СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Почему мы часто слышим слово "Экология"?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит с первоначальными представлениями детей об экологии  и её роли в жизни людей, формирует основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру. Тема: Почему мы часто слышим слово "Экология"?»

Окружающий мир    1 класс        

Тема : Почему мы часто слышим слово «экология»?

 Цели:

∙        усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

  • сформировать первоначальные представления детей об экологии  и её роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зелёный дом»;

∙        формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;

∙        сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

∙        продолжить обучение работе в группах.

Ход урока:

1.Организационный этап

 Приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята! Сядьте поудобнее, создадим друг другу хорошее рабочее настроение? Как это сделать? Улыбнёмся друг другу, дети!»

2. Взаимное приветствие детей в парах:

«Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ!
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку сегодня дарил!»

3. Посмотрите, нам и солнышко сегодня улыбается (рисунок мелом на доске).

2.Актуализация знаний учащихся

Учитель:

Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять,
О том, как потрудились дома,
Пора сегодня рассказать.



а) Интеллектуальная разминка по теме предыдущего урока. (Хоровые ответы «Да-нет».)

- Правда ли, что первым космонавтом был Ю.А. Гагарин? (Да.)

- Правда ли, что свой полёт в космос он совершил на корабле «Восход»? (Нет.)

- Правда ли, что Ю. Гагарин на своём корабле облетел вокруг Солнца? (Нет.)

- Правда ли, что первую женщину-космонавта звали С. Савицкая? (Нет.)

- Правда ли, что А. Леонов первым вышел в открытый космос? (Да.)

3. Актуализация знаний.

Найдите в теме нашего урока ключевое слово.(экология)

- Почему мы часто слышим слово «экология»?

Сформулируем цели с помощью слов-подсказок.

Познакомиться…. с  понятием «экология», «эколог»;

Научиться … бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

Попробуем объяснить, что означает слово «экология». Где можно выяснить его значение?

Дети: спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в Интернете, попробовать догадаться самим.

Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище;

 logos – наука.

От этого слова произошло слово эколог. Предположите, кто это может быть?

(Эколог-это человек, который занимается экологией, защищает природу)

Экологи говорят: «Нужно  бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом.

От чего нужно защищать наш зеленый дом?( от загрязнений, от вырубки лесов и др.)


Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек,

Барханов

И болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька...

Пока об этом

Думать неохота.

Сейчас нам не до этого

Пока

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц

И реки без воды...

Все меньше — окружающей природы...

Все больше - окружающей среды.

4. Первичное усвоение новых знаний

Эксперимент: на какой из этих предметов похожа Земля?( на столе-тарелка, апельсин, мяч)

Представьте, что 1/3 –это суша, а вот это что тогда?( вода)

Так много или мало воды на планете?( много)

Кто знает какая на вкус вода в морях и океанах?( соленая)

У вас на партах стаканы с водой.

Чтобы сделать морскую воду, разведите в стакане (250 мл) жидкости по чайной ложке соды и соли. Размешайте до растворения.

Попробуйте её на вкус, какая она?( соленая, горькая, невкусная)

Можно её пить? Готовить пищу?(нет)

А теперь попробуйте эту воду( предлагаю чистую воду)

Какая она на вкус?(несоленая, вкусная, чистая)

А теперь посмотрите сюда- в банке (3л) вода.

Представьте, что это вся вода, которая есть на земле, а в стакане(1/2 часть)- это вода, которую можно употреблять человеку.

Так много или мало пресной воды на земле? (мало)

Поэтому, что мы должны помнить?( воду надо беречь, зря не расходовать)

5. Физминутка

В лесу

Ручки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Вниз опустили, кисти стряхнули.

С травки сбиваем росу.

Ручки подняли, плавно помашем.

Ветер качает листву.

Вниз опустили, кисти встряхнули.

С травки сбиваем росу.

В сторону ручки- плавно качаем.

Это к нам  птицы летят.

Как они сядут –тоже помашем:

Крылышки сложим назад.

6.Первичная проверка понимания

Прочитайте текст на листках

  • Во время чистки зубов  расходуется 10 литров воды

  • Когда моете руки, расходуете  10 литров воды

  • 1 смыв в туалете расходует  9 литров воды

  • Принимая душ в течение 1 минуты  расходуете 20  литров воды

  • Если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое ведро.

Скажите сколько литров воды тратит 1 человек во время чистки зубов?(10 л)

Решите задачу, ответив на вопрос, какое количество воды потратят  2 человека?(20 л)

В обыденной  жизни люди не всегда берегут воду.  Не задумываясь о будущем,  они портят ее, травят различными веществами.

Опыт

- Сейчас давайте попробуем проделать опыты с водой. Будем работать в    

парах.

- У вас на партах есть вещества, назовите их! (песок, растительное масло, соль, сахар, мука)

- В стаканы с чистой водой добавьте немного этого вещества и пронаблюдайте, что получилось.

- Как вы считаете, то, что вода растворяет некоторые вещества - это полезное свойство?

Мы с вами растворяли, можно сказать, безобидные вещества. А на самом деле реки и озера, моря и океаны очень сильно загрязняются  человеком. 

И ТОЛЬКО АХАЕТ ПРИРОДА…

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве - там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья, и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет...

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

-Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной...
И снова - горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах - черные болячки –

Беда, куда ни погляди...

И разъяснил мне егерь мрачно:

-А что? Кислотные дожди...

... Лес плакал, точно в непогоду,

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

-Что натворил ты, Человек?!

Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места - нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух - это наш отец, Вода - мать, Земля - наш дом.

В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц.

-Видели ли вы когда- нибудь морскую корову?(нет)

И не увидите никогда.

А ведь это было замечательное животное, которое обитало в Тихом океане.

Оно имело  длину 10 м и вес 4 тонны, отличалось безобидным и доверчивым характером. Человек истребил его из-за мяса, жира и кожи. Такая же судьба у зебры квагги, голубой лошадиной антилопы и сотен других видов животных, так появилась чёрная книга животных, которых мы никогда больше не увидим.

Стук в дверь. Странно прислали телеграмму, прочтем, что в ней написано.

Кто мог её прислать?

Вредные советы

Если вы пришли на речку,

То в неё бросайте мусор:

Банки, палки и бутылки,

Целлофановый пакет,

И тогда всем рыбам в речке

Станет весело, и рыбки

Сами прыгнут к вам в кастрюлю-

Будет славная уха.

Помните, что брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2-х лет,

Консервная банка-более 90 лет,

Целлофановый пакет- более 200 лет,

Стекло – более 1000 лет.


 Если на лесной полянке

Вы поставили палатку,

После этого вам надо

Развели большой костер.

И тогда всё запылает,

Загорится, задымится,

И природа восхитится:

«Что за чудный фейерверк!»

Помните, что кострище не зарастает 5-7 лет.

Если взяли вы корзину

И пошли в лес за грибами,

То грибы корчуйте с корнем,

Палкой бейте мухоморы!

И тогда лесным зверюшкам

Нечем будет подкрепиться,

Все впадут зимою в спячку

И «спасибо» скажут вам.

Нужно осторожно срезать ножку гриба, не нарушая грибницы.

Мухоморы служат многим животным в качестве лекарства.

7. Итог урока

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ:

Прикрепите птичку, если сегодня вам все удалось

Прикрепите на доску бабочку, если вы работали хорошо, но допускали ошибки.

Прикрепите цветочек, если многое осталось неизвестным.

Теперь я вижу ребята, что вы готовы стать настоящими защитниками природы и я вам желаю в этом удачи!