Урок окружающего мира 4 класс УМК Перспектива
Тема урока: В холодной тундре
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; Задачи урока: 1.познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; 2.развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой, дополнительным материалом; 3.воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, формировать умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
организовать и упорядочить знания;
принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
отстаивать свои права.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные
получить представление о природной зоне тундры;
познакомиться с географическим положением тундры;
познакомиться с климатическими условиями зоны;
узнать особенности растительного и животного мира тундры;
познакомиться с населением тундры и его деятельностью.
Используемое оборудование:
карта «Природные зоны России»; презентация к уроку по теме "Тундра"
компьютер с выходом в Интернет
(https://resh.edu.ru/subject/lesson/4592/train/158428/
Российская Электронная Школа, тренировочные задания)
Ход урока.
1.Организационный момент:
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Куда мы с вами отправлялись в путешествие на прошлом уроке? (В ледяной пустыне)
- Как еще называют эту зону? (Зона арктических пустынь) Почему такое название? Обоснуйте свой ответ
-Дома вы выполняли в печатной тетради на с49, задание №6 (В дополнительной литературе, Интернете найди информацию о каком-либо растении или животном тундры, подготовь небольшое сообщение, запиши основные сведения для своего сообщения.) Вы сейчас поработаете в парах, прослушайте сообщения друг друга. Выберите самые важные, основные сведения, регламент 3 минуты. Дайте рекомендации своему соседу. (Работа в паре)
-Какие источники информации вы использовали?
3. Актуализация знаний, сообщение темы и задач урока
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
Посмотрите по карте, какая природная зона граничит с зоной арктический пустынь?
Сформулируйте тему урока.
План изучения природной зоны
1.Географическое положение, климат.
2.Растительный мир.
3.Животный мир.
Какие задачи вы поставите на урок?
4. Изучение новой темы
1)Для знакомств с географическим положением и климатом мы поработаем со статьёй учебника на с 84-85 (чтение «со стопами» для просмотра презентации)
2)- Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями. Для того, чтобы познакомиться с животными и растениями тундры, мы разбились по группам.
У вас на столах лежат задания и дополнительный материал, а также можно воспользоваться информацией и иллюстрациями на с 85-86.
1 группа: Дайте общую характеристику растительного мира тундры. Перечислите растения тундры.
2 группа: Как растения тундры приспособились к нелегким природным условиям?
3 группа: Дайте общую характеристику животного мира тундры. Перечислите растения тундры.
4 группа: Как животные тундры приспособились к нелегким природным условиям жизни?
- Ваша задача: внимательно прочитать задание, распределить обязанности каждого человека в группе, выполнить задание. Не забудьте выбрать того, кто будет представлять работу вашей группы.
Работа в группах
3) Сообщения групп
5. Проверка первичного усвоения нового материала
Сейчас вы выполним тренировочные задания с сайта «Российская электронная школа (с проверкой на сайте). Каждая группа будет выполнять по очереди.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4592/train/158428/
6. Закрепление
Выполните задание № 6, с 49 в печатной тетради (Составить цепь питания, характерной для тундры. Сравни её со схемой предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне тундры.)
7. Домашнее задание
Вопросы на с 87 «Проверь себя»
8. Рефлексия
-Дети, сегодня у нас был необычный урок. Вы все хорошо поработали. И мне очень хочется узнать ваши впечатления от урока.
- Какие моменты урока вам понравились? (Высказывания детей)
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Давайте оценим работу каждой группы? ( оценки)
Карточки
1 группа: Дайте общую характеристику растительного мира тундры.
Какие деревья, кустарники, травы растут в тундре? Что для них характерно? Перечислите растения тундры.
2 группа: Как растения тундры приспособились к нелегким природным условиям?
3 группа: Дайте общую характеристику животного мира тундры.
Птицы(растительноядные): чем питаются, оседлые, перелетные. окраска, оперение
Звери травоядные: чем питаются, мех, окраска
Птицы(хищные): чем питаются, оседлые, перелетные. окраска, оперение
Звери хищные: чем питаются, мех, окраска
4 группа: Как животные тундры приспособились к нелегким природным условиям жизни? Что в строении тела, питании, образе жизни животного помогает ему выжить в условиях тундры?
5 группа: Какие экологические связи сложились в тундровом сообществе? Составьте цепи питания.