Тема: «Решение задач с помощью рациональных уравнений»
Класс: 8
Предмет: Алгебра
Учитель: Устинова А. Н.
Цели урока:
Обучающая:
-закрепление понятия дробно-рационального уравнения;
-составление математической модели задачи, перевод условия задачи с обычного языка на математический;
-проверка уровня усвоения темы путем проведения проверочной работы.
Развивающая:
-развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
-развитие интеллектуальных умений;
-развитие умения принимать решения.
Воспитательная:
-воспитание познавательного интереса к предмету;
-воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
-воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.
Задачи:
1) актуализировать знание решения дробных рациональных уравнений, умение решать задачи при помощи рациональных уравнений; добиться усвоения алгоритма решения задач;
2) Познавательные: овладение основами логического и алгоритмического мышления;
Регулятивные: развитие умения читать и записывать информацию в виде различных математических моделей, планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками,
3) - воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: презентация, конспект урока, компьютер, проектор.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. С какой целью вы сегодня пришли на урок? Ответить на этот вопрос вам помогут кружочки разных цветов: если вы пришли научиться чему-то новому – поднимите красный, если добросовестно выполнять задания учителя – зеленый, а если потому что этот урок стоит в расписании – желтый кружок.
Прозвенел звонок - начинается новый урок, на котором будем учиться математике, а значит жизни.
Ведь жизнь перед нами ставит постоянно много вопросов, задач, на которые надо найти ответ непременно и именно только нам. И от правильности найденного решения зависит порою очень многое в жизни. Бывает так, что жизнь ошибок не прощает…
Математика считается царицей всех наук, потому что……? Пазл «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит», …….(слайд 2,3) Умения мыслить, анализировать, сопоставлять, делать выводы, считать помогают нам найти правильное решение жизненных проблем.
На доске ребус, который необходимо разгадать и тем самым определить
ключевое слово урока. (слайд 4)
Правильно, это слово «задача». Ведь именно при решении различного рода задач развиваются эти мыслительные процессы.
Задачам отводится много места, как в школьном курсе математики, так и на экзамене по математике в 9 классе и на ЕГЭ в 11 классе.
Ещё начиная с начальной школы, вы учились решать разные, теперь уже не сложные для вас, задачи. С каждым годом вы узнавали всё новые и новые методы и способы их решения. А сегодня мы будем ……(ответы обучающихся на определение темы урока):
-решать задачи, решение которых сводится к дробно-рациональным уравнениям, а также составлять задачи.
Итак, тема урока «Решение задач с помощью рациональных уравнений»
Предлагаю самостоятельно сформулировать цели урока.
Пожелания обучающимся:
1. Увеличить объем своих знаний на уроке.
2. Смело высказывать свое мнение, приводить свои способы решения задач, сомневаться, и даже ошибаться в чем-то.
3. Сделать себе установку: « Я все могу, все решу».
Эпиграфом к нашему уроку я взяла такие слова:
«Если хотите научиться плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». Джордж Пойя. (слайд 5)
2. Актуализация знаний
Любая работа будет результативной, если она будет спланирована. Есть план и нашей работы на уроке. Перед вами маршрутные листы (приложение 1) , в которых определены этапы нашего урока. Я попрошу вас объективно оценить себя на каждом этапе по 5-бальной системе. Оценок сегодня не будет, а ваши поставленные баллы помогут нам спроектировать дальнейшую работу.
Фронтальный опрос, устная работа с классом.
-Исходя из темы урока, чтобы решать сами задачи первоначально надо уметь решать рациональные уравнения, которые включают в себя…..целые уравнения и дробно-рациональные, и квадратные уравнения. Среди данных уравнений выберите те, которые являются дробными рациональными :
Назовите общий знаменатель дробей, входящих в уравнения: (Слайд 7)
Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
Решить получившееся целое уравнение.
Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
Записать ответ
Теперь открываем тетради, записываем сегодняшнее число, «классная работа».
Решите уравнение:
3. Изучение нового материала.
Цель: выявить структуру задачи, решаемой при помощи дробных уравнений. Работа проходит в форме беседы.
- Мы научились решать дробные уравнения. А для чего они нужны? Какие задачи приводят к их появлению?
- Такие, в которых одна величина выражается через другие при помощи дробного выражения (содержащего переменную в знаменателе). (слайд 9)
;
;
;
;
.
- Мы с вами сегодня рассмотрим в основном задачи на движение….
Знакомство с этапами решения задачи. (слайд 10)
Решение задач (слайд 11-21)
Физминутка (слайд 22)
4. Закрепление изученного материала.
Цель: научить составлять уравнение по условию задачи наиболее рациональным способом.
№ 618.
- Чтение задачи, ввод переменной, составление таблицы
- Составление уравнения и решение
- Запись ответа
Решение: т.к. требуется найти скорость, обозначим меньшую буквой х и заполним таблицу:
Вид движения | Скорость (км/ч) | Расстояние (км) | Время (ч) |
Первый автомобиль | х | 120 | |
Второй автомобиль | х+20 | 120 | |
(слайд 23)
меньше
на 1 час
Составим уравнение:
-
= 1
Уравнение имеет 2 корня 40 или – 60, но второй не подходит по условию задачи.
Ответ: скорость одного автомобиля 40 км/ч, другого 60 км/ч.
Работа в парах. Задание – записать в таблицу данные.
Теплоход прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения, затратив на весь путь 8ч. Найдите собственную скорость теплохода, обозначив её х км/, если скорость течения реки 3 км/ч
| S км | V км/ч | t ч |
по течению | | | |
против течения | | | |
Знаменатель обыкновенной дроби больше ее числителя на 3. если к числителю этой дроби прибавить 7, а к знаменателю – 5, то она увеличиться на 0,5. найдите эту дробь.
| Было | Стало |
Числитель | | |
Знаменатель | | |
5. Итог урока
Давайте подведем итог урока.
Какие задачи мы сегодня с вами научились решать? Какие этапы следует учесть? Молодцы!
6. Рефлексия (Притча) (слайд 25)
Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановил их и задал каждому один и тот же вопрос «Что ты делал целый день?» Первый ответил, что целый день возил эти проклятые камни. Второй ответил: «Добросовестно выполнял свою работу», а третий: «Строил храм».
Ребята, вот и я задаю каждому из вас тот же вопрос: «Что ты делал целый урок?» Кто из вас считает, что он таскал тяжелые камни – поднимите желтые кружочки, добросовестно работал – зеленые, строил храм знаний – красные.
- Оценить свой уровень умения решать задач с помощью дробных рациональных уравнений.
- Что вызывает затруднения?
(Заполнить последнюю строчку листов. Заслушать высказывания обучающихся по желанию).
7. Д/З разобрать задачи п. 26, решить № 620
Спасибо за урок.