СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по психологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по психологии по теме "Ощущение" предусматривает знакомство с понятием , видами, свойствами и взаимодействие ощущений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по психологии»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кинешемский педагогический колледж»











Методическая разработка

урока по дисциплине

ОП 02 Психология


Тема: «Ощущения»





Выполнил: преподаватель психологии Печникова О.Л

Рассмотрено на заседании ПЦК психолого-педагогических дисциплин





Протокол №______ от « »______________2016 г.

Председатель ПЦК____________________/Сивагина Е.Ф./



План урока

Специальность

44.02.03. Педагогика дополнительного образования

Учебная дисциплина /Междисциплинарный курс

ОП 02 Психология

Курс

2

Преподаватель

Печникова Ольга Леонидовна


Урок № 57

Тема программы: Познавательные процессы личности

Тема урока: «Ощущения»

Цель:

расширение представлений студентов о познавательных психических процессах ; побуждение к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Задачи:

• расширение представлений студентов об ощущениях, их видах, свойствах и взаимодействии ;

• • содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей студентов

• создать условия для выражения собственного мнения.


Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.















Ощущения

Ощущения- это отражение отдельных свойств предметов, явлений и внутренних состояний при воздействии раздражителей на органы чувств. Все начинается с ощущений. Ощущение играет огромную роль в жизни человека .

Функции ощущений.

  1. Сигнальная функция. Ощущение сигнализирует о том, что происходит в окружающей мире в данный момент времени.

  2. Ориентировочная функция. Помогает ощутить свое место в природе.

  3. Защитная функция. Ощущение тесно связано с восприятием, с памятью (вкус, запахи, цвета) связано с мышлением, с чувствами (могут вызывать положительные и отрицательные чувства6 приятный вкус, неприятный запах, красивая мелодия и голос и т.д.)

Обязательным условием возникновения ощущения яв­ляется воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действитель­ности, которые воздействуют на органы чувств, называ­ются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная на­ука значительно расширила представления о видах ощу­щений человека.

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, рас­положенный на поверхности тела или во внутренних орга­нах; специализирован для приема воздействия определен­ных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каж­дый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной инфор­мации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами. Анализатор - сложный нервный механизм, воспринимающий и перерабатывающий внешнее возбуждение в ощущение. С помощью анализатора осуществляется связь человека с внешним миром. Анализатор состоит из трех отделов: орган чувств - рецептор, который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные цент­ры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов. Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных не­рвов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.

Возникновение ощущений.

Физический Физиологический Психический

процесс процесс процесс



(см. таблицу-схему)





Мозг получает информацию и от внешнего мира и от самого организма. Анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы выне­сены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внут­ренних органах и тканях. Своеобразное положение зани­мает двигательный анализатор.

Анализатор - сложный нервный механизм, который производит анализ окружающего мира, выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый ана­лизатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздра­жения, ухо - на слуховые и пр.

Благодаря рецепторам организм человека раздражается, раздражение переходит в возбуждение. Возбуждение это нервный или физиологический процесс. По центростремительным нервам возбуждение передается в определенные участки головного мозга. Именно там возникает ощущение. Это психический процесс..



Виды ощущений

  1. Зрительные - это отражение цвета и света действующего на наш глаз в данный момент. Физиологической основой зрительных ощущений является работа зрительных анализаторов

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособ­ность человека, на успешность учебной деятельности. Пси­хологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для ок­раски стен учебных помещений оранжево-желтый, созда­ющий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утом­ляют глаза. В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальто­низмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впер­вые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обо­значают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии.

  1. Слуховые. Возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музы­кальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализа­тор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-сла­бый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие го­лоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Также можно выделить:

- Шумы могут вызывать у человека определенный эмо­циональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой вет­ра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего по­езда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближа­ющегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.

- Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибра­ционные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весь­ма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух

- Слух к звукам речи (называется фонематическим)

3. Вкусовые. Физиологической основой является работа вкусового анализатора – вкусовые почки, находящиеся на языке, небе и глотке. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое.

Вкусовые ощущения человека находятся в большой за­висимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкус­нее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных анализаторов . При сильном насморке любое, даже са­мое любимое, блюдо кажется безвкусным.

Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края язы­ка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.


  1. Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запа­хи называется обонянием. Органами обоняния являются чувствительные клетки, находящиеся в носовой полости. Обоня­тельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благо­воние предметов оказывает большое влияние на эмоцио­нальное состояние человека.(вкусный запах пищи, аромат духов, запах цветов)

  2. Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикос­новения) и температурные (ощущения тепла или холо­да). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или при­косновения, или ходода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений раз­лична. Прикосновение больше всего ощущается на кон­чике языка и на кончиках пальцев

Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обо­нятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире.



Другая группа ощущений сообщает нам об изменени­ях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих ощу­щений мы ничего бы не знали о самих себе

  1. Двигательные (или кинестезические) ощущения - это ощу­щения движения и положения частей тела. Благодаря дея­тельности двигательного анализатора человек получает воз­можность координировать и контролировать свои движе­ния. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.



  1. Органические ощущения рассказывают нам о работе на­шего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы



  1. Ощущения равновесия отражают положение, занимае­мое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые са­димся на двухколесный велосипед, становимся на конь­ки, ролики, водные лыжи, то самое трудное - удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом При изменении положения тела происходит колеба­ние особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы рав­новесия тесно связаны с другими внутренними органами.При сильном перевозбуждении органов равновесия наблю­даются тошнота, рвота (так называемая морская или воз­душная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.



  1. Болевые ощущения имеют защитное значение: они сиг­нализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, чело­век не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная не­чувствительность к боли - редкая аномалия, и она прино­сит человеку серьезные неприятности.

Ощущения можно объединить по разным признакам

- по расположению рецепторов:

  • Экстероцептивные (рецепторы находятся на поверхности тела - глаз, ухо, кожа, нос)

  • Проприоцептивные (занимают промежуточное положение и отвечают за движение тела и его положение - мышцы )

  • Интероцептивные (находятся внутри, отвечают за протекание обменных процессов во внутренней среде организма)

- по контакту:

  • Контактные ощущения (кожные- тактильные ощущения, вкусовые, двигательные, органические)

  • Дистантные ощущения (находятся на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные.)


Свойства ощущений


Адаптация –это приспособление организма к воздействию внешней среды.

Адаптация бывает:

- физиологическая – это приспособление органов чувств к действию раздражителей (погода, шум, освещение)

- социальная - приспособление к новому обществу, коллективу, образу жизни

- профессиональная – привыкание к новой профессии , новым обязанностям.

Адаптация лучше развита в зрительных, слуховых, кожных и обонятельных ощущениях, хуже в болевых ощущениях.

Чувствительность – это способность к ощущениям. Бывает абсолютной и различительной. Способность человека ощущать слабые, едва заметные раздражители называется абсолютной чувствительностью. Она определяется величиной раздражителя – порогом абсолютной чувствительности. У каждого человека она разная. Существует определенная формула вычисления порога чувствительности. Чем выше результат (больше раздражитель)- тем ниже чувствительность (опыт с крупинками сахарного песка, количеством листов бумаги)

Взаимодействие ощущений

Ощущения могут помогать друг другу, а могут мешать друг другу. Слабые раздражители улучшают чувствительность других анализаторов. Например звуки улучшают работу зрительного и двигательного анализатора, но могут воздействовать и наоборот.. Ко взаимодействию ощущений относят компенсаторные возможности (Пример: если не работает один анализатор, то на помощь к нему приходит другой, она частично заменят друг друга. - запах шоколада при отсутствии зрения, ощущение холода для слепого человека при выходе на улицу)

Синестезия – возникновение под влиянием раздражителя на один анализатор ощущений характерного да другого. Бывают зрительно-слуховые, слухо-вкусовые, слухо-зрительные (бархатный голос, темный звук, холодные – теплые тона)

Сенсабилизация – это обострение чувствительности из-за ряда физиологических, и психологических причин.

Изменения происходят:

  • с возрастом (чем старше человек, тем большая чувствительность к громкой музыке)

  • с утомлением (-»-)

  • зависит от типа ВНД (повышенная чувствительность у меланхоликов)

  • от настроения и эмоционального состояния

  • у беременных (изменение связанное с изменением в эндокринной системе)