- Я предлагаю вам составить кластер Оставим место для продолжения кластера. Стадия осмысления. - Посмотрите на СЛАЙД 4 -Перепишите словосочетания себе в тетрадь Что можно сказать о морфологических признаках притяжательных местоимений на основе записанных словосочетаний – посмотрим на первый ряд. Прочитайте. Мой друг - моя семья - моё мнение - Как изменяется притяжательное местоимение? (по родам) -Определим род и напишем над местоимением. -Прочитайте второй ряд. Мой друг - мои друзья - Как изменяется местоимение? -Прочитайте следующий ряд. Мой друг - моего друга - моему другу- .... - Как изменяется местоимение? - Сделайте вывод, как изменяются притяжательные местоимения. - Притяжательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам. (Дописать кластер) - Ребята, запишите предложение в тетрадь. (Один ученик у доски) Я забочусь о своём здоровье. - Найдите притяжательное местоимение в предложении. - Каким членом предложения оно является? Ответ обучающихся: - Определением. - Сделайте вывод о синтаксической роли притяжательных местоимений. Ответ обучающихся: - Притяжательные местоимения в предложении будут отвечать на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? И подчеркиваться как определение. (Дописывание кластера) - Ребята, запишите предложение в тетрадь. (Один ученик работает у доски) Я забочусь о своём здоровье. - Найдите притяжательное местоимение в предложении. На какой вопрос оно отвечает? - Каким членом предложения оно является? Подчеркните. - Сделайте вывод о синтаксической роли притяжательных местоимений. . (Дописывание кластера) Работа в парах. Мы с вами составили кластер по теме «Притяжательные местоимения». В учебнике есть правило о притяжательных местоимениях на стр.85. Прочитайте его, проговорите друг другу, задайте вопросы друг другу. - Назовите притяжательные местоимения, которые расположены в учебнике в рамочке. -Мы продолжаем изучение притяжательных местоимений. У нас осталось еще одно, пожалуй, самое важное задание. Задание (распечатано и на СЛАЙДЕ 5) Языковое наблюдение: Мы слушали его. Мы были в восторге от него. Мы слушали его лекцию. Мы были в восторге от его лекции. - Поставьте вопросы к выделенным местоимениям. -В каких примерах они обозначают лицо, в каких – принадлежность? - От какого слова зависят? - Чем являются в предложении? - К какому местоимению прибавлено н? Какой вывод мы можем сделать? Обсудите в парах и дайте ответ Какие притяжательные местоимения мы узнали еще? ( его, её, их) Как местоимение их мы употребляем в речи? Какие ошибки нельзя допускать? -А сейчас небольшая физкультминутка. Я говорю, а вы выполняете движения Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Групповая работа - Весна пробуждает в наших душах самые хорошие чувства, пробуждает нас к жизни. Много стихотворений посвящено этому чудесному времени года. Сейчас я буду зачитывать небольшие стихотворения, а вы должны найти притяжательное местоимение и записать в тетрадь. 1ряд определяет род, 2 ряд-число, 3 ряд – падеж Ступая осторожно в тишине По белым покрывалам февраля, Придет сегодня вечером ко мне Моя Весна, любимая моя. Она найдет дорогу и без карт, Стремительна, свободна и нежна. И к нам придет, когда наступит март... У каждого из нас - своя весна! Тепло на солнышке. Весна Берет свои права. В реке местами глубь ясна, На дне видна трава. Проверка по эталону СЛАЙД 6 Моя (ж.р., ед.ч., Им.п.) Своя (ж.р., ед.ч., Им.п.) Свои (мн.ч., В.п.) -Поднимите руку, у кого все верно. Молодцы! Мини – тест «Притяжательные местоимения» 1. В какой загадке есть притяжательное местоимение? а) У неё печали нет, я иду – она вослед. б) Вырос лес белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать. в) День и ночь колесом вертится, а никто этого не замечает. г) Наш дед Ермолай съест всё, что ни дай. 2. В каком предложении местоимение ЕГО является притяжательным и выполняет функцию определения? а) Я увидел его. б) Его не бывало дома. в) Мне понравилась его книга. г) Учитель попросил его выйти из класса. 3. Укажите словосочетание, в состав которого входит притяжательное местоимение. А) вспоминаю их Б) её день рождения В) который час Г) кто-то 4. Найдите притяжательное местоимение: А) кто - то Б) моего В) который Г) ничей 5. Каким членом предложения являются притяжательные местоимения? А) определением Б) дополнением В) обстоятельством Взаимопроверка по ключу. СЛАЙД 7 ГВББА - Ребята, какие цели мы перед собой ставили в начале урока. Мы справились с этой задачей? Да. Оцените свою работу с помощью фразеологизмов Как вы работали на уроке? СЛАЙД 8 - С огоньком - С душой - Через пень колоду. Как вы поняли урок? С чем пойдете с урока? СЛАЙД 9 - Светлая голова - Ни бе ни ме - Каша в голове - Дубовая голова - С царем в голове Как вы ощущали себя на уроке? СЛАЙД 10 - Как рыба в воде - Ни рыба ни мясо - Не в своей тарелке - С легким сердцем. Откройте дневники и запишите домашнее задание: Урок окончен. Спасибо за работу! СЛАЙД 11 | Начинают составлять кластер вместе с учителем. Работают в тетрадях. Читают словосочетания, записывают их в тетрадь. - Изменяются по родам Определяют род и фиксируют в тетради. -По числам Определяют число и фиксируют в тетради. - По падежам. Делают вывод: притяжательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам. Дописывают кластер. Записывают предложение в тетрадь - Своем. Отвечает на вопрос О ЧЬЁМ? -В предложении оно является определением. Делают вывод: - Притяжательные местоимения в предложении будут отвечать на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? И подчеркиваться как определение. (Дописывание кластера) Работа с правилом в учебнике на стр.85. Читают, проговаривают друг другу и задают вопросы друг другу. Называют все притяжательные местоимения. Языковое наблюдение. - Кого? От кого?; Чью? От чьей? - В первых двух местоимения обозначают лицо, а во вторых двух- принадлежность. - Личные местоимения – от глагола, притяж – от имени существительного. - Личные местоимения в предложении являются дополнением, а притяж.- определением. Обсуждают вывод в парах и дают ответ. -ЕГО, ЕЁ, ИХ Слушают стихотворения, находят притяжательные местоимения и записывают в тетрадь. 1 ряд определяют род, 2 ряд-число, 3 ряд- падеж. Проверяют по эталону. Выполняют мини – тест «Притяжательные местоимения» Взаимопроверка по ключу. |