СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме урока: «Наклонение глагола» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме урока: «Наклонение глагола» 4 класс»

Конспект урока по русскому языку в технологии проблемно-диалогического обучения

Автор: Деревянченко В.А, учитель начальных классов

Образовательная организация: МОУ «Средняя школа № 67» г. Волгоград

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс В

Тема урока: «Наклонение глагола»

УМК: «Перспектива»


Планируемые результаты:

Личностные

  • формирование мотивации к изучению и закреплению нового.

Метапредметные

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Формировать умение работать с разными наклонениями глагола.

  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

  • Извлекать нужную информацию.

Предметные

  • Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке.

  • Иметь представление о значениях наклонений глагола.

  • Научиться определять наклонение глагола.

Цель урока: познакомить с изъявительным, условным и повелительным наклонениями глагола, научиться определять наклонение глагола.

Содержание деятельности

Анализ

Учитель

Ученик

ПОСТАНОВКА

(№5 - дать практическое задание, не сходное с предыдущими)




















Побуждение









Проблема










Тема

- А теперь давайте проверим, как вы умеете применять ваши знания на практике.

- Запишите слова:

1. Пишу, читаешь, верили (несов. вид).

2. Думаем, смотрю, нарисую (1 лицо).

3. Сиди, танцуют, пришёл бы (?).

- Какие орфограммы встретились вам в этих словах?

















- Молодцы. Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте себе +.

- Теперь, определите, по какому признаку эти слова разбиты на группы.

- Проверяем.

- По какому признаку подобраны слова в первую группу? +



- Во вторую группу? +



- В третью группу? +


- Вы смогли выполнить задание?

- В чем затруднение?



- Какой возникает вопрос?

- Совершенно верно, признак, который вы не смогли определить, называется наклонение глагола.

- Итак, какой будет тема урока?

- Какие задачи перед нами стоят?




Дети пишут.




- Проверяемые безударные гласные (пишу, читаешь, смотрю, сиди, танцуют, нарисую).

- Правописание «Ь» после шипящих у глаголов (читаешь).

- Правописание безударных личных окончаний глаголов (читаешь, думаем).

- Правописание приставок (нарисую, пришёл бы).

- Правописание «ё» после шипящих в корне слова (пришёл).








- Все глаголы в этой группе относятся к первому спряжению.

- Все глаголы в этой группе совершенного вида.


Дети не могут определить признак.

- Нет

- Мы не можем определить признак, по которому эти слова объединены в группу.

-Какой есть еще признак?



-Наклонение глаголов.

-Узнать, что такое наклонение.

-Научиться определять наклонение глаголов.

ПОИСК


Подводящий диалог (признак; термин; определение; учебник)


- Молодцы. Продолжим. На столах карточки. Прочитайте задание.

- Итак, вы должны найти в этих предложениях глаголы, разделить их на три группы и записать в таблицу.

- Кто хочет к доске?

Ребята, решите эту задачу!

С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.

Ученики решают задачу.

-Хотите попробовать далее поработать самостоятельно?

Мама, купи мне куклу!

Купили бы мне куклу.

Лене купили куклу.

- Выполнили? Проверяем.

- Какое слово вы записали в первый столбик?

- Что общего у этих глаголов?

- Верно, т.е. они побуждают человека к действию, повелевают, такое наклонение называется?

Запишем название 1 столбика.

- Хорошо. Скажите, пожалуйста, что общего у глаголов второго столбика?


- Верно, действие будет выполнено при каком-то условии, и такое наклонение называется?

- Запишем.

- Молодцы. А что общего у слов в 3 столбике?




- Верно, и это наклонение называется изьявительным. - Запишем.

- Итак. Сколько наклонений может быть у глагола?

- Перечислим их ее раз все вместе.

- Какие глаголы употребляются в изъвительном наклонении?





- В условном?



- В повелительном?


- Таким образом, наклонение, это то, как оценивает действие говорящий, отношение действия к действительности.


- Где мы можем проверить сделанные нами открытия?

- Откройте учебник на стр. 15, 13.

- Итак, мы узнали, что такое наклонение.

- Что будем делать в практической части урока?




-Заполняем таблицу.




решите

решили бы

решают

купите

купили бы

купили



Дети зачитывают.


-Купите.

- Эти слова обозначают просьбу или приказ.

- Повелительным.



- Они обозначают неопределенность.


- Условным.


Эти слова обозначают действие, которое совершилось или совершается.



- 3

- Перечисляют.

- Глаголы, которые обозначают реальное действие (происходило, происходит или будет происходить)

- Глаголы, обозначающие действие, которое возможно произойдет.

- Глаголы, обозначающие просьбу или приказ.




-В учебнике.

- Дети читают правила.


- Учиться определять наклонение у глаголов.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ



- Давайте потренируемся. Выполним упр.1 на стр. 14.

- Продолжим заполнять таблицу.

- Поднимите руки, кто готов попробовать свои силы самостоятельно. На листочках у вас отрывки из произведений А.С.Пушкина. 1 ряд ищет глаголы в повелительном наклонении, 2 ряд – в условном, 3 ряд - в изъявительном.

Выполняем упражнение фронтально.

ЗАДАНИЯ


- Придумать по два предложения с глаголами в разном наклонении.


ДОСКА


    1. Тема урока.

    2. Задачи урока.

    3. Таблица.


































Раздаточный материал для детей.


































































Ребята, решите эту задачу!

С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.

Ученики решают задачу.


Мама, купи мне куклу!

Купили бы мне куклу.

Лене купили куклу.


Ребята, решите эту задачу!

С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.

Ученики решают задачу.


Мама, купи мне куклу!

Купили бы мне куклу.

Лене купили куклу.










Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

Говорит её сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала б я полотна».

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица,-

Я для батюшки-царя

Родила б богатыря».


«Здравствуй, красная девица, -

Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая – повариха».


В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене.


Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук,

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.