СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКСЭ "Пасха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ "Пасха"»

Урок: ОКРСЭ. 4-й класс.

Тема: «Пасха».

Цели урока:

Образовательные:

  • узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель.

Развивающие:

  • усвоить значение Поста как приготовления христиан к празднованию

Пасхи

Воспитательные:

  • осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни.


Задачи урока: ознакомление и обобщение знания учащихся о празднике Пасхи в русской православной культуре.


Краткий план урока:

Организационный этап:

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания

Основная часть:

а) Постановка темы и целей урока

б) Объяснение нового материала.

в) Практическая работа.

Подведение итогов урока:

а) Вопросы по пройденному материалу.

б) Домашнее задание.


Оборудование:

  1. Учебник по ОРКСЭ 4 класс Кураев А.В.

  2. Презентация





Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Примечания

1.

Оргмомент.

1 мин.

Приветствие.

- Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения.


Проверка готовности учащихся к уроку.

Встают.

Выполняют просьбу учителя.




Проверяют наличие предметов.


2.

Проверка домашнего задания.

5 мин.

-Расскажите, почему Бог решил вочеловечиться?

- На какой горе казнили Христа?

- Расскажите о жертве Христа.

-Что такое голгофа?

- Какая символика есть у креста?


Дают подробный ответ на вопросы.


3. Основная часть

1. Постановка целей и темы урока.


5 мин.

-Каждый сезон сопровождается праздниками, какие праздники празднуем летом, осенью, зимой?

-Сегодня мы посвятим наш урок одному известному празднику, который отмечают все христиане. Послушайте стихотворение.

-Когда мы слышим слова «Христос Воскресе»? (Слайд 1)

- Когда отмечают этот праздник?

- Какими словами можем ответить на это стихотворение? (Слайд 2)

-Что бы хотели еще узнать?

Сегодня на уроке мы узнаем: (Слайд 3)

-Что воскресенье не только день недели.

-Что такое Пасха.

-Как празднуют пасху.


Отвечают на вопрос.


Слушают.



Отвечают на вопросы. Просматривают презентацию.





Определяют цели и тему урока.





(см. прил. №1)

2.

Изучение нового материала.

20 мин.

- История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. (Слайд 4)

- Какое ещё слово, схожее по звучанию со словом “воскресе” вы знаете? (карточка: - Воскресенье)

- Как вы проводите воскресенье с семьей?

Воскресенье - седьмой день недели, когда люди отдыхают от повседневной суеты, этот день очень важен для христиан. В этот день мы посещаем церковь, слушаем проповеди. Этот день считается главным для всех членов семьи как день духовного очищения.

- Кто-нибудь из Вас был в нашем храме? (Слайд 5-6)

- С какой целью вы посещали храм?

-Какие правила необходимо соблюдать при посещении храма?

- Какие церкви вы знаете в Барятинском районе?? (слайд 7-8)

- Слово “воскресенье” как название седьмого дня недели этимологически связано со словом “воскресение”

-Как вы думаете, что еще может означать слово воскресение?

-Давайте обратимся за помощью к учебнику (с.39, 4 абз.)

- Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

- От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа?

Русская пасха.

- В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – ПАСХА ХРИСТОВА (буквально слово “пасха” в переводе с древнееврейского языка означает “переход”, “избавление”). (Слайд 9)

-Чем сопровождается пасха?

- Празднику Пасха предшествует сорокадневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу (мясо, яйца, молоко и все молочные продукты не употребляют в пищу), дети старались не шуметь.

- Для встречи праздника Пасхи православные христиане собираются в храмах. Самая торжественная часть пасхального богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажженными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны. (Слайд 10)

Прослушивание пасхального гимна.

-Какое настроение передает гимн?

-Какие картины представляются при прослушивании?

- Послушайте стихотворение о Пасхе.

- Какие чувства вызывают у вас эти строки?

-В учебнике прочитайте стихотворение А.Н.Майкова, как описывает автор пасху. (У.с.42)

Традиции празднования.

-Как вы отмечаете этот праздник с семьей?

- За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова “Христос Воскресе!” - “Воистину Воскресе!” Свершается Крестный ход вокруг церкви.

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

Поскольку к пасхе готовились сорок дней, то и празднуют её тоже сорок дней подряд.

Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба повторяется по утрам.

- Главный подарок этого праздника пасхальное яйцо. (Слайд 11)

- Принято ли в вашей семье красить яйца? Поделитесь своими впечатлениями.

- Способов украшать яйца много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. (Слайд 12) Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки.(Слайд 12) Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. (Слайд 12)

- Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: “Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова”. Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

И какой праздник без игр!

- Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?

1) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель.

2) Яйца стукали друг об друга. У кого яйцо не треснуло, тот считается победителем.

3) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл.


Слушают. Отвечают на вопросы учителя.







Рассказывают о воскресном времени провождения с семьей.









Отвечают на вопросы. Просматривают слайды.



Вспоминают правила посещения храма.



Слушают.






Читают по учебнику. Отвечают на вопросы.






Слушают. Смотрят слайды.










Отвечают на вопросы.




















Слушают гимн.









Читают стихотворение.




Отвечают на вопросы.


Слушают.




















































Делятся впечатлением.



Просмотр презентации.




































Вспоминают пасхальные игры.







( см.прил. №3)














































(см. прил. № 2)






3.

Практическая работа.

10 мин.

И мы попробуем сегодня с вами украсить хотя бы одно яичко. На каждом столе в красивой коробочке находятся материалы, необходимые для этого.

-Прежде чем наносить узор на яйца, продумайте, каким будет узор.

- Затем карандашом нанесите узор на яйцо.

- Раскрасьте яйцо, дайте ему высохнуть.

Выполняют практическую работу.




Обдумывают узор.


Наносят узор.



Раскрашивают яйцо.


4.

Подведение итогов урока.


3 мин.

- Что было для вас новым на уроке?

- О чем вы расскажете дома родителям?

- Почему Пасха – самый радостный праздник для православных?

Праздник Пасхи утверждает победу над смертью, избавление от греха. Каждое воскресенье это малая Пасха. В этот день мы особо должны проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Я вам желаю, пусть ваша душа будет светлой, и постоянно чувствуйте живую связь со Спасителем.


Отвечают на вопросы учителя.






Слушают.


Домашнее задание.

1 мин

Расспросить бабушку или дедушку, как они в детстве отмечали праздник Пасхи.

Записывают домашнее задание.











Приложение. №1.

Христос Воскрес! Скворцы поют,

И, пробудясь, ликуют степи.

В снегах, журча, ручьи бегут

И с звонким смехом быстро рвут

Зимою скованные цепи.

Еще задумчив темный лес,

Не веря счастью пробужденья.

Проснись! Пой песню Воскресенья –

Христос Воскрес!


Приложение №2.

Пасха наступила –

Радость охватила:

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес!

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

П

ВОСКРЕСЕНЬЕ

риложение № 3.

4