СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Заглавная буква в именах собственных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Заглавная буква в именах собственных"»

Класс: 1


Тема: "Заглавная буква в именах собственных"


Тип урока: урок - изучение нового материала


Цели:

-познакомить учащихся с новой орфограммой - заглавной буквой в именах, отчествах и фамилиях, в кличках животных;

-учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных.


Задачи:

  • обучающие

- научить распознавать имена собственные;

- научить писать имена собственные с заглавной буквы;

- научить использовать полученные знания на практике.

  • развивающие

- развивать внимание, речь, память, орфографическую зоркость; 

- развивать умение находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы;

- развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

  • воспитательные

- воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;

- воспитывать интерес к урокам русского языка;

- воспитывать ответственность, аккуратность и самостоятельность.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, компьютерная презентация (приложение 1)


План урока:

1. Организационный момент. (1 минута)

2. Разминка (массаж) пальцев (1 минута)

3. Минутка чистописания (2 минуты)

4. Проблемный вопрос (3 минуты)

5. Формулирование темы урока, постановка цели (3 минуты)

6. Работа над новым материалом (7 минут)

7. Физкультминутка (1 минута)

8. Первичное закрепление нового материала (20 минут)

9. Подведение итогов (2 минуты)


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

1. Организационный момент

Парта – это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

2. Разминка (массаж) пальцев

-Прежде чем мы приступим к уроку, давайте разомнем наши пальчики!

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальцы погулять.

Этот палец – самый сильный

Самый толстый и большой!

Этот палец для того,

Чтоб показывать его.

Этот палец самый длинный

И стоит он в середине

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый

А мизинчик хоть и мал,

Зато ловок и удал

Раз, два, три, четыре, пять –

Будут пальчики писать! (слайд 1)

3. Минутка чистописания

-Назовите первый звук в слове роза. [р]


-Теперь открываем тетрадочки, записываем число и затем напишите строчку буквы Р заглавной и р строчной. Только красиво! (образец можете посмотреть на слайде 2)

4. Проблемный вопрос

Проблемный вопрос (слайд 3) устно

-Читая книгу девочка Маша увидела, что слово роза написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Роза, написанное с большой буквы. Как вы думаете могло ли так быть?



-Молодцы! Так почему же слово "роза" у нас имеет разное написание? Звучит же оно одинаково.





-Ребята абсолютно правильно! (слайд 4). Посмотрите "роза" может быть и цветком и именем девочки.

-Какие еще похожие слова вы знаете?





-Какие вы молодцы ребята!

5. Формулирование темы урока, постановка цели



-Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока?


-Верно, посмотрите на (слайд 5), там написана тема нашего урока и прочитайте ее еще раз


-Как думаете какую цель мы перед собой поставим?






-Совершенно правильно, посмотрите на (слайд 5) и прочитайте цель нашего урока.


-Молодцы ребята! Вы все правильно определили!

6. Работа над новым материалом

-Прежде чем мы приступим к новой теме урока, давайте посмотрим на (слайд 6)

-Что там у нас такое интересное? Давайте прочитаем, Андрей читай.


-Что же такое нам прочитал Андрей?





-Верно! А что же относится у нас к именам собственным? Только наши имена и фамилии?





-Молодцы ребята! Смотрите сколько всего относится к именам собственным!

-Давайте прочитаем правило со (слайда 7). Читаем про себя.

-Кто может рассказать мне правило? Давай Настя отвечай.



-Молодец Настя!

-Теперь давайте посмотрим на (слайд 8). Какое у нас там задание?


-Верно, делаем устно. Как назвать слова одним словом в первой строчке, это у нас что?


-Все согласны, что это имена?


-Давайте проверим (общее слово появляется на слайде). Правильно! А что такое у нас во второй строчке?

-У всех так?


-Давайте проверим (общее слово появляется на слайде). Вы оказались правы. Давайте посмотрим на третью строчку, а это что такое?


-Точно фамилии? А может имена снова?


-Давайте проверим (общее слово появляется на слайде). Молодцы! И давайте посмотрим на последнюю строчку, там что такое? Я вот не знаю даже.

-А точно? Может так называют и людей?


-Давайте проверим! (общее слово появляется на слайде). Молодцы ребята, вас не обманешь.


-Что общего вы увидели в этих словах?


-Молодец! Все согласны с Настей?


-Давайте теперь встанем и разомнемся немного.

7. Физкультминутка

Вы наверное устали! (слайд 9)
А теперь ребята встали!

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

8. Первичное закрепление нового материала.

-Немного отдохнули. Давайте работать дальше. Посмотрите на (слайд 10) прочитайте задание про себя.

-Что нужно сделать?



-А какие слова? Где их будем брать?


-Верно. Подумайте самостоятельно какие слова нужно вставить, а потом мы проверим. Делаем устно.


-Смотрю готовность. Многие уже сделали, давайте проверять. Читаем по одному предложению уже с вставленными словами.


-Молодцы! Давайте теперь посмотрим на (слайде 11) какие же верные слова нужно было вставить.


-Умнички, практически все сделали верно.


-Теперь давайте посмотрим на (слайд 12) там нас ждет новое задание. Что нужно сделать?


-Работать будем вот так: первый ряд составляет предложение под цифрой 1, второй ряд по цифрой 2, третий ряд под цифрой 3. Можете немного совещаться, но только тихо! Даю вам несколько минуточек.


-Все ряды готовы?

-Давайте проверять. Соня читает предложение первого ряда.


-А как бы вы ребята написали Саша Соловьёв?


-А почему?




-Молодцы первый ряд! Давайте послушаем предложение второго ряда, прочитает нам его Максим.


-Что вы тут будете писать с большой буквы?


-Почему же?




-Молодцы! Давайте послушаем предложение третьего ряда, Вероника читай.


-Петухов будет писать с большой или маленькой буквы?


-А почему именно так?






-Умнички! Все ряды справились с заданием, проверьте свои предложения на (слайде 13)


-Теперь у нас с вами будет небольшое письменное задание. Берем рабочие тетради в линейку, число там у нас уже написано. Посмотрите на (слайд 14) там написано задание, прочитайте.


-Что же нужно сделать в этом задании?

-А какие именно имена собственные? Просто имя или кличку животного, может просто какие-то слова?



-На любую букву?


-Правильно! Все поняли задание?


-Тогда приступайте к выполнению задания, даю вам несколько минут. Одно слово на каждое имя собственное нужно написать точно, если придумаете можете больше слов. Только пишем без ошибок!


-Кто готов ручку на локоток!


-Все готовы?


-Давайте проверим. Кто написал какие имена собственные?


-Умнички! Все справились, зажигаем звезду рядом с заданием.


-И у нас с вами осталось одно маленькое задание, его будем делать устно. Смотрим на (слайд 15).


-Ребята забыли с какой буквы пишутся их имена, с большой или маленькой, давайте поможем им. Как у нас пишутся имена? Расскажите, чтобы ребята больше не забывали.


-Так, что же мы будем исправлять в этом стишке?


-Правильно! Посмотрите они все исправили? (слайд 16)


-Ребята говорят вам спасибо, что вы помогли им, надеемся они больше не будут допускать ошибки в написании своих имен.


-А чтобы вы не забывали с какой буквы пишутся имена собственные, давайте еще раз прочитаем и запомним (слайд 17)

-Кто прочитал молодец!

9. Подведение итогов

-Что вы узнали нового? 



-А что относится к именам собственным?




-Правильно! Какую цель мы перед собой ставили?





-Мы с вами ее достигли?


-И так что же нужно помнить при написании имен собственных?


-Вы сегодня очень хорошо поработали! Молодцы! Спасибо Вам всем за урок! (слайд 18)