8 класс биология
Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови.
Цели:
Образовательные: формирование представлений о внутренней среде организма, о гомеостазе и значении его постоянства; углубление представлений о составе и функциях крови.
Воспитательные: воспитание усидчивости, внимания, аккуратности ведения записей, формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Развивающие: Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, умений добывать информацию из разных источников.
Планируемые предметные результаты:
Называют компоненты внутренней среды организма, форменные элементы крови. Описывают химический состав плазмы, функции крови, значение внутренней среды организма. Объясняют взаимосвязь формы и строения эритроцитов с их функциями. Называют форменные элементы крови, кроветворные органы.
Метапредметные результаты обучения:
Овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений освоение приемов исследовательской деятельности; формирование приемов работы с информацией; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.
Оборудование: Учебник, тетрадь, проектор.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний: каким образом связаны органы и системы в единое целое? Что такое гомеостаз?
Постановка целей и задач урока.
Записывают определение, состав внутренней среды
Внутренняя среда организма – совокупность жидкостей, которые связывают в единое целое все его части и осуществляют обмен веществ между ними.
Состав:
1. Кровь (5 л, 7% массы тела)
2. Лимфа (2 л)
3. Тканевая жидкость (10-15 л)
Взаимосвязь жидкостей организма:
кровь
↓↑ ↖
тканевая жидкость → лимфа
Какие функции выполняет кровь? Работают с учебником
Функции крови:
1. Транспортная:
- дыхательная (кислород и углекислый газ)
- трофическая (питательные вещества)
- выделительная (продукты обмена веществ)
- регуляторная (гормоны)
2. Защитная:
- иммунитет
- свертывание
3. Терморегуляторная (распределение тепла)
4. Поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды)
Рассказ учителя. Демонстрация слайдов электронного приложения. Заполнение таблицы
Состав крови:
1. Плазма (55-60%)
2. Форменные элементы (40-45%)
Состав плазмы:
- вода: 90%
- сухое вещество: 10%
- неорганические вещества: Na+, K+, Ca2+, Cl-, HCO3-, HPO42-
- органические вещества: белки (альбумины, глобулины, фибриноген)
глюкоза
липиды
Характеристика форменных элементов
признак | эритроциты | тромбоциты | лейкоциты |
количество | 4,5-5 млн/мм3 | 400 тыс/мм3 | 6-8 тыс/мм3 |
размеры | 7 мкм | 1-4 мкм | 7-20 мкм |
форма | двояковогнутые диски | осколочная (плоская) | непостоянная, способны к амебоидному движению |
цвет | красные | бесцветные | бесцветные |
ядро | нет | нет | есть |
разновидности | нет | моноциты, нейтрофилы, лимфоциты | нет |
срок жизни | 120 дней | 5-10 дней | от нескольких часов до нескольких десятков лет |
образование | красный костный мозг (у плода – печень) | красный костный мозг | красный костный мозг, селезенка, тимус, лимфоузлы, лимфоидная ткань миндалин и кишечника |
разрушение | печень и селезенка | печень, легкие, селезенка | печень, селезенка, очаги воспаления |
значение | транспорт газов | свертывание крови | иммунитет |
Отвечают на вопросы:
Почему кровь, лимфу и тканевую жидкость называют внутренней средой организма?
Каковы основные функции крови?
Каков состав крови человека?
Что такое плазма и каковы ее функции?
Что вам известно о форменных элементах крови?
Почему организму важно поддерживать относительное постоянство внутренней среды?
Рефлексия.