СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Обращение в русском языке"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обращение в русском языке"»

МБОУ «Гимназия № 35»











Тема урока: «Обращение»

5 класс











Подготовила: учитель русского языка и литературы

Магомедова З.М.















Цели:

  • Сформировать представление об обращении, его роли в предложении

  • Учить находить обращение в предложении

  • Учить отличать подлежащее от обращения

  • Учить постановке знаков препинания при обращении

  • Развивать устную и письменную речь учащихся

Задачи: обучающие: формирование умения работать с текстом;

развивающие: развивать способность анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность, развивать устную и письменную речь обучающихся;

воспитательные: развивать коммуникативные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания, работать в парах,

коррекционные: коррекция устной и письменной речи, активизация и расширение словарного запаса, памяти, мышления.

Оборудование: компьютер, экран, учебник.



Ход урока.

1.Оргмомент

Друзья мои, здравствуйте! Прошу вас присесть. Все ли готовы к работе? Всем ли удобно? Вижу по глазам, что вам отчаянно хочется приступить к занятию. Справились с домашней работой? Есть вопросы? Домашнее задание мы с вами проверим чуть позже. Сдаем тетради. Записываем число.

2. Повторение пройденного

(Актуализация имеющихся у детей представлений об изучаемом предмете – синтаксисе.)

– Запишем сегодняшнее число, оставим, как всегда, строчку для записи названия темы, запишем эпиграф:

Чего тебе надобно, старче?
А.С. Пушкин

– Ребята, перефразируя слова поэта, спрошу у вас: что нужно вам, лицеистам? (возможны разные варианты ответов, но среди них обязательно будут: хорошие знания, отличная успеваемость и т.п.)

– Цель нашего урока: повторить пройденный материал и изучить новую тему, а значит, понять значение научного решения вопроса для человеческой жизни. “Какого?” – спросите вы. Узнаете после того, как успешно вспомните изученный материал.

– Прослушайте предложения. Назовите слова, с помощью которых герои Пушкина обращаются к другим героям.

• Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи…

• Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

• Балдушка, погоди ты морщить море…

А Балда приговаривал с укоризной:

• “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.

  • Не губи меня, девица!

- К кому обращаются герои Пушкина?

Выводы после наблюдений:

– Кого называют обращения? (Обращение называет того, к кому обращаются с речью.)

- Из скольких слов состоит обращение?

- На что будут указывать прилагательные при обращении?



3. Актуализация знаний

Далее нам нужно разобраться как отличить подлежащее от обращения.

Запишем и сравним:

– Прочитайте предложения:

  • Засмеялся Балда лукаво:
    “Что ты это выдумал, право?”

  • Чем вы, гости, торг ведёте
    И куда теперь плывёте?

– Назовите личные местоимения в обоих предложениях.

– Какими членами предложения они являются?

– Как вы думаете, являются ли они обращением? Называют ли они того, к кому обращаются с речью?

– Назовите обращение (гости).

Выводы после наблюдений:

– Местоимения ты и вы не должны использоваться в качестве обращений. Кто их использует в речи в таком качестве, тот некультурный человек.

4. Синтаксический разбор последнего предложения.

1. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями по схемам устно.

1) Ребята жили дружно.(восклиц.) Лиза2) Пятиклассники рисуют героев сказок. Кристина 3) Дети любят сказки Пушкина.(вопрос.) Лора

5. ИНД. КАРТОЧКИ

Карточка 1

Восстанови текст, вставив недостающие обращения, подчеркни их галочками.

1) Ты,…………………….., всех милее, всех румяней и белее.

2) Отпусти ты меня в море, ……………………

3)………………….., ……………..! Мой дружок, позолоченный рожок!

4) Зачем, ………………………………… , ко мне пожаловал?

5) Выпросил, ………………………..… , корыто!

Слова для справок: Месяц, месяц; царица; добрый молодец ,старче; дурачина.

Карточка 2

Вставь пропущенные буквы. Найди обращения, напиши над ними О, подчеркни их галочками.

Со...нце, со..нце, ты откуда?

Я из зорьки з...лотой!

Дождик, дождик, ты откуда?

Я из тучки гр...зовой!

Ветер, ветер, ты откуда?

Я из дальней ст...роны!



- Зачем выполнили синтаксический разбор?

- Что учились делать?

их в своей речи.

6.Первичное закрепление.

Цифровой диктант.

Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены).

1. «Здравствуй князь ты мой прекрасный!»

2. Князь бродил по лесу.

3. «Смилуйся государыня рыбка…»

4. Золотая рыбка уплыла в синее море.

5. Балда напугал чертей.

6. «Зачем ты Балда к нам залез?»

Самопроверка. (ответы на обороте доски)

7.Рефлексия. Подведение итогов.

– Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте все, что мы узнали, оформим в единый ответ. Закончите предложения:

11 слайд.

  • Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,___________________.

  • В устной речи обращение выделяется__________________________________________,

  • а в письменной ____________________________________________________________.

  • Обращение может быть по составу ____________________________________________.

  • Обращение не является______________________________________________________.

  • Слова ты и вы _____________________________________________________________.

  • Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится___________________________________________________________________.

– В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.

В повседневной жизни вам пригодится тема, которую мы изучали?

8. Домашнее задание: упр. 215, стр. 99. или из сказок А.С. Пушкина выписать 5 предложений с обращениями с разной эмоциональной окраской. Обозначить обращения.

9.Выставление оценок.