СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Пушкин "Зимняя дорога"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Пушкин "Зимняя дорога"»

Тема: А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

Цели: познакомить учащихся с биографией писателя, с историей создания произведения; проанализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства; уметь определять тему, идею стихотворения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Объявление темы и целей урока

Сегодня мы совершим путешествие в далекое, далекое прошлое, когда жил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Вот его портрет.

(Портрет прикреплен на доске).

В это время не было ни железных дорог, ни машин, ни автобусов.

- Как вы думаете, на чем тогда ездили люди?

(На лошадях).

- Верно. Люди ездили на лошадях в кибитках. Лошадьми управлял ямщик.

А.С. Пушкину приходилось много раз и не по своей воле переезжать с одного места на другое.

Зимней скучной дорогой ехал поэт в ссылку из Петербурга в свое имение Михайловское. Эта дорога навела на него тоску и одиночество.

В одном из своих стихотворений Пушкин и нарисовал картину зимней дороги.



Слово учителя. Биография писателя

Кто не знает Александра Сергеевича Пушкина, одного из величайших поэтов всех времён и народов? Его имя гремит по всему миру, памятники ему стоят даже на краю света, а поэзией Пушкина и в наши дни очарованы миллионы человек. Поэтов такого масштаба в мировой истории можно пересчитать по пальцам, и Пушкин по праву занимает в их ряду одно из первых мест.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, в семье майора в отставке, потомственного дворянина, Сергея Львовича Пушкина. Мать Надежда Осиповна была правнучкой Абрама Ганнибала, знаменитого «арапа Петра Великого». Именно от матери и ее африканских корней унаследовал Пушкин свой горячий нрав, необузданную любовь к жизни, а поэтический талант позволил ему виртуозно переносить пышущие страстью мысли на бумагу, заражая своими чувствами современников и потомков.

Помимо Саши в семье было еще двое детей: Лев и Ольга. Родители Александра были людьми очень образованными даже по меркам своего времени, когда всему светскому обществу было свойственно знание латыни и французского языка, иностранной и отечественной истории, литературы. В доме постоянно бывали видные творческие личности: художники, поэты музыканты.

Домашнее образование Александра Сергеевича было превосходным, но вряд ли бы изучение французской словесности могло бы подарить миру того поэта, которого мы все знаем и любим, с его трепетным отношением к истории Руси, народным сказкам, легендам, преданиям и к русскому народу. За эту любовь Пушкина ко всему русскому отдельная благодарность его бабушке, в деревне у которой он проводил немало времени. Мария Алексеевна сама говорила и писала только по-русски, и именно она наняла в услужение няню Арину Родионовну.

Благодаря няниным сказкам, рассказам, ее певучему говору и искренней любви маленький мальчик привык к звучанию народной речи, ее природной красоте и поэтичности. Впоследствии это позволило уравновесить типично «французское» воспитание и образование, которое тогда было свойственно всей дворянской России. Даже свое первое стихотворение юный Пушкин написал на французском языке.

Впрочем, виной тому была не только любовь к иностранному языку, но и экзотическая национальность африканского прапрадеда. Именно происхождение и наследственность во многом повлияли на формирование горячего характера и яркой внешности поэта.

Саша в детстве не только обучался языку и иным наукам у французских гувернеров, да слушал сказки Арины Родионовны. Мальчик очень много читал, занимаясь самообразованием. В его полном распоряжении была великолепная отцовская библиотека, книги из библиотеки семейства Бутурлиных и дяди Василия Львовича.

Именно в компании дяди впервые попал двенадцатилетний Пушкин в столичный Петербург, дабы поступить в только открывшийся Царскосельский лицей. Лицей находился под патронажем императорской семьи и располагался во флигеле, примыкавшем к Екатерининскому дворцу. Александр вошел в число первых тридцати учеников, обучавшихся в его стенах различным премудростям.

В 1817 году Александр Пушкин поступил в коллегию иностранных дел. К тому времени семья поэта перебралась в столицу. Жили Пушкины в Коломне, на Фонтанке, занимая квартиру из семи комнат на третьем этаже. Здесь Пушкин проживал с 1817 по 1820 годы. Считается, что именно в этой квартире поэт написал принесшие ему славу произведения: оду «Вольность» и поэму «Руслан и Людмила».

Круг общения поэта был весьма разнообразен: он дружил с гусарами и поэтами, с художниками и музыкантами, влюблялся, дрался на дуэлях, посещал театры, модные рестораны, салоны, литературные кружки. Женщины всегда занимали в его жизни и творчестве одно из главных мест, а в пору молодости особенно. Пушкин восхищался своими музами, посвящал им стихи, превознося их душевные качества. Сердечные переживания юного Александра Сергеевича по большей части носили возвышенный, платонический характер.

К этому периоду относится предложение руки и сердца младшей дочери Олениных, Анне. Пушкин часто посещал особняк Олениных на Фонтанке, где собирался весь литературный свет Санкт-Петербурга. Получив отказ от Анны Олениной, поэт вскоре встретил новую музу, племянницу хозяйки дома, Анну Керн. Ей он впоследствии посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновение».

Ситуация с предложением руки и сердца осложнилась рядом фактов. Родители Пушкина и родители его будущей жены находились в весьма стесненных обстоятельствах, если не на грани разорения. Гончаровы не могли дать за своей красавицей-дочерью никакого приданого, а это в высшем свете считалось моветоном. Отец поэта с трудом смог выделить для сына одну деревеньку в двести душ крестьян, которая находилась поблизости от его родового имения в Болдино.

Пушкину пришлось ехать в Болдино, чтобы вступить в права владения Кистеневкой. Поэт планировал впоследствии заложить ее, чтобы собрать приданое для своей невесты. 3 сентября 1830 года Александр Сергеевич приехал в Болдино (до этого он жил то в Петербурге, то в Москве). Пушкин намеревался быстро покончить с делами, вернуться в Москву к Натали и сыграть свадьбу, на что уже было получено личное благословение государя.

Однако планы жениха разрушила эпидемия холеры. Из-за этой страшной болезни дороги от Болдина на Москву, как и везде в центральной части России, были перекрыты. Это невольное затворничество подарило миру немало чудесных стихов, повестей и поэм, среди которых были «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «История села Горюхина» и другие шедевры.

Пушкин признавался, что всегда больше любил осень и зиму, в холодное время года он обычно испытывал необыкновенный прилив энергии и желание писать. Период с сентября по декабрь 1830 года пушкиноведы назвали Болдинской осенью. Она стала золотой порой для Александра Сергеевича, который вдохновенно творил вдали от суеты столиц и повседневных хлопот.

В Москву Пушкину удалось вернуться только 5 декабря, и 18 февраля 1831 он, наконец, обвенчался с Натальей Гончаровой. В момент обмена кольцами кольцо, которое держал поэт, выскользнуло у него из рук, а свеча погасла. Пушкин счел это дурным предзнаменованием, но все равно был безмерно счастлив.

Поначалу молодожены жили в Москве, в доме на Арбате, но потом новоиспеченный супруг рассорился с тещей, и Пушкины уехали. Некоторое время они снимали деревянный домик в Царском селе, столь милом сердцу поэта. К тому же Николай I изъявил желание, чтобы жена Пушкина украшала собою придворные балы, которые император давал в Екатерининском дворце.

Дуэль и смерть

В 1833 году император пожаловал Александру Пушкину камер-юнкерский титул. Поэт был глубоко оскорблен, поскольку это звание давали лишь неоперившимся юнцам, а ему было уже тридцать пять. В то же время титул камер-юнкера давал доступ ко двору, а Николай желал, чтобы Наталья Пушкина присутствовала на императорских балах. Что касается самой Натали, которой было всего двадцать два года, она страстно желала танцевать, блистать и ловить на себе восхищенные взгляды.

Пока император платонически ухаживал за Натальей Николаевной, Александр Сергеевич тщетно пытался поправить финансовые дела. Он брал у государя ссуду за ссудой, опубликовал «Историю Пугачева», затем взялся за издание журнала «Современник», где печатались произведения Гоголя, Вяземского, Тургенева, Жуковского и самого Пушкина. Однако все его проекты оказались убыточными, а долг перед казной все возрастал.

1836 год оказался несчастливым для Александра Сергеевича. Он много работал, пытаясь разобраться с долгами. Весной умерла его мать, и поэт очень горевал. Далее последовали сплетни, связанные с именем Натальи Николаевны и гвардейцем-французом бароном Дантесом, который без стеснения ухаживал за супругой Пушкина.

Первая дуэль стараниями друзей поэта все же не состоялась, хотя Александр Сергеевич готов был с оружием в руках защищать честь своей Натали, в верности которой был абсолютно уверен.

Вскоре по столице вновь поползли слухи, да и сам Геккерн интриговал против Пушкина и его жены, стараясь опорочить обоих. Взбешенный поэт отправил послу оскорбительное письмо. Геккерн не имел возможности лично драться на дуэли, поскольку это означало крах его дипломатической карьеры, и Дантес, выступая в защиту своего приемного отца, вызвал Александра Сергеевича на дуэль.

Роковая встреча противников состоялась 27 января 1837 года на Черной речке. Пуля, выпущенная французом, пробила шейку бедра и попала в живот Пушкину. Это и стало причиной смерти поэта, поскольку в то время такое ранение было неизлечимо. Два дня прожил Александр Сергеевич в страшных мучениях.

Не теряя мужества и присутствия духа, Пушкин переписывался с императором, который пообещал взять на себя заботу о его семье, исповедался священнику, попрощался с близкими и скончался 29 января (10 февраля – по новому стилю) 1837 года.

Интересные факты

  1. В 4-летнем возрасте будущий великий поэт едва не погиб под копытами императорского коня.

  2. У Пушкина была одна странная фобия — он боялся сломать длинный ноготь на мизинце, а потому во все поездки всегда брал с собой золотой напёрсток.

  3. Юный Пушкин был очарован французским языком и французской поэзией, за что получил от своих сверстников прозвище «Француз».

  4. Из 30 учеников лицея Пушкин по суммарной успеваемости занял 26-е место на момент окончания этого престижного учебного заведения.

  5. Будучи несдержанным на язык и очень вспыльчивым, Пушкин принимал участие во множестве дуэлей. Однажды он даже стрелялся со своим близким другом Кюхельбекером, который вызвал поэта на дуэль из-за обидной для него шутки. К счастью, всё обошлось, так как секунданты зарядили им пистолеты не пулями, а клюквой.

  6. Так как жена Пушкина была выше его на пол-головы, на светских мероприятиях он к ней не подходил, чтобы эта разница в росте не бросалась людям в глаза.

  7. Будучи поклонником карточных игр, Пушкин часто проигрывал крупные суммы денег.

  8. В своих рукописях Пушкин оставлял много рисунков, очень, кстати, талантливых.

  9. Пушкин пережил 20 дуэлей, но 21-ая стала для него роковой.

  10. Тургенев считал стихи Пушкина лекарством от депрессии, и в случае плохого настроения рекомендовал прочитать их не менее десятка.

  11. Известное стихотворение «Граф Нулин» было написано Пушкиным за одну ночь, когда ему срочно потребовались деньги для уплаты долга.

  12. Первая дуэль Пушкина состоялась ещё в годы его обучения в лицее.

  13. В Эфиопии есть памятник Пушкину, на постаменте которого написано «Нашему поэту». Ничего удивительного — у Пушкина ведь были эфиопские корни (интересные факты об Эфиопии).

  14. После гибели Пушкина император лично погасил все его долги, несмотря на то, что его взаимоотношения с поэтом можно было назвать довольно натянутыми.

  15. В 8-летнем возрасте Пушкин уже писал стихи на французском языке.

  16. Идею написания знаменитого «Ревизора» Гоголю подкинул именно Пушкин.

  17. Идею написания знаменитого «Ревизора» Гоголю подкинул именно Пушкин.

  18. Брат Пушкина отзывался о нём, как о непривлекательном мужчине.

  19. Всего Пушкин владел более чем десятью различными языками.

  20. Именно благодаря Александру Сергеевичу русский язык обогатился множеством новых слов.

Словарная работа

В стихотворении, которое мы будем читать сегодня, встречается слово туманы. Все вы знаете, что такое туман. Скажите предложения с этим словом. (Утром был сильный туман. Из-за тумана ничего не видно).

Двести с лишним лет назад слово «туман» употреблялось в значении «облако» («туманы-облака»).

- Еще в стихотворении встречается слово поляны. Где вы видели поляны? (В лесу).

Полянами называются также широкое ровное пространство – равнины.

- А еще встретится выражение «версты полосаты». Вёрсты полосаты – это столбы, окрашенные в белый и черный цвет, стоящие вдоль дороги через каждую версту.

(Учитель показывает их на иллюстрации).

Верста – мера длины чуть больше километра. Раньше расстояние измерялось не километрами, а верстами.

Какая картина представилась вам, когда слушали это стихотворение?

(Ученики рассказывают).

- Теперь вы прочитайте это стихотворение про себя. При чтении отметьте слова, которые вам непонятны.

- Какие слова вам непонятны?

Мне непонятно слово «глушь»?

Глушь – глухое место, удаленное от людей.

Я не понимаю слово «борзая»?

Борзая (тройка) – быстрая.



История создания

Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 г. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора – Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней. Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе, под образом таинственной Нины скрывается София.

Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г. Пушкина уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту свое покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряженным.

Впервые «Зимний вечер» увидел мир в 1828 г. в журнале «Московский вестник».

Аналитическая беседа

1) Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»?

(Потому что она описана в зимнее время).

2) В какое время суток описывается зимняя дорога?

(Ночью).

3) Как Пушкина описывает небо, луну? Прочитайте.

4) Как описана местность, по которой пролегает дорога? Прочитайте. Как вы понимаете выражение черная хата?

В старину курная изба, которая топилась по-черному, т.е. без трубы. При отоплении дым заполнял всю избу и стены были закопченные, черные, поэтому и название «черная хата».

5) - Посмотрите на иллюстрацию. Опишите изображенную на ней местность.

(Однообразная снежная равнина, пустынная, безлюдная, глухая, не видно ни одной хаты, только одни полосатые версты).

Пушкин несколькими словами нарисовал картину: широкие, занесенные снегом равнины. Среди них пролегает столбовая дорога. Луна выглядывает из-за облаков, и её печальный свет струится на дорогу. Не видно ни хаты, ни огонька. Глухо, пустынно, безлюдно.

И вот тишина нарушается.

- Кого вы видите на этой иллюстрации?

(Трех белых запряженных коней).

- Как можно назвать их по-другому?

(Тройка).

Посмотрите, какие они красивые. К дуге средней лошади прикреплен колокольчик.

- Что они делают?

(Они бегут по дороге).

- Кто управляет лошадьми?

(Ямщик).

- Как вы думаете, кто едет в кибитке?

(В кибитке едет Пушкин).

6) - Что сказано в стихотворении о тройке?

(«По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит»).

) - Какие звуки вы слышите?

(Скрип полозьев, колокольчик, песню ямщика).

- Как гремит колокольчик? Прочитайте.

Учитель объясняет слова:

однозвучный – издающий один и тот же, монотонный звук;

утомительно – вызывает утомление, усталость.

- Пушкин подчеркивает этими словами утомительность и однообразие дороги.

- Что за песни поет ямщик? Прочитайте.

Как вы понимаете выражение «разгулье удалое»?

(Буйное веселье).

- Какие песни поет ямщик?

(Веселые и грустные).

- Русский народ создал много грустных песен, в которых говорится о его невеселой жизни. Но русский народ любит и веселые песни, ему хотелось иногда забыть о своем тяжелом житье. Поэтому в одних песнях слышится «разгулье удалое», в других – «сердечная тоска».

Как Пушкин говорит об этих песнях? Прочитайте.

(«Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика»).

- Почему в них слышится что-то «родное»?

Родное – это русское.

- Пушкин любил русский народ, его песни и сказки.

8) - Какой же представляется поэту вся эта картина дороги?

(Унылой, скучной, грустной, печальной).

Какие слова и выражения помогают вам представить однообразие и скуку зимней дороги? Найдите их в тексте стихотворения, прочитайте.

(Луна льет печально свет, печальные поляны, колокольчик однозвучный утомительно гремит, глушь и снег).

- Зимняя и скучная дорога навевала на поэта тоску. Эту тоску усиливал унылый голос ямщика, поющего грустные песни.

10) - Какие чувства испытывает поэт?

Чувства печали, грусти, усталости, одиночества).

11) - Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

(Грустное, печальное).

- Видите, как замечательно Пушкин подобрал слова и выражения: картина зимней, скучной дороги встает перед нашими глазами, когда мы читаем стихотворение, и настроение поэта, его чувства передаются нам.


Тема

В русской литературе многие поэты развивали зимнюю тематику. У Пушкина она тесно связана с душевными переживаниями. Автор раскрывает две темы – красоты зимней природы и «сердечной тоски».

центре произведения лирический герой, второстепенные образы – Нина и ямщик.

Лирический герой едет по зимней дороге, наблюдая за природой. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется мужчине скучной и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.

Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничего не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты». Глушь еще больше угнетает героя.

Скука героя немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что мужчина влюблен в нее, ведь говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь».

В последней строфе путник оставляет грезы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.

После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: даже веселые зимние пейзажи могут превратиться в унылые картины, если рядом нет близкого человека; природа способна отражать все чувства человека

Средства выразительности

Зимний пейзаж создается помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты: «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты».

Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры: «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик». Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы, например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: «То разгулье удалое, то сердечная тоска».

Для того чтобы передать печаль героя А. С. Пушкин в трех катренах использует оборванные предложения.

Итог урока

Тема стихотворения – печальное очарование зимней природы и «сердечная тоска».

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».

Эпитеты – «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты».

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения