доску ну 2 части, на одной пишу Саванна и ниже её обитатели )

- Как вы думаете, какая погода в саваннах?
- Тепло или холодно?

- Молодцы, там действительно очень жарко.


Физминутка
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

- Прежде, чем мы отправимся в тропический лес, послушайте рассказ «В тропическом лесу».


 Здесь всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё и ещё меньше. Далее кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы. 


- Посмотрите на картинку, это тропический лес.
- Внимательно рассмотрите картинку! Много ли растительности на картинке? Много изображено деревьев и кустарников?
- Молодцы, в жарких районах густые влажные леса, богатые растительностью, называют тропическими лесами.
- Скажите, кто обитает в тропических лесах?
- Молодцы!

- Как вы думаете, какая погода в тропических лесах?
- Чем похожи эти районы? (Здесь жарко, есть растительность)
- Одних и тех же или разных животных можно встретить в этих районах? (Могут встречаться как одинаковые животные, так и разные)
- Расскажу вам немного о слонах.

- Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и добрые животные.
- Как мы уже определили, существуют два вида слонов. Назовите их,

- Что такое бивни?

- Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами.

- Для чего слону такие большие уши?

- Своими огромными ушами слон обмахивается, когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой. 

- Что такое хобот? Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы.

- Давайте сравним Африканского и Индийского слона?

- Посмотрите внимательно, есть ли у них сходства и различия?



Слоны

Африканские

Индийские

Ноги


Короче

Тело


Массивнее

Спина

Вогнутая

Выпуклая

Уши

Большие

Маленькие

Бивни

У самцов и самок

Только у самцов
Короче и легче

Шерсть

Меньше

Сильнее



5. Закрепление (5 мин)
(краткие сведения о животных жарких районов)

- Чтобы узнать о ком будет идти речь, предлагаю отгадать загадки!


Кто в песок зарылся носом?

Вот ответ на все вопросы:

«Если страшно, я стараюсь

спрятать голову. Я ... (СТРАУС)».



Страусы

Самые крупные птицы в мире — страусы. Их высота 2,5 м, а вес 50 кг.

У страусов длинная шея, покрытая пухом, и маленькая голова, красивое черное или серое оперение, а крылья и хвост белоснежные. Страусы не умеют летать, и крылья им служат для украшения.

Страусы — птицы сильные и задиристые, к тому же них отличное зрение. Они сразу замечают подозрительного зверя и сами бросаются ему навстречу. Удар ноги страуса очень сильный. Увидев опасность, страус подает сигнал, и животные убегают.


Эта птица, как из сказки,
перья все имеют краски.
Хвост, как веер-опахАло
и длины такой немалой.
Чей же хвост красивый, длинный?
Дети, это же...(Павлина)

 

Обыкновенный павлин - это крупная птица.

У него довольно длинная шея, маленькая головка, увенчанная хохлом - короной из тонких перьев. Ноги высокие, крылья короткие. У самки хвост средней длины. А хвост самца необыкновенно красив. Он распускает его огромным веером. Верхние перья переливаются синими, зелеными, рыжими тонами. Они и создали павлину славу самой красивой птицы.


- Кто теперь сможет ответить на вопрос урока: где живут слоны? (В жарких странах: саванне и тропическом лесу.)

6. Рефлексия (4мин)
- С какими жаркими районам мы познакомились?
- Что такое экватор?
- Где находится экватор?
- Где жаркие районы расположены на глобусе?
- Назовите животных Саванны
- Назовите животных тропических лесов?
- Как приспособились животные?


7. Домашнее задание (1 мин)

Стр. 14-15.

- Подумайте, как животные приспособились к жизни в саванне, тропическом лесу.



Список литературы:

  1. О.Д. Ушакова. Загадки, считалки, скороговорки.– СПБ. – :Издательский дом литера, 2007.

  2. Я.Марголин; Где у растения дом; От а до я со всеми остановками.– Москва.: Детская Литература, 1981.

  3. Ганейзер Г. Георгафия в картинках. – М.: Детская литература, 1971.

  4. Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 1 класс: К учебному комплекту А. А. Плешакова “Мир вокруг нас: 1 класс”. – М.: Издательства “Экзамен”, 2005.

  5. https://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/konspekty-urokov-v-nachalnoi-shkole/konspekty-urokov-1-klas/urok-okruzhayuschego-mira-1-klas-gde-zhivut-slony-shkola-rosi.html





























Оценка: