СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Падеж имен существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с падежами имён существительных

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Падеж имен существительных»»







Конспект

урока по русскому языку в 3 классе

«Падеж имен существительных»


УМК «Начальная школа XXI века»

С.В. Иванов «Русский язык»






                                         




















Тема урока: «Падеж имен существительных».

Цель: познакомить с падежами имён существительных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи урока:

Образовательные: активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов;

формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову;

способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей;

развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление;

развивать и совершенствовать речь учащихся.

Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и взаимопомощь.

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, фронтальный опрос);

  • Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);

  • Практические (упражнения);

  • Поисковые (частично-поисковые);

  • Аналитический;

  • Самостоятельной работы учеников.

Форма работы: индивидуальная

Средства обучения:

Учебник, карточки для работы, карточки, словарь, компьютер.

Ход урока.

I. Организационный момент

- Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту зимнего дня, тепло солнечных лучей. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Желаю вам удачного учебного дня.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Целеполагание и мотивация. Минутка чистописания.

- Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнём урок с минутки чистописания. Прочитайте слова:

Жираф, крыжовник, жёлудь, тяжело, сторож, жара.

- Какой звук повторяется во всех этих словах?

- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твердый, парный звонкий)

- Какой буквой обозначается?

- Запишите в тетради:

Первая строка - 3 заглавные буквы Ж;

Вторая строка - «заборчик» из 3 строчных букв;

Третья строка – слоги: первый слог в слове жираф (с какой гласной?); 2 слог в слове крыжовник (с какой гласной?) запишем только сочетание; 1 слог в слове жёлудь (с какой гласной?); 2 слог в слове тяжело (с какой гласной?); 2 слог в слове сторож, запишем только сочетание с буквой ж; 1 слог в слове жара.


Ж Ж Ж жжж жи жо жё же ож жа


III. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

- Прочитайте ещё раз слова. Какое слово лишнее? Почему?

- Какой частью речи являются остальные слова?

- Как можно эти слова разделить на две группы? (кто? что?)

- Ещё как? (ж.р., м.р.) Назовите имена существительные ж.р.? М.р.?

- Прочитайте слово, записанное с помощью транскрипции.

([пад’эш]) – падеж

- Совпадает ли произношение слова с его написанием? Почему? (происходит оглушение согласного звука)

- Какая орфограмма в этом слове?

- Букву какого парного согласного звука необходимо писать в конце слова? Докажите.

- Как проверить парный согласный?

- В какой столбик будем записывать это слово: кто? или что? Определите род существительного падеж. Запишите это слово и проверочные слова на новой строке через запятую.

Падеж, падежи, падежные вопросы.

- Подчеркните орфограммы.

-Кто знает, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке? Как они называются? Какие падежные вопросы имеют?

(Падеж - грамматическая форма, выражающая отношение имени существительного к другим словам в предложении. В русском языке 6 падежей. В разных языках разное количество падежей (от 2-х в английском, хинди до 46 в табасаранском).

- Если пока какие-то формулировки вам непонятны, это будет нашей целью на последующие уроки: объяснить и понять до конца это определение. А пока давайте попытаемся понять на доступном уровне, что же такое падеж?

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. - Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы каждого падеж. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных. Развивать навыки грамотного письма).

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.


1. Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 8 и выполните упражнение 1.

- Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме.

Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком.

То место, где ……………. впадает в море, озеро или другую ……………., называется устьем.

Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой

(учащиеся вписывают слова)

2. Работа в парах.

- Поработайте в парах. Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз?

- Все ли слова из справки вы использовали? Почему? Чем это объясняется?

- Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения? Почему на

месте пропусков необходимы определённые формы слова «река»? Давайте

проверим. Проверка на доске.

- Сделайте вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они

должны употребляться в определённой форме, нужном падеже. Подтвердите

своё мнение правилом учебника стр.8.

- Какие слова не употребили? (реке, рекой)

- Ещё раз прочитайте правило на стр.8.

- Как вы думаете, сколько падежей в русском языке?

- Давайте с ними познакомимся.


Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть

падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа

существительного.

Проверка.

Итак, давайте же с ними познакомимся.

  1. Есть именительный падеж,
    И нет на нём чужих одежд.
    Его легко все узнают
    И в
    подлежащее зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы –
    кто? и что?
    Ни с чем не спутает никто.

- С каким падежом познакомились ребята первой пары? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?

  1. А я – падеж родительный.
    Характер мой – общительный.
    Кого? Чего? Нетвот он я!
    Предлоги часто мне друзья:
    И
    с, и до, и у, и из –
    До неба вверх и с неба вниз.
    Похож я на
    винительный
    Бываю иногда,
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.

- С каким падежом познакомились ребята второй пары? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.


  1. Я называюсь дательным,
    Работаю старательно.
    Кому отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогом
    к и по дружу,
    Но и один гулять хожу.

- С каким падежом познакомились ребята третьей пары? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

  1. А я – винительный падеж
    И я во всём
    виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятёрки» я ловлю.
    Кого позвать? Во что играть,
    Готов ребятам подсказать.
    Не прочь с предлогами дружить,
    Но и без них могу прожить.

- С каким падежом познакомились ребята четвёртой пары? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?

  1. А я – творительный падеж,
    Исполнен всяческих надежд.
    Любуюсь! – Чем?
    Творите! –
    С кем?
    Я подскажу вам – нет проблем!
    Предлогам
    перед, под и над
    В любой момент я очень рад.

- С каким падежом познакомились ребята пятой пары? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6.   Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет
о, и в, и при
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

- С каким падежом познакомились ребята шестой пары?

На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?

(Работая с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей, заполняемая вместе с детьми):


ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Вопрос

Подсказка

Падеж

Кто? Что?

Есть

Именительный

КОСВЕННЫЕ

Кого? Чего?

Нет

Родительный

Кому? Чему?

Рад, даю

Дательный

Кого? Что?

Вижу, виню

Винительный

Кем? Чем?

Доволен

Творительный

О ком? О чем?

Говорю

Предложный


- Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим? Как называются остальные? (косвенные)

- Как вы понимаете задание изменить слово по падежам? (Задать падежный вопрос к существительному от главного слова и изменить форму этого существительного по вопросу.)

4. Составление алгоритма определения падежа имени существительного.

- С падежами мы познакомились, но возникли трудности:

Как определить падеж имени существительного? Давайте составим пошаговый алгоритм определения падежа.

- С чего начинаем?

1. Найди слово, к которому относится существительное.

2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

3. Определи падеж существительного.

4. Проверь, подобрав вспомогательное слово.


Физкультурная минутка для глаз.


V. Первичная проверка понимания.


1. Упражнение в распознавании падежей имён существительных с опорой на алгоритм.

- Пришло время вернуться к нашим предложениям и попробовать определить падеж существительного река. Попытайтесь это сделать самостоятельно. Варианты ответов учащихся. Фронтальная работа.

Определение падежа:

Город Смоленск стоит на реке Днепр.

- От какого слова необходимо задать вопрос? Отметим главное слово крестиком. Задаём вопрос. (Ставим стрелочку.)

стоит (на чём?)на реке

- Можно ли задать другой вопрос? (Где?)

- Попробуйте определить падеж сущ-го на реке. (П.п.)

- Проверим, подобрав слово-помощник: думаю (о чём?) о реке.

Сделайте вывод: падеж предложный. Выделите окончание.

Аналогичная работа с другим предложением.


VI. Первичное закрепление.

- Сейчас мы продолжим тренироваться в определении падежа существительного с помощью этого алгоритма. Предлагаю вам текст из истории Саратова. Фронтальная работа.

- Прочитайте текст, напечатанный на карточках.

- На листочках (см. Приложение 3) записаны пословицы и простые предложения. Нужно указать, в каком падеже стоят выделенные слова. И расположить данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке:

  1. Славен человек не словами, а делами.

  2. Дело словом не заменишь.

  3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  4. Мы радуемся победе спортсменов.

  5. Я на дереве вижу дятла.

  6. Есть много пословиц о труде.

- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

Задание: определите падеж и выделите окончания имён существительных.


Проверка работы.

1. Дело словом не заменишь. (И.п.)

2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)

3. Мы радуемся победе спортсменов. (Д.п.)

4. Я на дереве вижу дятла. (В.п.)

5. Славен человек не словами, а делами. (Т.п.)

6. Есть много пословиц о труде. (П.п.)

- У кого всё правильно получилось?


VII. Рефлексия. Блиц – опрос.

- Используйте для ответов страницы учебника.

  • Сколько падежей в русском языке? (6)

  • Перечислите их.

  • Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)

  • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)

  • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)

  • В каком падеже имя существительное является в предложении

подлежащим?


Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных новых встреч!»


VIII. Домашнее задание.

-В качестве домашнего задания вы получаете задание творческого характера:

написать текст из 5-6 предложений на тему: «Моя семья».