СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе»

Урок литературы в 8 классе

Тема урока: За добро плати добром» по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Цели урока:

образовательная:

создать условия для определения главной идеи рассказа, художественной ёмкости слова писателя, изобразительно-выразительной силы деталей;

развивающая:

создавать условия для развития логического мышления учащихся, умения сопоставлять детали и образы, делать выводы;

воспитательная:

воспитывать в детях милосердие, любовь к ближнему.

Планируемые результаты деятельности:

Предметные:

ориентируются в тексте произведения, находят детали и ключевые слова,

характеризующие характеры героев, знают и определяют изобразительно-выразительные средства языка.


Метапредметные:

Личностные:

дают нравственную характеристику поступкам героев, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные:

осознанно и аргументировано строят речевое высказывание в устной форме, подтверждая примерами из текста, извлекают из текста нужную информацию, сравнивают, анализируют, делают обобщения и выводы.

Регулятивные:

определяют цель, составляют план действия по уроку, оценивают результаты работы

Коммуникативные:

умеют формулировать собственное мнение, слушать мнение других, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь


Организация образовательного пространства:

Оборудование: учебник, мультимедийная установка, карты самоконтроля, портрет К.Г.Паустовского, иллюстрации к рассказу, пословицы и поговорки о маме, запись песни С.Лазаревой «Мама». Словарные слова к тексту.

Пустельга – 1.хищная птица из семейства соколиных;

2.легкомысленный, пустой человек (разговорное, неодобрительное).


Есть на свете прекраснейшее существо, у

которого мы всегда в долгу – это мать…

М.Горький

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России с её неброской красотой. Вот как говорит о ней сам писатель: «Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля».

Паустовский – это человек и писатель, умеющий с необыкновенной мудростью и любовью к людям, всматриваться в мир, нас окружающий.

  1. Настоящая доброта… Какая она? (Попробуем ответить на этот вопрос, работая над рассказом Телеграмма»). Обратите внимание на карты самоконтроля, оценивайте себя на всех этапах работы.

  2. Работа в группах

При помощи каких выразительных средств автор помогает нам понять настроение героини? Как передаётся одиночество Катерины Петровны?

  1. Выступление групп

(Обобщение ответов учащихся, дополнение)

Метафоры, олицетворения, эпитеты, ключевые слова).

(один только маленький подсолнечник.., единственным живым существом в покинутом доме, ему некуда идти…,озябший. облетевший, )

  1. Послушайте внимательно текст письма Катерины Петровны и ответьте на вопрос: Какой вы себе представляете героиню?

Что удивило вас в письме?

Вывод (Образ Катерины Петровны очень цельный. Она и окружающий мир – единое целое.)

  1. Ребята, а вы обратили внимание на то, что на страницах текста, рассказывающих о жизни Насти, нет описания природы?

Почему, как вы думаете?

Найдите описание внешности героини. Что автор подчеркивает, описывая внешность Насти?

( Русые волосы и холодные глаза)

Как этот эпитет помогает понять суть этой девушки?

  1. Работа в группах со словом холодный. Паустовский в своём рассказе часто повторяет слово «холодный». Подтвердите это выдержками из текста и ответьте на вопрос: Почему писатель так часто повторяет это слово?

(Какой холод! Октябрь был холодный… От холодного воздуха… За холодную ветку.. Холодные глаза..)

  1. Выступление групп

  2. (Обобщение ответов учащихся, дополнение)

(Автор показывает, напоминает нам о холодном, бессердечном отношении людей друг к другу).

  1. Можно ли говорить о чёрствости Насти, зная об её участии в судьбе художника?

Какие слова в тексте разоблачают героиню?

О чём подумала она, прочитав письмо матери?

Что произошло на выставке?

Чей взгляд чувствовала Настя на себе и боялась поднять голову?

( Писатель использует здесь такой художественный приём, как резкий контраст – несовместимость поступков Насти и похвалы за заботу, внимание к людям.



  1. В народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям. Какие пословицы и поговорки о маме вы знаете?

Материнская молитва со дна моря вынимает. Как вы понимаете эту пословицу?



  1. О материнской молитве поёт и Светлана Лазарева. (прослушивание записи песни (отрывок)). Как эту песню можно связать с нашим уроком?

  2. Слово учителя. Да, очень жаль, что в суете жизни, суматохе мы часто забываем о самых близких нам людях. Не об этом ли говорил С.Я.Маршак: «А часто ли видел ты близких своих?»

На добрых людях земля держится.

Как вы думаете, почему Паустовский в конце рассказа показал молодую учительницу?

( противопоставление)

  1. Каких ещё добрых людей повстречали вы на страницах произведения? Так какая же она настоящая доброта?(рассуждения учащихся, выводы)

Тихон говорит Манюшке: «За добро плати добром, не будь пустельгой…». И этими словами Тихона, сказанными Манюшке, Паустовский обращается ко всем нам.


  1. Оцените свою работу на уроке. Карты самоконтроля. С какими этапами работы вы легко справлялись, в чём были затруднения?

  2. Домашнее задание

Ответьте на вопросы:

Почему рассказ К.Г.Паустовского называется «Телеграмма»?

Какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?