СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 16. Повелительное наклонение глаголов. 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Повелительное наклонение глаголов" 

Просмотр содержимого документа
«Урок 16. Повелительное наклонение глаголов. 7 класс»


Урок 16

Тема. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА


Цели урока:

  1. познакомить учащихся со значениями глагольных форм в повелительном наклонении; с образованием, изменением и правописанием глагольных форм повелительного наклонений;

  2. формировать умение образования, изменения и правописания глагольных форм повелительного наклонения;

  3. воспитывать культуру межличностных отношений (умение благодарить, вежливость).


Этапы урока

  1. Организационный этап.


  1. Проверка домашнего задания.

Упр. 119.

2. - Я бы повесила на окна шторы, - мечтательно сказала Лида. – Шторы делают комнату уютной. 3. Я никогда не стал(бы) художником, если(бы) с детства не полюбил музыку. 4. Если был(бы) я девчонкой, я бы время не терял. 5. – Ах, если(бы) я могла всё это розовое поле перенести туда, на север, где розы являются только дорогими гостями! – воскликнула Алёнушка. 6. Как здорово было бы жить на свете, если бы разрешали делать всё, что хочешь.

а) глаголы обозначают действия желательные для говорящего: 2, 5.

б) предполагаемы или возможные при определённых условиях: 3, 4, 6.

III. Операционно-познавательный этап.

— Вы сегодня продолжите знакомство с наклонениями глаголов, станете исследователями и узна­ете, что обозначают глаголы в форме повелительного наклонения, как они образуются, научитесь употреблять их в своей речи.

Задание 1. Заполните таблицу, пользуясь теоретическими сведениями § 14 на стр. 70—71.

Наклонение

Значение

Образование

Примеры

Повели-тельное

приказ, просьба, побуждение к действию

Форма 2-го лица ел. ч. (основа наст./буд. вр. + окончание и или нулевое окончание). Форма 2-го лица мн. ч. (форма 2-го лица ед. ч. + формообразовательный постфикс -те)

уйди, помогите, послушай, прочитайте

Задание 2. Найдите и выпишите формы повелит. наклонения. Покажите, как они образованы.

Не можешь — сумей,

Не знаешь — узнай,

Не бойся скалы отвесной.

Пробуй,

Ищи,

Свершай,

Достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней. Л. Татьяничева


Сумей = сумей- + -□; узнай = узнай- + -□; не бойся = бой-...-ся + -□; пробуй = пробуй- + -□; ищи = ищ- + -и; свершай = свершай- + -□; достигай = достигай- + -□.

б) Взаимообучение в парах.

Расскажи товарищу о глаголах в повелит. наклонении. Попроси его ответить на вопросы:

  1. Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?

  2. В каких формах они употребляются?

  3. Как образуются?

4. Попроси товарища привести примеры глаголов в форме повелительного наклонения.


в) Закрепление изученного материала. Упр. 124.

С –и

Беги, расстели, маши, береги, воткни, положи, вырви, ползи

С нулевым окончанием

Режь, напой, посыпь, выстирай, ешь, поезжай, раздавай, ляг, жуй, давай, сядь, тронь, порть, доешь, создавай

г) упр. 125.

д) упр. 126.

Приготовить (приготовь, приготовьте), назначить (назначь, назначьте), спрятать (спрячь, спрячьте), лакомиться (лакомься, лакомьтесь), отсыпать (отсыпь, отсыпьте), умножить (умножь, умножьте). !!! У глаголов МОРЩИТЬ, ЧИСТИТЬ есть две формы: с -и и с ь.

е) Игра «Рецепт счастья».

— Давайте попробуем составить рецепт счастья для всех людей. Глаголы в форме какого накло­нения вы будете использовать? (Учащиеся, употребляя глаголы повелительного наклонения, за­писывают на листочках одно предложение, прикрепляют на доску, озвучивают.)

Рецепт счастья может быть таким: Извлекай уроки из прошлого, живи настоящим и строй планы на будущее! Умей прощать! Благодари за добрые дела и жизнь! Цени и береги каждую минуту жизни! Избавляйся от зависти и злости!

Выписывается несколько глаголов, объясняется, как они образованы.


ж) Составьте предложения с приведенными на стр. 72 формами:

лечь — ляг-(те); бежать — беги-(те).


з) Продолжите пословицы.

Выпишите глаголы в форме повелит. наклонения. Обратите внимание на правописание ь.

Семь раз отмерь ... а старых не теряй.

Век живи ... пока горячо.

Куй железо ... люби и саночки возить.

Новых друзей наживай ... век учись.

Любишь кататься ... один раз отрежь.


и) Наблюдение.

Образуйте от глаголов мерзнуть, платить, говорить формы 2-го лица мн. числа изъявит. наклонения и формы 2-го лица мн. числа повелит. наклонения. Чем они различаются?

Изъявительное наклонение

Повелительное наклонение

Мёрзн-ете

Мерзн-и-те

Пла'т-ите

Плат-и'-те

Говор-ите

Говор-и-те

Составление алгоритма по схеме на стр. 74.

Определяем наклонение глагола

Повелительное Изъявительное

Определяем спряжение

I – ЕТЕ, II – ИТЕ

к) Упр. 132. (По-разному пишутся формы изъявительного и повелительного на­клонения глаголов крикнуть, вспахать, хлопотать, доказать, взглянуть.)

Запись в тетради:

а) Напиш…те отзыв о книге. – Если вы напиш…те интересно, ребята тоже захотят его прочитать.

б) Когда вы дыш…те, лёгкие очищаются. – Во время зарядки дыш…те ровно.

в) Отыщ…те значение слова в толковом словаре. – Когда вы отыщ…те, составьте с ним предложение.

Сколько из глаголов повелительного наклонения мели, пряди, соли, окуни, попугай пишутся так же, как и существительные, но имеют другое ударение?


— Каждый человек ищет свой золотой ключик к общению. Но есть универсальное, прове­ренное временем и доступное абсолютно всем средство успешного доброжелательного обще­ния — это речевой этикет. Золотым правилом речевого этикета является выражение вежливости в общении.

Чтобы выразить извинение, говорят: прости(те); прошу прощения; прошу меня простить; прости(те), пожалуйста; извини(те); прошу извинить; прими(те) мои извинения; извини(те), пожалуйста; прино­шу свои извинения и др.

Просьбу выражают словами: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, если вас не затруднит, если тебе не трудно, не сочтите за труд, не откажите в любезности, сделай(те) одолжение, окажите любезность, будь другом, уважьте мою просьбу, обращаюсь к вам с просьбой, не можете ли вы, мож­но ли вас попросить, нельзя ли вас попросить, не затруднит ли вас, я прошу вас и др.


IV. Рефлексивный этап.


V. Этап предъявления домашнего задания.

§ 14, упражнение 131 (средний, достаточный уровень), написать стихотворение для физкуль­тминутки или монолог одного из наклонений (по желанию на высокий уровень).