Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пришла весна».
Цель: развитие связной речи по теме «Весна».
Программное содержание:
- учить подбирать слова-определения к существительному
- учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки
- учить детей составлять рассказ по опорным картинкам
- развивать слуховое внимание, мелкую моторику;
- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;
- уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;
- упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;
- упражнять в умении различать долгие и короткие звуки;
- уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны»;
- воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней
Материалы: конверт с письмом, карточки с изображением характерных признаков весны, перелётных птиц; бельевые прищепки, круг из жёлтой бумаги; раскраски с изображением подснежников, ватные палочки, краски, мяч.
Методы используемые в занятии: наглядные, словесные, игровые, практические.
Предварительная работа:
- Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей);
- рассматривание картинок с приметами ранней весны, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
- дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры;
- художественное творчество: рисование на тему весна(трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала.
Ход занятия:
Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Ребятам группы Непоседы». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло.
Воспитатель: Хотите узнать, что там?
Предлагаю присесть и посмотреть. Но сначала нужно отгадать от кого это письмо.
Загадка
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру —
Я глаза скорей протру,
А оно — всё ярче, ярче,
За окном — всё жарче, жарче…
Что это такое? —
Дети: Солнце!
Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце — самое большое и доброе. Вот оно спряталось в конверте. Ребята с солнышком произошла беда - рассыпались лучики. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко. А иначе не наступит весна.
Игра «Солнышко весной» ( подбор прилагательных)
Дети прикрепляют лучики - прищепки к солнцу подбирая прилагательные:
солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, желтое, веселое, румяное, лучистое…
Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. А что же случится дальше? В конверте лежат карточки- подсказки и они помогут нам узнать об этом.
Так что же произошло когда появилось весеннее солнце?
Достается карточка с изображением подснежников на проталине.
Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
-Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам показать, как распускаются подснежники.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Наши белые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши белые цветки закрывают лепестки.
Головками качают, тихо засыпают.
Воспитатель: Как красиво. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?
(Дети: Нет.)
Почему?
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Воспитатель достается картинка с изображением сосулек.
Воспитатель: А это что?
Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
-Стали таять сосульки и зазвенела капель. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: Посмотрим что же случилось потом.
Достает из конверта рисунок и с изображением ручейка. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
-Зажурчали ручьи. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.
Достается карточка, с изображением ветки с почками. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
-На деревьях и кустарниках набухли почки. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: Что же еще происходит весной?
Достается картинка с перелетными птицами. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
-С юга возвращаются перелетные птицы. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу? (Дети: у зверей появляются детеныши)
Воспитатель: Правильно, есть у нас такая картинка? Есть. Итог:
- У зверей появляются детеныши. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных. Вставайте в круг.
Игра в кругу (с мячом) «Мамы и малыши» .
Воспитатель: А у нас в конверте еще одна картинка, о чем она нам говорит?
Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
- Люди надевают облегченную одежду. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: Вот какой замечательный рассказ у нас получился. Давайте еще раз вспомним все, о чем мы говорили.(Идет закрепление материала)
Рассказ .
Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарниках набухли почки. Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели облегченную одежду.
Вызываются 1 - 2 ребенка для повтора рассказа.
Воспитатель: А у нас в конверте еще картинки. Только они не цветные. Я предлагаю вам взять краски, ватные палочки и раскрасить их в яркие цвета (продуктивная деятельность)