Тема: Свойства снега и льда.
Цель: развитие у детей стремления к познанию окружающего мира.
Познавательные УУД – развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков
Коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника
Регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности учащихся.
Предметные – познакомить со свойствами льда и снега.
Оборудование:
ХОД УРОКА
1 часть (на улице)
Организационный момент (встать полукругом)
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Отгадайте загадку:
Солнышко купалось
В луже под окном,
Но сегодня лужу
Затянуло льдом.
- О чем идёт речь? (О воде.)
III. Экскурсия. Постановка темы занятия
В одной африканской школе тоже проходил урок, и учитель рассказывал детям, что существует такая страна, в которой люди ходят по воде. И он не шутил. Такая страна действительно есть.
- Хотите увидеть эту страну прямо сейчас? Оглянитесь вокруг.
- По какой же воде люди ходят в России? (Табличка «снег»)
Исследование №1
- Ребята, давайте рассмотрим снежинки, которые падают на нашу одежду. (Работа с лупой)
- Обратите внимание на красоту снежинок, они не похожи друг на друга.
- Сколько лучей имеет каждая из них?
- Что произойдет, если снежинка упадет на ладошку или лицо? (Снять варежку и растаять снежинку на ладони)
- Почему она тает?
- Как вы думаете?
Физминутка
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок ─
Получается снежок.
Тайна снежинок.
Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды. Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются, и падают на землю.
- О какой тайне снежинок вы узнали?
- Возьмите лопатки и наберите снега. Он нам понадобится для исследований в классе. (Возвращаемся в класс)
Ход урока.
2 часть (в классе)
IV. Организационный момент
V. Исследовательская работа.
На столе стаканчик с кубиками льда, тарелочка со снегом.
Исследование №1.
(Работа с Цифровой лабораторией)
- Ребята, потрогайте снег и лед, что вы чувствуете (снег и лед холодные)
- Измерьте температуру снега. Сколько градусов у вас получилось? Результат запишите в «Лист наблюдений» (на партах)
- Теперь измерьте температуру кусочка льда. Какой результат теперь? Какой вывод можно сделать, глядя на таблицу?
ВЫВОД: снег и лед холодные, с температурой ниже 0̊
Исследование №2.
- Положите на пустую тарелочку синий кружок. Засыпьте ее снегом. Виден ли он через снег? О чем это говорит? (снег непрозрачный)
- А теперь посмотрите на красный кружок через кубик льда. Видно ли очертание и цвет круга? Какой лед? (прозрачный)
ВЫВОД: снег непрозрачный, лед прозрачный.
Динамическая пауза
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок-
Получается снежок.
Исследование №3.
- Возьмите кусочек льда и постучите им по столу. Какой он (твердый). А сейчас я ударю по нему молотком. Что произошло? (он разбился) О каком свойстве льда это говорит? (хрупкий)
- Сделайте из снега снежок. Карандашом сделайте в нем ямку. (пробуют). А в лед карандаш можно воткнуть? Какой же снег? (рыхлый). А какой лед? (твердый, но хрупкий).
ВЫВОД: снег твердый, рыхлый; лед твердый, хрупкий.
Исследование №4.
- Положит себе на ладошку немного снега, а другую - кусочек льда. Что происходит со льдом и снегом? (они начинают таять). А почему на улице они не тают? (предположение детей)
- Давайте посмотрим сколько градусов показывает уличный термометр? Какова температура воздуха на улице? (один из учеников смотрит). Измерьте температуру в классе? Подтвердилось ли наше предположение? Какой можно сделать вывод?
ВЫВОД: в тепле снег и лед тают и превращаются в воду.
VI. Обобщение знаний. Игра «Лото»
- Ребята, мы познакомились со свойствами снега и льда. Давайте проверим, как вы их запомнили. Предлагаю поиграть в игру «Лото». Найдите место своей карточке. (выходят к доске и прикрепляют карточку)
- Назовите свойства снега. Перечислите свойства льда.
Какие свойства у снега и льда разные? Какое свойство у них общее? Можем ли мы сказать, что снег и лед — это вода? В каком состоянии?
Итог урока. Рефлексия.
- У вас на столах шаблоны для изготовления своих собственных снежинок. Давайте вспомним какую снежинку вы сегодня видели и попробуем ее вырезать.
- Перед работой вспомните ТБ при работе с ножницами. (Слайд)
- Включайте фантазию и творите.
- Снежинка поможет вам оценить себя на уроке. Если вы считаете, что поработали на «отлично» - прикрепите на синий цвет, «хорошо» - на голубой, «удовлетворительно» - на белый.
(Слайд)
Синий – поработал на «отлично»
Голубой - «хорошо»
Белый – «удовлетворительно»
- Спасибо за урок! Вы все сегодня молодцы!