СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по теме: "В стране музыкальных инструментов".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление и знакомство с инструментами русского народного оркестра.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по теме: "В стране музыкальных инструментов".»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»

г. Ефремов Тульская область


Отдел «Художественное творчество»




Конспект открытого занятия по теме:

« В стране музыкальных инструментов»

по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Музыкальная капель»




Возраст учащихся:7 лет


педагог дополнительного образования:

Киреева Ольга Анатольевна





2016г.


Форма организации деятельности учащихся на занятии: лекция-беседа

Тип занятия – комбинированное

Цель занятия: расширить и закрепить знания об инструментах русского народного оркестра.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить со звучанием музыкальных инструментов: рожок, жалейка, свирель;

  • сформировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки;

Развивающие:

  • развивать чувство ритма с помощью игры на музыкальных инструментах;

  • развивать интерес учащихся к русским народным музыкальным инструментам;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к музыкальным ценностям русской культуры;

  • воспитывать любовь к музыке.

Методы

1.Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа.

2.Наглядный, практический методы.

4. Игровой метод.

Технологии

  • Личностно-ориентированная технология;

  • Здоровьесберегающая технология;

  • Информационно-компьютерная технология (ИКТ).

Оборудование для педагога: фортепиано, проектор, ноутбук, музыкальные инструменты: рубель, трещётка, треугольник, бубен, бубенцы.

Зрительный ряд: презентация по теме занятия, изображения народных инструментов: баян, домра, балалайка.

Музыкальный ряд: фонограмма (-1) русской народной песни «Как на тоненький ледок»

Литературный ряд: загадки о музыкальных инструментах народного оркестра.

Этапы занятия:

1. Постановка темы, цели занятия (2мин.)

2. Основная часть занятия (20мин.)

б) Физкультминутка (3мин.)

в) Музыкально-практическая работа (15мин.)

3. Итог и анализ занятия (5мин.)



Ход занятия

Педагог: (Слайд №1) Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну музыкальных инструментов, познакомимся с необычными, самобытными инструментами народного оркестра, послушаем их звучание и поучимся с их помощью аккомпанировать русскую народную песню.

П: Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд ….(Слайд №2)

Б

А

Я

Н

Т

Р

Е

Щ

Ё

Т

К

А



Р

У

Б

Е

Л

Ь

Т

Р

Е

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

Д

О

М

Р

А

Б

У

Б

Е

Н

Б

У

Б

Е

Н

Ц

Ы

Б

А

Л

А

Л

А

Й

К

А








У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…

У: Баян. (Слайд №2, слово по щелчку)

П: Это что за разговор?

То ли ссора, то ли спор.

Как сороки, затрещали,

Инструмент такой узнали?

Тараторит, буд-то тётка,

Называется…

У: Трещотка. (Слайд №2, слово по щелчку)

П: Посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, что это за инструмент?

У: Рубель (Слайд №2, слово по щелчку)

П: В самый сказочный момент вступит этот инструмент.

Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет!

Тихо, нежно зазвенит, будто всё посеребрит.

А затем умолкнет скоро по сигналу дирижёра.

Знает это каждый школьник. Что такое….

У: Треугольник. (Слайд №2, слово по щелчку)

П: Правильный ответ. А теперь посмотрите на картинку, и ответьте, как называется этот инструмент?

У: Домра. (Слайд №2, слово по щелчку)

П: Сейчас послушайте, ребята,

Задорный звук молодцеватый.

Не всяк на месте устоит,

Когда он весело гремит.

Этот звук мы не забудем.

Так звенит лишь только…

У: Бубен. (Слайд №2, слово по щелчку)

П: На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть –

Мелодично и привольно украшают долгий путь.

У: Бубенцы. (Слайд №2, слово по щелчку)

П: Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша ...

У: Балалайка. (Слайд №2, слово по щелчку)

П: Правильно, ответили на все задания. Какое же слово получилось по вертикали.

У: Народный. Да, каждый из этих инструментов считается народным.

(Слайд №3) Физкультминутка «Ах, вы наши инструменты»

1.Ах, вы гусли наши гусли, поиграйте веселей,

Поиграйте наши гусли, да порадуйте гостей.

2.Ах, вы ложки наши ложки, поиграйте веселей,

Ах вы ложки наши ложки, да порадуйте гостей.

3.Ах, вы бубны наши бубны, поиграйте веселей,

Поиграйте наши бубны, да порадуйте гостей.

4.Ах, вы наши балалайки, поиграйте веселей,

Поиграйте балалайки, да порадуйте гостей.

5.Ах, баяны вы баяны, поиграйте веселей,

Поиграйте - ка баяны, да порадуйте гостей.

6.Ах, вы домры наши домры, поиграйте веселей,

Поиграйте наши домры, да порадуйте гостей.

7.Ах, трещотки вы трещотки, поиграйте веселей,

Поиграйте вы трещотки, да порадуйте гостей.

8.Ах, ты рубель, ты наш рубель поиграй-ка веселей,

Поиграй-ка ты наш рубель, да порадуй ты гостей.

П: Ребята, скажите пожалуйста, в оркестре русских народных инструментов, сколько групп инструментов?

У: три группы: струнные инструменты, духовые и ударные.

П: Сейчас я вам расскажу про инструменты, которые входят в группу духовых инструментов (Слайд №4)

(Слайд №5) Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент. Посмотрите на экран, она из себя представляет небольшую трубочку, сделанную из дерева или тростника, на нижний конец которой, прикрепляется коровий рог. В боковых стенках трубки есть несколько отверстий. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки различной высоты. Тембр жалейки пронзительный. Жалейка невелика — всего сантиметров десять. 

Видеоролик игры на жалейке. (Слайд №6)

П: Следующий музыкальный инструмент это свирель (Слайд №7)

Свирель представляет собой простую деревянную, иногда металлическую дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий – обычно шесть. Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи. Длина достигала 30 – 40 сантиметров.

Видеоролик игры на свирели. (Слайд №8)

П: И еще один инструмент с которым познакомимся – это рожок (Слайд №9) Музыкальный инструмент рожок является очень древним. На Руси его изготавливали из берёзы, клёна или можжевельника. У нас сегодня на занятии есть рожок, изготовленный из бересты, посмотрите, как он выглядит.

Учащиеся рассматривают инструмент и пробуют поиграть на нём.

П: Сильный, пронзительный звук рожка раздавался не только на пастбищах, но и на праздничных гуляниях.   

Рожки изготавливались во многих русских деревнях. Помимо владимирских, известны костромские, ярославские, курские рожки. Простой инструмент имеет коническую форму и шесть отверстий: пять сверху и одно – снизу. В верхний конец ствола вклеен мундштук, имеющий форму мелкой чашечки.

Видеоролик игры на рожке. ( Слайд №10)

П: А теперь пришло время попробовать поиграть на инструментах народного оркестра: ложки, трещотка, бубен, рожок, рубель, треугольники, бубенцы.

(Слайд №11)

(Аккомпанирование мелодии русской народной песни «Как на тоненький ледок»)

Итак, ребята, давайте, с вами подведём итог нашему занятию.

С какими новыми музыкальными инструментами вы сегодня познакомились?

У: Жалейка, рожок, свирель.

П: Правильно. К какой группе инструментов они относятся?

У: К духовым музыкальным инструментам. (Слайд №12)

(Слайд №13) Игра на закрепление звучания инструментов народного оркестра «Угадай-ка».

П: Молодцы. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание. До свидания. (Слайд №14)